Использование приемов сингапурской методики в подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: сингапурская методика обучения, ЕГЭ по обществознанию


Актуальность. Развитие современного образования требует применения активных приемов и методик обучения, основанных на системно-деятельностном подходе. Одной из таких является сингапурская методика. Использование ее элементов видится актуальным в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Объект исследования: система подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Предмет исследования: сингапурская методика обучения.

Цель: эффективная подготовка к ЕГЭ по обществознанию на основе использования элементов сингапурской методики.

Гипотеза: если использовать элементы сингапурской методики обучения в подготовке к ЕГЭ по обществознанию, то это будет способствовать повышению качества сдачи ЕГЭ.

Задачи:

  1. Изучить сущность сингапурской методики, обучающие структуры.
  2. Определить возможности использования сингапурской методики в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
  3. Разработать цикл занятий по подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Сингапурский метод обучения основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах, парном обучении, проектной деятельности. Сингапурская методика предполагает кооперативное обучение. Существуют пять базовых составляющих кооперативного обучения:

  1. Позитивное взаимоотношение. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды.
  2. Индивидуальная ответственность. Каждый представитель группы ответственен за достижение цели.
  3. Взаимное общение.
  4. Коммуникативные умения.
  5. Постепенная выработка коммуникативных умений. Необходимо формировать умения слушать, слышать, понимать, помогать и др. Эти умения усиливают коммуникабельность, помогают решать конфликты и проблемы.

Составляющие сингапурской методики - это обучающие структуры, которые можно разделить на три основные группы:

  1. структуры, основанные на взаимодействии ученик - учебный материал;
  2. структуры, основанные на взаимодействии ученик - ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества;
  3. структуры, необходимые для организации процесса обучения, позволяющие делать урок интересным для обучающихся, способствующие повышению самооценки и уверенности в себе, отрабатывающие социальные навыки коммуникации, сотрудничества и принятия решений.

Обучающих структур существует около 250, они являются частью некоего конструктора урока, отбираются в зависимости от этапа и цели, реализуемой на данном этапе. В данной статье мы рассмотрим некоторые элементы сингапурской методики, которые можно использовать на консультациях в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Предварительная подготовка рабочей зоны подразумевает деление учащихся на группы по четыре человека. Они располагаются за сдвоенными партами, которые выстроены таким образом, чтобы учитель располагался в центре.

В центре столов находится табличка Manage Mat (см. рис. 2). Цифры и буквы позволяют легко распределять обучающихся для работы в команде, где каждый участник имеет свой номер, при работе в парах партнеры обозначены буквами. Также по ней определяются партнеры по плечу и партнеры по лицу.

Джот-тотс

Каждый член команды берет 4 листочка бумаги. На каждом листочке бумаги:

1. Придумайте слово, связанное с понятием ИНФЛЯЦИЯ.
2. Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.
3. Положите на центр стола лицевой стороной вверх.
4. Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки.

Тик-тэк-тоу

1.Перемешайте листочки (карточки).
2.Разложите 9 листочков в формате 3х3.
3.Каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые три слова.

Олрайтраунд робин

1.Запишите как можно больше причин возникновения инфляции.
2.По одному зачитайте свои ответы покругу.
3.Запишите новые идеи на своих листках.

Клок баддис

Назначьте встречу с друзьями на 12ч., 3ч., 6ч., 9ч. (выберите 4 человека, см. рис. 3).

Клок баддис 12 ч.

1.Раскройте смысл высказывания:«Инфляция-это когда карманы рвутся от денег, а на новый пиджак все еще не хватает».(М.М. Мамич).
2.Обсудите с партнером.

Клок баддис 3 ч.

1.Заполните пропуски в таблице.

Виды инфляции

По причине возникновения: ________________? ____________________?

По темпам роста цен: _____________? ______________? _____________?

2.Проверьте работу партнера.

Клок баддис 6 ч.

Подумайте и ответьте на вопросы:

1.К каким последствиям приводит инфляция? Назовите не менее трех последствий.

2.Как государство может преодолеть инфляцию Назовите не менее трех способов антиинфляционной политики государства.

3.Обсудите с партнером.

Клок баддис 9 ч.

1.Выполните тесты по сборнику Котовой, Лисковой В4 №9, В8 №7, В23 №7.
2.Проверьте работу партнера.
3.Объясните партнеру его ошибки.

Конэрс

Куда вложить 5 млн. рублей, чтобы защитить их от инфляции?

Выберите один из вариантов, объясните свою позицию партнеру:

1. Вклад
2. Ценные бумаги
3. Недвижимость
4. Золото

Таким образом, использование элементов сингапурской методики в подготовке к ЕГЭ по обществознанию позволяет сделать следующие выводы:

  1. Создается комфортная среда, повышается познавательная активность и мотивация учащихся.
  2. Развивается критическое мышление, коммуникативные умения, умения решать учебные задачи, навыки командной работы.
  3. Использование сингапурской методики показало свою эффективность, за период с 2015 по 2024 годы наблюдается улучшение результатов сдачи единого государственного экзамена по обществознанию (средние баллы: 2015 г. - 48, 2016 г. - 55, 2018 г. - 59; 2020 г. - 58, 2024 г. - 73 б.; максимальные баллы: 2015 г. - 65, 2016 г. - 68, 2018 г. - 78, 2020 г. - 78, 2024 г. - 85).

Литература

  1. Фирюлина Н.В. Формы и методы педагогического сотрудничества: сингапурская методика // «Концепт». - 2018. № 4.
  2. Кириллова С. Сингапурская методика «дружит» с ФГОС // Управление школой. - 2014. №1.