Цель урока: повторить и закрепить информацию о правописании частицы не с причастием, отработать и закрепить навыки правописания частицы с причастием.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать, при каких условиях частица не пишется слитно и раздельно с причастием;
- уметь производить анализ текста;
- уметь понимать текст, а также уметь выбирать написание частицы с причастием;
Универсальные учебные действия:
- поиск и выделение необходимой информации;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- действовать по образцу;
- воспроизведение по памяти правил;
- анализ и сопоставление информации;
- формирование социально-ценностных личностных и нравственных качеств: уважение к результатам труда, любознательность.
Задачи урока:
- расширение знаний о причастии и правописании частицы не;
- формирование навыка анализа языкового явления;
- умение работать с алгоритмом;
- формирование навыков читательской грамотности.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: раздаточный материал, проектор, рабочая тетрадь.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
1.Организационный этап |
Организует работу детей.
|
Приветствиуют учителя, готовят рабочие места, настраиваются на урок. |
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со всеми участниками учебного процесса. |
2. Актуализация знаний |
Проводит проверку домашнего задания, помогает составить алгоритм работы с правилом. |
Анализирую задание, делают выводы об усвоении нового материала на прошлом уроке. Участвуют в составлении алгоритма. |
Выполнение инструкции, несложных алгоритмов при решении учебных задач; саморегуляция; уважительное отношение к мнению других участников учебного процесса; формирование лингвистической компетенции. |
3.Постановка проблемы, цели
|
Организует работу учащихся по постановке темы, цели урока. |
Беседа, отвечают на вопросы
|
Коммуникативные навыки; формирование лингвистической компетенции. |
4. Работа по теме урока. |
Организует работу с текстами, направляет учащихся |
Осуществляют работу с текстами, проверяя результаты своей деятельности по образцам. |
Выполнение действий согласно инструкции.
|
5. Рефлексия. |
Акцентирует внимание на конечном результате.
|
Подводят итоги совместной и индивидуальной деятельности и оценивают личный вклад в совместную
|
Умение адекватно оценивать
|
6. Домашнее задание |
Комментирует домашнее задание.
Составить 7 предложений с причастиями с частицей «НЕ», объединенных проблемой экологии и равнодушного отношения к природе.
|
Записывают заметки по домашнему заданию, задают уточняющие вопросы. |
Умение концентрировать внимание на информации, оценивать и анализировать её. |
Материалы для работы на уроке
I. Домашнее задание (проверка). Выписать номера тех с/с, где причастие пишется с НЕ слитно
- решение (не)продумано;
- по (не)хоженой дороге;
- ещё (не)обжитый край;
- никем (не)нарушаемая тишина;
- (не)годующий взгляд;
- (не)обожжённые вершины гор, а все заросшие лесом;
- (не)засеянные, а распаханные поля;
- (не)разорвавшаяся мина;
- линии (не)смещены.
Составление алгоритма работы с правилом
- Какая форма причастия? ПОЛНАЯ или НЕПОЛНАЯ?
- Употребляется ли без «НЕ»?
- Если без «НЕ» употребляется и полная форма, то:
- зависимое слово, кроме ОЧЕНЬ, СОВЕРШЕННО,
ВЕСЬМА, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, АБСОЛЮТНО;
- противопоставление с союзом «А»;
- слова ВОВСЕ, ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ
II. Работа с текстом
Текст 1
За дело: как стать волонтером на Байкале
Если каждый будет делать добро в пределах
своих возможностей, возможности добра
станут безграничными.
Фазиль Искандер
Еще десять лет назад не каждый знал, что такое волонтерство. Сегодня же слово «волонтер» понятно каждому и все больше и больше людей готово помогать спасать часто (не)защищённую планету.
На Байкале особенной популярностью пользуется экологическое волонтерство. Оно и неудивительно - сознательные люди понимают, что Байкал - это всемирное достояние, что защищать и оберегать - дело каждого. Существует немало организаций и проектов, занимающихся экологическим волонтерством на Байкале, отнюдь (не)перестающим очаровывать своей красотой и уникальностью.
Текст 2
Общественная экологическая организация «Мой Байкал»
На протяжении пяти лет «Мой Байкал» проводит акцию по уборке мусора «Праздник чистоты».
Мероприятие, в котором принимают участие как приезжие волонтеры, так и местные жители, охватывает остров Ольхон - самый большой остров на Байкале, побережье пролива Малое море, поселок Листвянка и другие участки берега озера, больше всего страдающие от наплыва (не)желающих соблюдать чистоту туристов.
«Праздник чистоты» проходит в начале лета и длится пять дней. Участники акции не просто отслеживают (не)убранный мусор, они по возможности сортируют его. Также волонтеры занимаются экопросвещением - стараются донести до туристов и местных жителей важность ответственного отношения к окружающей среде.
Помочь Байкалу и принять участие в акции приезжают пенсионеры, студенты и школьники со всей Иркутской области, (не)умеющие оставаться в стороне. Люди едут рабочими коллективами и целыми семьями. За годы проведения «Праздника чистоты» было собрано около 13 000 мешков мусора. Волонтеры разобрали несколько больших, (не)вывезенных стихийных свалок.
Задания
Сформулируйте идею, которая объединяет тексты. |
Какой стиль? Дайте пояснения. |
Какими чертами характера должен обладать волонтер? |
Как смысл эпиграфа соотносится с идеей текстов? |
Как могут помочь волонтеры в решении экологических проблем? |
С какого возраста можно принимать участие в решении общественных проблем? Обоснуй
|
В школе существует проблема неорганизованных перемен. Учащиеся младших классов
|
III. Работа с текстом. Установите последовательность предложений, выписав номера предложений. Раскройте скобки
1) Рыба, (не)живущая в грязной воде, погибает. 2) Но даже выживая, она ни копченой, ни жареной (не)подходит для еды. 3) А в это время (не)выдерживающая загрязнения природа гибнет. 4) (Не)загрязняйте водоемы! 5) Некоторые предприятия сливают (не)очищенные химические отходы в водоемы. 6) Совершенно (не)желающие понимать и решать проблемы директор(а/ы) заводов только пожимают плечами.
Каким образом данный текст связан с предыдущими?
I. ПРОВЕРКА
- решение не продумано;
- по нехоженой дороге;
- ещё не обжитый край;
- никем не нарушаемая тишина;
- негодующий взгляд;
- не обожжённые вершины гор, а все заросшие лесом;
- не засеянные, а распаханные поля;
- неразорвавшаяся мина;
- линии не смещены.
Ответ: 2, 5, 8
IV. Работа с текстом
Ответ: 5, 1, 2, 6, 3, 4
5) Некоторые предприятия сливают неочищенные химические отходы в водоемы. 1) Рыба, не живущая в грязной воде, погибает. 2) Но даже выживая, она ни копченой, ни жареной не подходит для еды. 6) Совершенно нежелающие понимать и решать проблемы директора заводов только пожимают плечами. 3) А в это время не выдерживающая загрязнения природа гибнет. 4) Не загрязняйте водоемы!
Текст связан с предыдущими проблемой, стилем.