Правописание отрицательной частицы не с причастиями

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: Правописание частицы не с причастиями


Цель урока: повторить и закрепить информацию о правописании частицы не с причастием, отработать и закрепить навыки правописания частицы с причастием.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать, при каких условиях частица не пишется слитно и раздельно с причастием;
  • уметь производить анализ текста;
  • уметь понимать текст, а также уметь выбирать написание частицы с причастием;

Универсальные учебные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • действовать по образцу;
  • воспроизведение по памяти правил;
  • анализ и сопоставление информации;
  • формирование социально-ценностных личностных и нравственных качеств: уважение к результатам труда, любознательность.

Задачи урока:

  • расширение знаний о причастии и правописании частицы не;
  • формирование навыка анализа языкового явления;
  • умение работать с алгоритмом;
  • формирование навыков читательской грамотности.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: раздаточный материал, проектор, рабочая тетрадь.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный этап

Организует работу детей.
Создает положительный эмо-
циональный настрой.

Приветствиуют учителя, готовят рабочие места, настраиваются на урок.

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со всеми участниками учебного процесса.

2. Актуализация знаний

Проводит проверку домашнего задания, помогает составить алгоритм работы с правилом.

Анализирую задание, делают выводы об усвоении нового материала на прошлом уроке. Участвуют в составлении алгоритма.

Выполнение инструкции, несложных алгоритмов при решении учебных задач; саморегуляция; уважительное отношение к мнению других участников учебного процесса; формирование лингвистической компетенции.

3.Постановка проблемы, цели
и задач урока. Мотивация
учебной деятельности.

Организует работу учащихся по постановке темы, цели урока.

Беседа, отвечают на вопросы
полным и развернутым ответом. Поиск путей решения проблемы.

Коммуникативные навыки; формирование лингвистической компетенции.

4. Работа по теме урока.

Организует работу с текстами, направляет учащихся

Осуществляют работу с текстами, проверяя результаты своей деятельности по образцам.

Выполнение действий согласно инструкции.
Осуществление поиска необходимой информации, осуществление сравнительного анализа текстов; формулирование мысли.
Участие в творческой деятельности. Коммуникативные навыки. Воспроизведение по памяти информации.
Умение осуществлять самопроверку, сопоставлять с эталоном.

5. Рефлексия.

Акцентирует внимание на конечном результате.
- Какую цель поставили в начале урока? Достигли её?
Просит поделиться мыслями:
1. Сегодня я узнала что…
2. Самым интересным для меня было…..
3. Мне бы хотелось…

Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности и оценивают личный вклад в совместную
деятельность, а также количество накопленного за урок опыта.

Умение адекватно оценивать
свою деятельность и деятельность одноклассников.
Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Познавательные:
- контроль
- самооценка
- обобщение.

6. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

Составить 7 предложений с причастиями с частицей «НЕ», объединенных проблемой экологии и равнодушного отношения к природе.
По желанию (на оценку) создать рекламный плакат о волонтёрстве или плакат о сохранении природы.

Записывают заметки по домашнему заданию, задают уточняющие вопросы.

Умение концентрировать внимание на информации, оценивать и анализировать её.

Материалы для работы на уроке

I. Домашнее задание (проверка). Выписать номера тех с/с, где причастие пишется с НЕ слитно

  1. решение (не)продумано;
  2. по (не)хоженой дороге;
  3. ещё (не)обжитый край;
  4. никем (не)нарушаемая тишина;
  5. (не)годующий взгляд;
  6. (не)обожжённые вершины гор, а все заросшие лесом;
  7. (не)засеянные, а распаханные поля;
  8. (не)разорвавшаяся мина;
  9. линии (не)смещены.

