Дошкольный возраст психологами признается ответственным и важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Непосредственно в дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Чтобы детально понимать сущность выбранной темы исследования, нужно разобраться в целом, что представляет из себя здоровье человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье, как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Еще в древности ученые обращались к данному понятию и пытались дать ему определение, например, Пифагор писал о том, что здоровье - есть гармония, равновесие, а болезнь - нарушение гармонии.
В.Ш.Басырова в современном понимании трактует понятие здоровье, как естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, возникающих под воздействием биологических и социальных факторов.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Рассмотрим понятие «здоровьесберегающие технологии». Многие авторы подразумевают под данным понятием систему мер, включающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
ФГОС ДО определяет здоровьесберегающие технологии как комплекс методов, мероприятий и организационных условий в образовательной среде детского сада, реализуемых с целью сохранения, укрепления здоровья субъектов педагогического процесса (детей, педагогов, родителей), формирование у них ценностного отношения к здоровью, физической культуре.
Современные инновационные технологии, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОО, называются здоровьесберегающими технологиями. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОО, согласно требованиям ФГОС ДО прекрасно используются совместно с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Применение таких технологий решает следующие задачи:
- база для физического здоровья дошкольников;
- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- профилактика и оздоровление;
- знакомство с основами здорового образа жизни;
- формирование валеологических навыков;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Рассмотрим основные виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОО и семье.
- Медико-профилактические технологии - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОО в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
- Физкультурно-оздоровительная технология направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка направлена на обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье.
- Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов. На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.
- Технологии валеологического просвещения родителей. Так как родители являются главными субъектами образовательного процесса, именно на них накладывается обязанность правильно организовывать режим дня ребенка, уделять особое внимание его здоровью и развитию, поскольку от этого зависит его настроение, состояние физического комфорта. В рамках данной технологии осуществляется информационно-просветительская работа родителей.
- Здоровьесберегающие образовательные технологии. Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников.
Выделяют также формы здоровьесберегающих технологий в ДОО и семье:
- утренняя гимнастика;
- самомассаж;
- подвижные и спортивные игры;
- ароматерапия, релаксация;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- динамические паузы и другие.
Взаимодействие с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей в ДОО происходит также через информационные стенды для родителей, где освещаются рубрики по вопросам оздоровления дошкольников. Есть также информационный стенд медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОО.
Педагоги также привлекают родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОО (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья и др.).
Организуются консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Таким образом, отметим, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
Список литературы
- Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. - 2004. - №1. - С.23-27.
- Басырова В.Ш. Понимание здоровья с точки зрения различных научных подходов / В.Ш. Басырова // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2011. - № 1 (44). - C. 91-94. - ISSN 1993-5552.
- Султанмуратова Ф.Р. Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2012. - №1.