Актуальность. Развитие современного образования требует применения активных приемов и методик обучения, основанных на системно-деятельностном подходе. Одной из таких является сингапурская методика. Использование ее элементов видится актуальным в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Объект исследования: система подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Предмет исследования: сингапурская методика обучения.
Цель: эффективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию на основе использования элементов сингапурской методики.
Гипотеза: если использовать элементы сингапурской методики обучения в подготовке к ЕГЭ по обществознанию, то это будет способствовать повышению качества сдачи ЕГЭ.
Задачи:
- Изучить сущность сингапурской методики, обучающие структуры.
- Определить возможности использования сингапурской методики в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
- Разработать цикл занятий по подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Сингапурский метод обучения основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах, парном обучении, проектной деятельности. Сингапурская методика предполагает кооперативное обучение. Существуют пять базовых составляющих кооперативного обучения:
- Позитивное взаимоотношение. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды.
- Индивидуальная ответственность. Каждый представитель группы ответственен за достижение цели.
- Взаимное общение.
- Коммуникативные умения.
- Постепенная выработка коммуникативных умений. Необходимо формировать умения слушать, слышать, понимать, помогать и др. Эти умения усиливают коммуникабельность, помогают решать конфликты и проблемы.
Составляющие сингапурской методики - это обучающие структуры, которые можно разделить на три основные группы:
- структуры, основанные на взаимодействии ученик - учебный материал;
- структуры, основанные на взаимодействии ученик - ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества;
- структуры, необходимые для организации процесса обучения, позволяющие делать урок интересным для обучающихся, способствующие повышению самооценки и уверенности в себе, отрабатывающие социальные навыки коммуникации, сотрудничества и принятия решений.
Обучающих структур существует около 250, они являются частью некоего конструктора урока, отбираются в зависимости от этапа и цели, реализуемой на данном этапе. В данной статье мы рассмотрим некоторые элементы сингапурской методики, которые можно использовать на консультациях в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Предварительная подготовка рабочей зоны подразумевает деление учащихся на группы по четыре человека. Они располагаются за сдвоенными партами, которые выстроены таким образом, чтобы учитель располагался в центре.
В центре столов находится табличка Manage Mat (см. рис. 2). Цифры и буквы позволяют легко распределять обучающихся для работы в команде, где каждый участник имеет свой номер, при работе в парах партнеры обозначены буквами. Также по ней определяются партнеры по плечу и партнеры по лицу.
Джот-тотс
Каждый член команды берет 4 листочка бумаги. На каждом листочке бумаги:
1. Придумайте слово, связанное с понятием ИНФЛЯЦИЯ.
2. Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.
3. Положите на центр стола лицевой стороной вверх.
4. Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки.
Тик-тэк-тоу
1.Перемешайте листочки (карточки).
2.Разложите 9 листочков в формате 3х3.
3.Каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые три слова.
Олрайтраунд робин
1.Запишите как можно больше причин возникновения инфляции.
2.По одному зачитайте свои ответы покругу.
3.Запишите новые идеи на своих листках.
Клок баддис
Назначьте встречу с друзьями на 12ч., 3ч., 6ч., 9ч. (выберите 4 человека, см. рис. 3).
Клок баддис 12 ч.
1.Раскройте смысл высказывания:«Инфляция-это когда карманы рвутся от денег, а на новый пиджак все еще не хватает».(М.М. Мамич).
2.Обсудите с партнером.
Клок баддис 3 ч.
1.Заполните пропуски в таблице.
Виды инфляции |
По причине возникновения: ________________? ____________________? |
По темпам роста цен: _____________? ______________? _____________? |
2.Проверьте работу партнера.
Клок баддис 6 ч.
Подумайте и ответьте на вопросы:
1.К каким последствиям приводит инфляция? Назовите не менее трех последствий.
2.Как государство может преодолеть инфляцию Назовите не менее трех способов антиинфляционной политики государства.
3.Обсудите с партнером.
Клок баддис 9 ч.
1.Выполните тесты по сборнику Котовой, Лисковой В4 №9, В8 №7, В23 №7.
2.Проверьте работу партнера.
3.Объясните партнеру его ошибки.
Конэрс
Куда вложить 5 млн. рублей, чтобы защитить их от инфляции?
Выберите один из вариантов, объясните свою позицию партнеру:
1. Вклад
2. Ценные бумаги
3. Недвижимость
4. Золото
Таким образом, использование элементов сингапурской методики в подготовке к ЕГЭ по обществознанию позволяет сделать следующие выводы:
- Создается комфортная среда, повышается познавательная активность и мотивация учащихся.
- Развивается критическое мышление, коммуникативные умения, умения решать учебные задачи, навыки командной работы.
- Использование сингапурской методики показало свою эффективность, за период с 2015 по 2024 годы наблюдается улучшение результатов сдачи единого государственного экзамена по обществознанию (средние баллы: 2015 г. - 48, 2016 г. - 55, 2018 г. - 59; 2020 г. - 58, 2024 г. - 73 б.; максимальные баллы: 2015 г. - 65, 2016 г. - 68, 2018 г. - 78, 2020 г. - 78, 2024 г. - 85).
Литература
- Фирюлина Н.В. Формы и методы педагогического сотрудничества: сингапурская методика // «Концепт». - 2018. № 4.
- Кириллова С. Сингапурская методика «дружит» с ФГОС // Управление школой. - 2014. №1.