Составление алгоритма работы с правилом

  1. Какая форма причастия? ПОЛНАЯ или НЕПОЛНАЯ?
  2. Употребляется ли без «НЕ»?
  3. Если без «НЕ» употребляется и полная форма, то:
    - зависимое слово, кроме ОЧЕНЬ, СОВЕРШЕННО,
    ВЕСЬМА, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, АБСОЛЮТНО;
    - противопоставление с союзом «А»;
    - слова ВОВСЕ, ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ

II. Работа с текстом

Текст 1

За дело: как стать волонтером на Байкале

Если каждый будет делать добро в пределах
своих возможностей, возможности добра
станут безграничными.
Фазиль Искандер

Еще десять лет назад не каждый знал, что такое волонтерство. Сегодня же слово «волонтер» понятно каждому и все больше и больше людей готово помогать спасать часто (не)защищённую планету.

На Байкале особенной популярностью пользуется экологическое волонтерство. Оно и неудивительно - сознательные люди понимают, что Байкал - это всемирное достояние, что защищать и оберегать - дело каждого. Существует немало организаций и проектов, занимающихся экологическим волонтерством на Байкале, отнюдь (не)перестающим очаровывать своей красотой и уникальностью.

Текст 2

Общественная экологическая организация «Мой Байкал»

На протяжении пяти лет «Мой Байкал» проводит акцию по уборке мусора «Праздник чистоты».

Мероприятие, в котором принимают участие как приезжие волонтеры, так и местные жители, охватывает остров Ольхон - самый большой остров на Байкале, побережье пролива Малое море, поселок Листвянка и другие участки берега озера, больше всего страдающие от наплыва (не)желающих соблюдать чистоту туристов.

«Праздник чистоты» проходит в начале лета и длится пять дней. Участники акции не просто отслеживают (не)убранный мусор, они по возможности сортируют его. Также волонтеры занимаются экопросвещением - стараются донести до туристов и местных жителей важность ответственного отношения к окружающей среде.

Помочь Байкалу и принять участие в акции приезжают пенсионеры, студенты и школьники со всей Иркутской области, (не)умеющие оставаться в стороне. Люди едут рабочими коллективами и целыми семьями. За годы проведения «Праздника чистоты» было собрано около 13 000 мешков мусора. Волонтеры разобрали несколько больших, (не)вывезенных стихийных свалок.

Задания

Сформулируйте идею, которая объединяет тексты.

Какой стиль? Дайте пояснения.

Какими чертами характера должен обладать волонтер?

Как смысл эпиграфа соотносится с идеей текстов?

Как могут помочь волонтеры в решении экологических проблем?

С какого возраста можно принимать участие в решении общественных проблем? Обоснуй
свой ответ.

В школе существует проблема неорганизованных перемен. Учащиеся младших классов
бегают и могут травмировать себя или окружающих. Предложите с одноклассниками свои способы решения проблемы.

III. Работа с текстом. Установите последовательность предложений, выписав номера предложений. Раскройте скобки

1) Рыба, (не)живущая в грязной воде, погибает. 2) Но даже выживая, она ни копченой, ни жареной (не)подходит для еды. 3) А в это время (не)выдерживающая загрязнения природа гибнет. 4) (Не)загрязняйте водоемы! 5) Некоторые предприятия сливают (не)очищенные химические отходы в водоемы. 6) Совершенно (не)желающие понимать и решать проблемы директор(а/ы) заводов только пожимают плечами.

Каким образом данный текст связан с предыдущими?

I. ПРОВЕРКА

  1. решение не продумано;
  2. по нехоженой дороге;
  3. ещё не обжитый край;
  4. никем не нарушаемая тишина;
  5. негодующий взгляд;
  6. не обожжённые вершины гор, а все заросшие лесом;
  7. не засеянные, а распаханные поля;
  8. неразорвавшаяся мина;
  9. линии не смещены.

Ответ: 2, 5, 8

IV. Работа с текстом

Ответ: 5, 1, 2, 6, 3, 4

5) Некоторые предприятия сливают неочищенные химические отходы в водоемы. 1) Рыба, не живущая в грязной воде, погибает. 2) Но даже выживая, она ни копченой, ни жареной не подходит для еды. 6) Совершенно нежелающие понимать и решать проблемы директора заводов только пожимают плечами. 3) А в это время не выдерживающая загрязнения природа гибнет. 4) Не загрязняйте водоемы!

Текст связан с предыдущими проблемой, стилем.