Путешествие на воздушном шаре в «Историю открытки»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: познакомить обучающихся с историей появления почтовых открыток.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с традицией дарить поздравительные открытки к праздникам;
  • Расширять и углублять знания детей об истории появления открытки;
  • Научить детей изготавливать открытку в технике объёмная аппликация.

Развивающие:

  • Развивать у детей интерес к изменению внешнего вида открытки в разные временные периоды;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Совершенствовать навыки аппликации, развивать воображение, фантазию, художественный вкус.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к истории открыток, к русской культуре, к окружающему миру;
  • Воспитывать желание создавать своими руками открытку,умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование

Наглядные пособия: образцы открыток, газет, журналов, писем, посылки. ТСО: ноутбук, мультимедийная установка, презентация.

Раздаточный материал:

  • цветной картон;
  • цветная бумага;
  • простой карандаш;
  • ножницы;
  • клей;
  • гофрированный картон;
  • шаблон (лекало) формы воздушного шара;
  • чёрный фломастер.

Ход занятия

1. Теоретическая часть: рассказ об истории открытки

Педагог: - Здравствуйте, ребята!

На моем столе лежат газеты, журналы, письма, посылки. (На столе лежат газеты, журналы, письма, посылка)

П: Как вы думаете, для чего они нужны?(ответы детей)

П: - Из газет и журналов люди узнают о событиях, которые происходят в нашей стране.

- Письма - для личной переписки.

- В посылке посылают различные предметы, вещи. Все эти предметы имеют отношение к почте.

Но здесь нет одного предмета. А чтобы узнать его, я вам загадаю загадку:

Её по почте посылают,
С праздниками поздравляют
Не письмо и не визитка
А красивая (открытка)

Педагог: Значит, чему будет посвящено наше занятие? (открытке)

Тема занятия: Путешествие на воздушном шаре в «Историю открытки»

А как выдумаете, почему мы сегодня будем говорить об открытках? (предположения детей)

П: Дело в том, что у открытки недавно был День рождения. Вам интересно, когда и как появилась открытка?

Какую цель занятия мы поставим? (Узнать, как и когда появилась открытка)

Педагог: Открытка - это один из интереснейших предметов

коллекционирования, помогающих изучать историю.Открытку можно подарить на любой праздник, но они бывают редко. В жизни каждого человека бывают маленькие события и радостные дни, когда бы он хотел чтобы его поздравили, проявили к нему внимание.

А вы знаете, открытки умеют говорить, в данный момент они хвалятся.

Разговор открыток (сценка)

1. Ах, какая я красивая, блестящая, посмотрите на мои яркие краски, золотые буквы, ведь они так и блещут от света. Я самая дорогая здесь.

2. А я музыкальная, когда меня открывают, звучит прелестная музыка. Значит здесь самая дорогая это я.

3. А эта открытка была сделана из простой бумаги маленькой девочкой.

Она не хвалилась, а просто сказала: меня сделала девочка для своей любимой мамы.

П: Подумайте и скажите, какая же из этих открыток самая дорогая? (ответы учащихся)

2. Показ презентации «Про открытки детям» (см ниже)

П: Итак, мы отправляемся с вами в маленькое путешествие на воздушном шаре и посмотрим, как менялась «история открытки» (1 слайд). Рассматривая открытки можно ощутить простоту и покой, тишину и размеренность жизни. И целью нашего занятия является ознакомление с историей появления почтовых открыток (2 слайд).

Было время, и люди ждали, когда почтальон достанет из сумки стопку открыток и разнесёт их адресатам. Среди них были открытки с цветами и животными, смешные и серьёзные. Они копились, ждали своего часа и в одно мгновение разлетались, с приближением какого-либо праздника (3 слайд).

Люди подписывали открытки вручную, а потом торопились на почту и по звуку определяли полный или пустой почтовый ящик. Если открытки падали с глухим звуком, значит, почтовая машина ещё не увозила корреспонденцию. Если же открытки падали звонко, то адресат мог получить поздравление позже намеченной даты. В деревнях и один день имел значение (4 слайд). Прародительницей современной открытки была визитная карточка. В Китае её отправляли тем, кого не могли увидеть в праздник (5 слайд).

Обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. В США первые открытки предназначались для сувениров.

В Россию поздравительные открытки поначалу привозились из-за границы, в основном из Германии (6 слайд).

Почтовая «открытка» обозначает открытое письмо. В России первая открытка появилась 25 марта 1872 г. Но все же всемирным днём рождения почтовой открытки правильнее было бы считать дату 1 октября, так как именно 1 октября 1869 года первая корреспондентская карточка (как тогда называлась почтовая открытка) вышла в свет.Первые открытки были без иллюстраций, зато изготовлялись на бумаге разных цветов (7 слайд). Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге предназначались для отправки внутри города, а зеленые - для иногородних отправлений (8 слайд).

3. Практическая часть: изготовление открытки «Воздушный шар»

П: Сегодня я предлагаю вам научиться изготавливать открытку «Воздушный шар». Как вы думаете, почему этот символ я выбрала? (ответы детей)

Потому что мы сегодня с вами совершили путешествие именно на воздушном шаре в «историю открытки».

Порядок выполнения открытки:

- Сворачиваем картон голубого или синего цвета пополам.

- Из голубой, белой бумаги вырезаем маленькие облачка разной формы, наклеиваем их на лицевую сторону верху и по краям.

- Большие облака приклеиваем внутри будущей открытки (для пожеланий).

- Квадрат цветной бумаги складываем пополам и разрезаем: получается 2 прямоугольника. Нам понадобится для работы один из них.

- Так проделываем и ещё с 6 квадратами разного цвета.

- Каждый прямоугольник складываем пополам по вертикали (в виде книжки).

- Из картона можно сделать лекало в виде воздушного шара.

- Прикладываем лекало к краю сгиба квадрата и обводим по контуру.

- Вырезаем первую заготовку.

- Так проделываем ещё с 6 квадратами.

- Складываем заготовки между собой, боковые края склеиваем.

- Объёмный шар приклеиваем на лицевую сторону.

- Вырезаем корзину из гофрированного картона.

- Приклеиваем «маленькие облака», рисуем верёвочки.

Открытка готова!

П: Эта открытка универсальна. Если к ней добавить дополнительные аксессуары (снежинки, цветы, бусинки, осенние листочки и т.д.), то её можно подарить на любой праздник «8 марта», «Новый год», «День учителя» и на «День Рождения».

4. Итог занятия

П: Какая была тема сегодняшнего занятия? (Путешествие на воздушном шаре в «Историю открытки»)

- Какую цель мы ставили? (познакомиться с историей появления почтовых открыток)

- Цель достигнута? (ответы детей)

- Что нового вы узнали об истории открытки?

- Когда же у открытки День рождения?

- Скажите, вам понравилось создавать открытку?

- А какая открытка, по вашему мнению, дороже, купленная в магазине или сделанная своими руками и подаренная от чистого сердца?

- Давайте посмотрим на ваши открытки. Какие открытки, по вашему мнению, выполнены очень аккуратно? (учащиеся называют открытки, объясняют свой выбор)

- Как вы думаете, вам пригодятся те знания и умения, которые вы сегодня получили? (ответы детей)

- На какую тему открытку вы сделали бы в следующий раз?

Ознакомление с историей" появления почтовых открыток

«Рассматривая открытки, можно ощутить простоту и покой, тишину и размеренность жизни».