Цель:
- дать элементарные представления об осенних изменениях в природе;
- формировать умения определять погоду по внешним признакам;
- по сезону одеваться на прогулку.
Задачи:
- рассказать об основных признаках осени;
- учить рассматривать сюжетную картинку;
- развивать внимание;
- развивать речь.
Материал: картинка с изображением осеннего леса (разноцветные деревья, разноцветные листья (можно вырезать из цветной бумаги, ягоды рябины, шишки, жёлуди, орехи, каштаны, грибы.
Подготовительная работа: экскурсия в осенний парк с родителями, прослушивание песен об осени, чтение стихотворений об осени.
Ребята, послушайте стихи, что мы надем на улицу осенью:
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем галошки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Вот как хорошо!Застегнем застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки
Разные заклёпочки.
Во время прослушивания стихов дети показывают правую и левую ноги, имитируют «надевание галошек», «застёгивание застёжек, кнопочек».
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуй, небо голубое, (тянем ручки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчиваем круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачиваем руками над головой)
Здравствуй, маленький дубок, (присели)
Здравствуй утро, (жест влево) здравствуй день, (жест вправо)
Нам здороваться не лень (разводят руками в стороны)
Воспитатель вместе с детьми рассматривают картинку с изображением осеннего леса.
Воспитатель: Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели. Завяла трава. Засохли цветы. Часто дует ветер и идет дождь. Листья кружатся и падают на землю. Так бывает всегда, когда приходит осень.
Яркими красками листья сверкают-
Ветер подует - они облетают…
Будто бы бабочки, листья порхают,
Кружатся в небе, летают, летают
Пестрым ковром на землю ложатся
Они под ногами у нас шелестят -
Об осени скорой всем говорят.
Проводится физминутка
«Руки подняли и покачали…»
Руки подняли и покачали
(Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу.
(Плавно опускаем руки вниз.)
Локти согнули, кисти встряхнули -
(Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу.
(Машем руками перед собой.)
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят.
(Руки в сторону - помахать, имитируя взмах крыльев.)
Как они сядут, тоже покажем,
(Приседания.)
Крылья сложили назад.
(Присесть на корточки и сложить руки за спиной.)
Воспитатель: Ребятки! Вчера я гуляла по осеннему лесу и вот, что нашла (достает из корзины плоды и грибы, дети их называют):
Дети: Это шишки, это желуди, это грибы, это орехи и каштаны, а это рябина.
Зябнут берёзы,
стынут осины.
Только горят
на морозе рябины.И отовсюду -
смотри-ка, смотри! -
Греться к рябине
летят снегири.
Воспитатель: Все это богатство дарит нам осень. Этими плодами питаются разные животные и птицы, собирают люди. Как вы думаете, кто кушает орешки? (Ответы детей). А рябину (Ответы детей). Молодцы!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой у меня красивый букет из листьев!
У меня букет осенний,
Разноцветный и последний.
В нем есть клена лист резной,
Лист калины расписной.
Скромненький листок осины
И алеет гроздь рябины.
Вот березки желтый листик,
И резной тысячелистник.
У дубка лист красный, яркий,
Посмотрел, и стало жарко.
Свой букетик засушу,
Осень в зиму приглашу.
Воспитатель: Вот красный листик. А вот жёлтый (по одному показывает листья детям). Вот сколько листьев!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, листья у отличаются не только цветом! Чем же они не похожи друг на друга? (Ответы детей). Правильно, эти листья с разных деревьев.
Выставляются картинки с изображением разных деревьев (клен, дуб, береза). Кто знает, что это за деревья? (Ответы детей)
Проводится игра «Какой лист с какого дерева?»
Воспитатель показывает по одному листочку, дети называют с какого он дерева.
Воспитатель: Посмотрите, с какого дерева этот листок? Дети: С березы.
Воспитатель: Значит этот листок какой?
Дети: Березовый.
Воспитатель. А теперь послушайте - что это капает?
(Воспитатель ударяет кончиками пальцев по столу, изображая падающие на землю капли дождя.)
Приходил - стучал по крыше,
Кап-кап-кап
кап-кап-кап
Уходил - никто не слышал.
Угадали, что это такое (Дождик.)
Правильно дождик. Осенью часто бывают дожди. А чтобы укрыться от дождя нам что нужно? (Зонтик.)
Правильно, ребята, молодцы.
(Воспитатель еще раз читает загадку и вместе с детьми повторяет движения, имитирующие шум дождя.)
Физкультминутка
Осень в гости к нам пришла, (Поднять руки вверх.)
Сильный ветер принесла. (Покачать поднятыми руками вправо-влево.)
Листья кружатся, летят… (Покружиться, размахивая руками.)
Осень любит листопад. (Имитировать кружение осенних листьев.)
Воспитатель. Ребята, а вы любите гулять на улице и собирать осенние листочки? (Да.)
Тогда давайте с вами немного поиграем и соберем свой осенний букет.
"Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(Дети выполняют движения за воспитателем, следуя тексту. Воспитатель разбрасывает листья бумажные на ковре, дети собирают в корзину.)
Воспитатель. Ребятки, посмотрите, какой красивый букет у нас получился.
Итог занятия
Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? (Об осени). Мы узнали, что такое осень, какую погоду она нам приносит, посмотрели, какое богатство можно найти осенью в лесу.
А ещё из природного материала можно сделать очень красивые поделки!