«Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить»
Вольтер
Пересказ - это один из методов обучения, это набор приёмов и средств, которые помогают учителю и ученику вместе достичь целей в обучении.
Прежде чем начнем говорить о пересказе как средстве развития монологической речи, вспомним о том, что язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.
К.Д.Ушинский считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребенка, а долг учителя - научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Рассмотрим пересказ как средство развития монологической речи, который является эффективным и часто используемым в процессе обучения. Пересказ - один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Существует большое количество методов и приемов обучения данному виду деятельности, но сохраняются только результативные.
Мы понимаем, что дети больше всего не любят пересказ текста. Большинство учащихся представляют пересказ как зазубривание всего текста, и конечно же, не понимают, зачем это нужно. Попробуем ответить на этот вопрос. Итак, какая же польза от пересказа на уроках английского языка?
- Закрепление лексики;
- Отработка грамматики;
- Повышение концентрации внимания;
- Улучшение памяти;
- Развитие речи.
Но мы понимаем, что учащийся часто испытывает затруднения при подготовке к пересказу, поэтому прежде чем задавать пересказ необходимо научить детей этому. Приведем несколько пунктов для подготовки к пересказу.
- Обращаем внимание на заголовок текста, чтобы каждый мог выразить свою мысль, о чем текст.
- Далее читаем текст и выделяем новые слова и учим их, а также вспоминаем синонимы новых слов, работаем с лексикой.
- Разобрались с заголовком, прочитали текст, перевели новую лексику и стараемся сказать несколько предложений по содержанию текста.
- Поняли содержание текста, отвечаем на вопросы с поиском информации в нем.
- Затем можно усложнить работу и попросить учащихся составить свои вопросы к тексту.
- Последний этап пересказ текста по цепочке, когда учащиеся вынуждены уделять внимание говорящему, чтобы суметь продолжить пересказ.
Пересказ позволит научить учащегося свободно владеть речевыми образцами, обогащающими его речь; выработает умение высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать. Пересказ подготовит базу и послужит опорой при формировании монологической речи. Пересказывая текст учащиеся получают набор речевых клише, которые впоследствии будут употребляться в диалоге, далее и в самостоятельной речи по заданной или произвольной теме. Без пересказа нет свободного общения на языке.
Таким образом, данный вид работы совершенствует коммуникативные навыки, языковые, помогает грамотно и правильно строить свою речь, совершенствует память и мышление, а также может служить способом подготовки к сдаче ОГЭ или ЕГЭ, например, если использовать критерии оценивания из данного экзамена, а также умение отвечать на заданные вопросы.
Text retelling (пересказ текста) Алгоритм пересказа текста
How many sentences | № | What questions to answer | How you can answer |
1sentence |
1 |
What have you read? |
I have read a story…by… |
1sentence |
2 |
What is title of the text? |
The title of the text is… |
1sentence |
3 |
What is the text about? |
The main idea of the story is…
|
5-6 sentences |
4 |
What did you know from the text? |
As far as I understand from the text, the main characters of the story are… (5-6 sentences from the text) |
1sentence |
5 |
What else can you tell about the story? |
I'd like to add that… |
1sentence |
6 |
Did your like the text? |
I like the text (didn't like, enjoyed it…) |
1sentence |
7 |
What do you think of the text? |
I think, In my opinion, To my mind
|
1sentence |
8 |
What do you think of the language of the text? |
The language is good and simple (sometimes even primitive) |
1sentence |
9 |
What did the author describe? |
The author described atmosphere of the time with great skill |
Литература
- Иностранный язык. Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева; под ред. И.Н.Добротиной. - М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. - 103 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 6. Родное слово. Книга для детей; Год первый и второй. Москва-Ленинград, 1949.