Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы светской этики».
Тема урока: Добро и зло (урок первый).
Цели:
- формирование представлений о добре и зле как главных моральных понятиях в жизни человека;
- развитие речи, мышления, воображения, коммуникативных навыков;
- воспитание отзывчивости, уважения, внимательного отношения к окружающим, стремление делать добро, проявлять милосердие.
Задачи:
- расширить и углубить представления обучающихся о добре и зле;
- подвести обучающихся к пониманию основных категорий морали - добро, зло, гуманность;
- помочь обучающимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла;
- формирование умений работать с учебником, словарем, делать выводы;
- развивать умения работать в группах;
- развивать умения коммуникативной компетенции обучающихся.
Основополагающий вопрос: как можно использовать полученные знания в жизненном опыте, может ли человек оценить "добро" без понятия "зла".
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Виды деятельности: беседа, словарная работа, устный рассказ на определенную тему, прослушивание аудиозаписи, составление синквейна, самоанализ, самостоятельная работа, творческая работа, чтение литературного произведения, коллективное исполнение песни, игра-путешествие.
Ход урока
I. Организация деятельности обучающихся
II. Подготовка к изучению темы урока
Звучит песня «Что такое доброта?»
- Ребята, о чем эта песня? (О доброте).Подберите родственные слова к слову «Доброта». Найдите самое короткое слово из этой семейки родственных слов (Добро).
Открывается первая часть темы урока - Добро.
- Подберите антоним к слову «добро». (Зло)
Открывается вторая часть темы урока - Зло.
- Эти два слова нам подсказали тему урока... ( «Добро и зло»)
III. Работа над темой урока
ДОБРО И ЗЛО |
1. Определение целей урока
- Определим цели урока (обучающиеся формулируют цели урока)
2. Беседа
- Как Вы понимаете слова «добро и «зло»? (Ответы обучающихся). Попробуйте изобразить эти понятия в цвете. (Дети рисуют любые две фигуры одинакового размера, раскрашивают их и рассказывают о том, что у них получилось, почему выбрали именно такие цвета)
- Подберите слова, которыми можно описать добро, зло. (Ответы детей)
Вывод: - Так что же такое добро, зло? (Дети формулируют определения в своём понимании)
- Обратимся к толковому словарю. Похожи ли наши определения на определения в толковом словаре? (Сравнительный анализ определений)
- Выпишем определения из толкового словаря в тетрадь.
С.И.Ожегов: «Добро - всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
- Перед Вами две дороги (слайд 1), тёмная и светлая, которые в нескольких местах пересекаются. Как бы Вы назвали эти дороги? («Добро» и «Зло»)
- Представьте, что нам нужно пройти два пути. По какому пути Вы хотели бы пройти вначале? Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей. Как правило выбор вначале на дорогу «добро»)
- Итак, мы отправляемся в путь по дороге под названием «Добро». На пути нас ждут разные испытания. Готовы? (Ответы детей)
Испытание 1. О чем пословицы (слайд 3).
- Прочитайте каждую пословицу и запишите о чем она.
- Доброе слово и кошке приятно. (О добре)
- Худо тому, кто добра не делает никому. (О зле)
- Доброе дело само себя хвалит. (О добре)
- Злоба лишает человека силы. (О зле)
- Доброе слова и железные ворота открывает. (О добре)
- За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (О зле)
- Добрые дела красят человека. (О добре)
- Без добрых дел нет доброго имени. (О добре)
- Жизнь дана на добрые дела. (О добре)
- Добро век не забудется. (О добре)
- Доброе дело дороже богатства. (О добре)
- Ребята, каких пословиц больше? (О добре)
- О чём пословиц больше? Сделаем вывод. (Добра должно больше. Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания)
- Мы дальше продолжаем движение по дороге «Добро».
Испытание 2. Проблемная ситуация. Как поступили бы Вы? (слайд 4)
- Послушайте притчу. Притча о добре и зле. (Аудиозапись)
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение.
А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так Добро отплатило Злу за зло - добром.
(Дети отвечают на поставленный перед чтением вопрос)
Испытание 3. Как борются добро и зло.
- Теперь предстоит каждому выбрать свою дорогу. Расскажите, как Ваше «добро» победило Ваше «зло» или «зло» победило добро.
Дети рассказывают свои истории. Если у кого-то зло побеждает добро, то маршрут меняется и рассказчик оказывается на дороге под названием «Зло». Вернуться на маршрут помогают одноклассники. Они дают советы, как нужно было бы поступить. Если рассказчик принимает совет, то возвращается на дорогу «Добро».
Испытание 4. В гостях у сказок.
- Все мы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Составьте два списка: добрые герои - злые герои, укажите название сказки, автора. (Работа в парах)
Проверка задания:один изображает доброго героя, а второй - злого героя. Остальные обучающиеся отгадывают героя, его поступок, название сказки. Дают оценку поступку.
Испытание 5. Составление мини-словаря «Добро».
- Придумайте на каждую букву слова "добро" слова, обозначающие положительные качества характера человека.
(Работа в парах. Когда задание выполнено, один обучающийся называет букву, второй - слово, одноклассники добавляют слова:
- д - дружелюбный;
- о - отзывчивый; ответственный
- б - бережливый; безукоризненный; благородный
- р - рассудительный; радостный
- о - откровенный; обаятельный).
Испытание 7. Синквейн.
- Составьте синквейны «Добро», «Зло». (Работа в малых группах. Отвечает один обучающийся, которого выбрала группа).
IV. Итог урока
- Вы легко прошли все испытания. Почему? (Шли по дороге под названием «Добро»). Завершим наше путешествие знаменитой песней самого доброго героя - кота Леопольда «Если добрый ты…». Вам нужно допевать одно из слов песни «хорошо» или «плохо».
(Все обучающиеся встают в круг. Звучит музыка из песни «Если добрый ты…»).
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это (хорошо),
А когда наоборот - (плохо).
Если ясный день - это (хорошо),
А когда наоборот - (плохо).
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - это (хорошо),
А когда наоборот - (трудно).
Если добрый ты - это( хорошо),
А когда наоборот - (трудно).
- Сегодня мы условно прошли дорогами добра и зла. В жизни нам будут встречаться разные дороги. По какой из них пойти каждый сделает самостоятельный выбор.
V. Рефлексия. Это для меня
- Выберите то высказывание, которое считаете самым важным и полезным для себя (слайд 5).
- В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других. (Лев Толстой)
- Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-Жак Руссо)
- Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе. (Уильям Шекспир)
- Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других. (Лев Толстой)
(Обучающиеся выписывают одно высказывание, обосновывают свой выбор).
- Добрым быть совсем не просто. Чтение стихотворения Н.Тулуповой "Доброта". (Читают дети)
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
V. Домашнее задание
- Смастерите или нарисуйте цветик-семицветик. На каждом лепестке запишите своё желание.