Пересказ как средство развития навыков монологической речи

Разделы: Иностранные языки


«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить»
Вольтер

Пересказ - это один из методов обучения, это набор приёмов и средств, которые помогают учителю и ученику вместе достичь целей в обучении.

Прежде чем начнем говорить о пересказе как средстве развития монологической речи, вспомним о том, что язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.

К.Д.Ушинский считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребенка, а долг учителя - научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли.

Рассмотрим пересказ как средство развития монологической речи, который является эффективным и часто используемым в процессе обучения. Пересказ - один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Существует большое количество методов и приемов обучения данному виду деятельности, но сохраняются только результативные.

Мы понимаем, что дети больше всего не любят пересказ текста. Большинство учащихся представляют пересказ как зазубривание всего текста, и конечно же, не понимают, зачем это нужно. Попробуем ответить на этот вопрос. Итак, какая же польза от пересказа на уроках английского языка?

  • Закрепление лексики;
  • Отработка грамматики;
  • Повышение концентрации внимания;
  • Улучшение памяти;
  • Развитие речи.

Но мы понимаем, что учащийся часто испытывает затруднения при подготовке к пересказу, поэтому прежде чем задавать пересказ необходимо научить детей этому. Приведем несколько пунктов для подготовки к пересказу.

  1. Обращаем внимание на заголовок текста, чтобы каждый мог выразить свою мысль, о чем текст.
  2. Далее читаем текст и выделяем новые слова и учим их, а также вспоминаем синонимы новых слов, работаем с лексикой.
  3. Разобрались с заголовком, прочитали текст, перевели новую лексику и стараемся сказать несколько предложений по содержанию текста.
  4. Поняли содержание текста, отвечаем на вопросы с поиском информации в нем.
  5. Затем можно усложнить работу и попросить учащихся составить свои вопросы к тексту.
  6. Последний этап пересказ текста по цепочке, когда учащиеся вынуждены уделять внимание говорящему, чтобы суметь продолжить пересказ.

Пересказ позволит научить учащегося свободно владеть речевыми образцами, обогащающими его речь; выработает умение высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать. Пересказ подготовит базу и послужит опорой при формировании монологической речи. Пересказывая текст учащиеся получают набор речевых клише, которые впоследствии будут употребляться в диалоге, далее и в самостоятельной речи по заданной или произвольной теме. Без пересказа нет свободного общения на языке.

Таким образом, данный вид работы совершенствует коммуникативные навыки, языковые, помогает грамотно и правильно строить свою речь, совершенствует память и мышление, а также может служить способом подготовки к сдаче ОГЭ или ЕГЭ, например, если использовать критерии оценивания из данного экзамена, а также умение отвечать на заданные вопросы.

Text retelling (пересказ текста) Алгоритм пересказа текста

How many sentences What questions to answer How you can answer

1sentence

1

What have you read?

I have read a story…by…

1sentence

2

What is title of the text?

The title of the text is…

1sentence

3

What is the text about?

The main idea of the story is…
The story is devoted to the life of…
The story describes the life and work of…
The story is about …
I did not understand clear what the author wants to say…

5-6 sentences

4

What did you know from the text?

As far as I understand from the text, the main characters of the story are… (5-6 sentences from the text)

1sentence

5

What else can you tell about the story?

I'd like to add that…

1sentence

6

Did your like the text?

I like the text (didn't like, enjoyed it…)

1sentence

7

What do you think of the text?

I think, In my opinion, To my mind
It's rather interesting
It's not interesting at all
This is a very…(realistic, useful, humorous) story
It is full of interesting facts and pictures

1sentence

8

What do you think of the language of the text?

The language is good and simple (sometimes even primitive)

1sentence

9

What did the author describe?

The author described atmosphere of the time with great skill

Литература

  1. Иностранный язык. Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева; под ред. И.Н.Добротиной. - М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. - 103 с.
  2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 6. Родное слово. Книга для детей; Год первый и второй. Москва-Ленинград, 1949.