Звуки Т и Ть. Буквы Т и т

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте, Буквы Т т


Класс: 1.

Предмет: обучение грамоте.

Единица содержания: применять алгоритм для знакомства с новыми звуками Т и Ть, буквами Т и т для умения применять алгоритмы в любых жизненных ситуациях

Цель:

обучающий аспект:

  • знать характеристику звуков Т и Ть (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь печатать буквы Т и т, распознавать ее в словах и читать слова с этой буквой (познавательные универсальные учебные действия)
  • знать алгоритм знакомства со звуками и уметь его применять (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект:

  • развивать умение планировать и оценивать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);
  • развивать логическое мышление при работе по алгоритму, классификации звука, работе с таблицей (познавательные универсальные учебные действия);
  • развивать умение находить нужную информацию в предложении (познавательные универсальные учебные действия);

воспитывающий аспект:

  • воспитывать положительные качества характера при выполнении заданий (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать положительную мотивацию в обучении (личностные универсальные учебные действия);
  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку (личностные универсальные учебные действия).

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной познавательной деятельности
  • усвоение новых знаний и способов действий
  • первичная проверка усвоения
  • итог урока на рефлексивной основе

Обратить внимание:

Лиза

Слабое знание букв

Вероника П.

Техника чтения (слоговое)

Вероника Б.

Техника чтения (побуквенное)

Милана

Техника чтения (слоговое)

Ход урока

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
мин.

Задача: актуализация знаний и умений, обеспечение мотивации, принятия цели, готовности к активной учебно-познавательной деятельности.
Метод: /репродуктивный, продуктивный/.
Форма работы: /фронтальная/

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Звучит песня «Азбука»
Читает стихотворение
Презентация (прил. 1)
Делают вывод, что урок чтения
Определяют на слух, с каким звуком слова
Формулируют тему «Звуки Т и Ть. Буквы Тт»
Ставят цель:

Ребята, называя цели урока, вы проговорили все шаги, которые мы будем делать, чтобы понять тему урока.
Кто знает, что такое алгоритм?
Алгоритм - это определенный порядок действий

Мы уже знаем порядок шагов, как мы знакомимся со звуками.
1. Характеристика звука
2. Печать буквы
3. Чтение
Вывешивает позиции алгоритма на доску
(прил. 2).
Итак, отправляемся в путь знакомиться по нашему алгоритму со звуками Т и Ть

Предлагают версии, что такое алгоритм
Приводят пример алгоритма: встать, умыться, позавтракать, одеться, приехать в школу

Усвоение новых знаний и способов действий

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, организация активных самостоятельных действий обучающихся.
Метод: /репродуктивный/
Форма работы: /фронтальная, индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Первый шаг алгоритма - характеристика звуков Т и Ть
Что должны определить?
- согласный или гласный
- звонкий или глухой
- твердый или мягкий
Называют характеристики, которые надо определить
Упражнение на определение согласности или гласности Пытаются протянуть звук Т (не получается) - делают вывод о том, что звук согласный
Упражнение на определение глухости или звонкости Делают вывод и принадлежности звука к согласным глухим (гортань не вибрирует), может быть твердым и мягким
Задание на определение твердости и мягкости
Раздает слова из стихотворения про букву Т (прил. 3)
Вероника Б, Вероника П, Лиза и Милана - работают с односложными словами
Остальные - с многосложные
Организует проверку по слайду. Находят букву Т, внизу ставят синий кружочек, если звук твердый и зеленый - если звук мягкий.
По цепочке прикрепляют слова в таблицу на доске
Если у кого-то ошибка, поясняет, в чем
Первый шаг алгоритма выполнен!
(прикрепляет рядом с табличкой «Характеристика» зеленый магнитик-фонарик)
Проверка: по образцу на слайде
Оценивание в оценочном листе:
зеленый - под буквой Т верный кружок
синий - верный кружок, но не под буквой Т
красный - все неверно
ФИЗМИНУТКА «Тик-Так» Выполняют физминутку
Кто помнит, с помощью чего мы знакомимся со звуками Т и Ть?
Правильно, с помощью алгоритма - определенного порядка шагов.
Какой следующий шаг?
Называют слово «алгоритм»

2. Печатать букву Т

Комментирует написание буквы
Организует оценивание
Со вторым шагом алгоритма справились (прикрепляет к табличке зеленый магнитик-фонарик)

Индивидуально в специальных тетрадях пропечатывают буквы Тт.
Оценивание: учителем
зеленый кружок - есть 3 красивые буквы.
синий кружок - есть 1-2 красивые буквы,
красный кружок - нет красивых букв
ФИЗМИНУТКА «Буква Т»
(Трамвай, рюкзак, тропинка, дождь, дуб, тишина, котик, кресло, танец, праздник, осень, пятница, ученик, тема, форма)
Выполняют физминутку
Если слово начинается с буквы Т, то руки в стороны, если нет буквы Т - прыжок

Какой следующий шаг чего? Алгоритма

3. Чтение.
Учебник стр. 53
И с третьим шагом мы справились (прикрепляет к табличке «Чтение» зеленый магнитик-фонарик)

Вероника Б, Вероника П и Лиза, Милана - читают слоги в «Азбуке» - стр. 53 (один сверху вниз, другой снизу вверх)
Остальные по цепочке - читают стихотворения (прил. 3+ учебник) - каждый по одной строчке
Задание не оценивается.

Первичная проверка усвоения

Задача: установление правильности и осознанности усвоения новых знаний на репродуктивном уровне, выявление пробелов, неверных представлений, типичных ошибок и их коррекция.
Метод: /репродуктивный/
Форма работы: / индивидуальная, парная /

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Раздает карточки (прил. 4) Вероника Б, Вероника П, Лиза, Милана - работают со слогами
Остальные - с предложением из трех слов.
Задание: найти слово (для Вероник, Лизы и Миланы слог), где есть буква Т, обозначить под ней кружочком - мягкий звук она обозначает или твердый

Организует анализ работы и оценивание.

Проверка: взаимопроверка по образцу на слайде
Оценивание: Зеленый - все верно, синий - с ошибкой, красный - неверно

Итог на рефлексивной основе
мин.

Задача: обеспечить анализ, оценку собственной деятельности каждым обучающимся с учетом поставленных в начале урока целей,
Метод: /репродуктивный, продуктивный/.
Форма работы: / индивидуальная/.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Посмотрите на листы самооценивания (прил. 5).
Выясняет, какой цвет чаще всего встречался?
Определяют доминирующий цвет и степень усвоения темы
С какими звуками мы сегодня познакомились?
Что нам помогало работать на уроке по порядку и позволило полностью все выяснить про эти звуки?
Что такое алгоритм?
Какой первый шаг алгоритма?
Какой второй шаг?
Какой третий шаг?
По цепочке отвечают:
Называют тему
Называют слово АЛГОРИТМ
Говорят, что алгоритм - это определенный порядок действий
Называют шаги алгоритма

Прием «Самопохвал».
(прил. 6):
Я себя могу похвалить за то, что был……
Что объединяет все эти слова?

Выбирают качество, за которое могут себя похвалить.
Делают вывод, что все слова на букву Т