Всероссийские проверочные работы - это итоговые контрольные работы с едиными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету. Их цель - обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Подготовка обучающихся к ВПР по русскому языку позволяет осуществить диагностику достижения предметных, метапредметных результатов, проверить уровень сформированности универсальных учебных действий.
Подготовку к ВПР я начинаю в начале учебного года, использую следующие принципы:
- системность в работе;
- создание ситуаций успеха для обучающихся;
- учёт индивидуальных особенностей;
- контроль знаний.
Провожу информационно-разъяснительную работу: знакомлю детей и родителей с демоверсией ВПР, с критериями оценивания, с графиком и процедурой проведения работ, с тетрадями - тренажёрами под редакцией Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова. Эти пособия помогают мне организовать работу в классе, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. Работу в тетрадях-тренажёрах начинаем в начале года, выборочно выполняем те задания, по которым изучен учебный материал.
Подготовке к ВПР ведётся на каждом уроке. Главной задачей уроков русского языка остаётся обучение грамотному каллиграфическому письму. Это умение проверяется в 1 задании ВПР. На каждом уроке формирую орфографическую зоркость учащихся: повторяем правила орфографии и пунктуации, делаем морфологический, фонетический, синтаксический, морфемный и словообразовательный разборы слов. Эту работу выполняем на различных этапах урока. Очень часто разные виды разборов включаю в домашнее задание.
Составляем памятки, схемы, таблицы к заданиям. Например, в учебнике 5 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. нет чёткого порядка морфологического разбора изученных частей речи, а в ВПР есть задание «Выполни морфологический разбор». Для успешного выполнения морфологического разбора различных частей речи записываем с учащимися памятки морфологических разборов существительного, прилагательного, местоимения, глагола в начале учебного года в 5 классе.
Для достижения прекрасных результатов выдаю учащимся карточки с сайтами в сети Интернет с открытыми вариантами ВПР:
- https://statgrad.org/helpdesk/ СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР.
Образовательный портал для подготовки к работам:
- https://rus8-vpr.sdamgia.ru/test?id=1.
Портал «Русский язык» - Грамота.ру.
Сайт «Словари.ру»
Это помогает оптимизировать процесс подготовки к ВПР, делает его содержательнее и привлекательнее для детей. Также эти ресурсы помогают развивать у учеников исследовательскую культуру, выработать навык анализа и отбора нужной информации.
Есть замечательный образовательный портал по подготовке к ВПР - https://rus8-vpr.sdamgia.ru/test?id=1 (Обучающая система Дмитрия Гущина). Здесь дана демоверсия по русскому языку 5-8 класс, есть каталог заданий, варианты ВПР.
Наибольшее затруднение вызывают задания, связанные с содержательной линией «Развитие речи», в частности - работа с текстом. Данный вид работы отрабатываем не только на уроках русского языка, но и литературы. Использую тетради «Комплексный анализ текста».
Важнейшим этапом работы является анализ текста, потому что умение работать с текстом, понимание его зависит от того, насколько у учащихся развиты творческие и аналитические способности. Такой вид работы формирует функциональную грамотность.
Постоянно анализирую результаты после проведения тренировочных работ в формате ВПР. Все задания, связанные с подготовкой к ВПР, проводятся с ограничением времени. Ведь обучающиеся должны знать, сколько заданий и за какое время они успевают выполнить. Связано это с тем, что ВПР по русскому языку надо написать за определённое время. После обработки выполненных заданий составляю таблицу затруднений класса и обучающихся в отдельности. Потом провожу работу по ликвидации пробелов знаний. Использую обучающую систему Гущина.
Объясняю ребятам правила оформления проверочных работ. Провожу занятия по программе дополнительного образования «Занимательная грамматика» в рамках кружковой деятельности. Целью программы является углубление знаний учащихся по русскому языку, подготовка к ВПР.
На занятиях внеурочной деятельности «Территория русского языка» в занимательной форме отрабатываем трудные задания ВПР. Данная программа предназначена для повышения эффективности подготовки к успешному выполнению Всероссийской проверочной работы.
Таким образом, при подготовке к ВПР использую классно-урочную систему, дополнительное образование, внеурочную и кружковую деятельность.