Цель: познакомить обучающихся с историей появления почтовых открыток.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с традицией дарить поздравительные открытки к праздникам;
- Расширять и углублять знания детей об истории появления открытки;
- Научить детей изготавливать открытку в технике объёмная аппликация.
Развивающие:
- Развивать у детей интерес к изменению внешнего вида открытки в разные временные периоды;
- Развивать творческие способности детей;
- Совершенствовать навыки аппликации, развивать воображение, фантазию, художественный вкус.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к истории открыток, к русской культуре, к окружающему миру;
- Воспитывать желание создавать своими руками открытку,умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование
Наглядные пособия: образцы открыток, газет, журналов, писем, посылки. ТСО: ноутбук, мультимедийная установка, презентация.
Раздаточный материал:
- цветной картон;
- цветная бумага;
- простой карандаш;
- ножницы;
- клей;
- гофрированный картон;
- шаблон (лекало) формы воздушного шара;
- чёрный фломастер.
Ход занятия
1. Теоретическая часть: рассказ об истории открытки
Педагог: - Здравствуйте, ребята!
На моем столе лежат газеты, журналы, письма, посылки. (На столе лежат газеты, журналы, письма, посылка)
П: Как вы думаете, для чего они нужны?(ответы детей)
П: - Из газет и журналов люди узнают о событиях, которые происходят в нашей стране.
- Письма - для личной переписки.
- В посылке посылают различные предметы, вещи. Все эти предметы имеют отношение к почте.
Но здесь нет одного предмета. А чтобы узнать его, я вам загадаю загадку:
Её по почте посылают,
С праздниками поздравляют
Не письмо и не визитка
А красивая (открытка)
Педагог: Значит, чему будет посвящено наше занятие? (открытке)
Тема занятия: Путешествие на воздушном шаре в «Историю открытки»
А как выдумаете, почему мы сегодня будем говорить об открытках? (предположения детей)
П: Дело в том, что у открытки недавно был День рождения. Вам интересно, когда и как появилась открытка?
Какую цель занятия мы поставим? (Узнать, как и когда появилась открытка)
Педагог: Открытка - это один из интереснейших предметов
коллекционирования, помогающих изучать историю.Открытку можно подарить на любой праздник, но они бывают редко. В жизни каждого человека бывают маленькие события и радостные дни, когда бы он хотел чтобы его поздравили, проявили к нему внимание.
А вы знаете, открытки умеют говорить, в данный момент они хвалятся.
Разговор открыток (сценка)
1. Ах, какая я красивая, блестящая, посмотрите на мои яркие краски, золотые буквы, ведь они так и блещут от света. Я самая дорогая здесь.
2. А я музыкальная, когда меня открывают, звучит прелестная музыка. Значит здесь самая дорогая это я.
3. А эта открытка была сделана из простой бумаги маленькой девочкой.
Она не хвалилась, а просто сказала: меня сделала девочка для своей любимой мамы.
П: Подумайте и скажите, какая же из этих открыток самая дорогая? (ответы учащихся)
2. Показ презентации «Про открытки детям» (см ниже)
П: Итак, мы отправляемся с вами в маленькое путешествие на воздушном шаре и посмотрим, как менялась «история открытки» (1 слайд). Рассматривая открытки можно ощутить простоту и покой, тишину и размеренность жизни. И целью нашего занятия является ознакомление с историей появления почтовых открыток (2 слайд).
Было время, и люди ждали, когда почтальон достанет из сумки стопку открыток и разнесёт их адресатам. Среди них были открытки с цветами и животными, смешные и серьёзные. Они копились, ждали своего часа и в одно мгновение разлетались, с приближением какого-либо праздника (3 слайд).
Люди подписывали открытки вручную, а потом торопились на почту и по звуку определяли полный или пустой почтовый ящик. Если открытки падали с глухим звуком, значит, почтовая машина ещё не увозила корреспонденцию. Если же открытки падали звонко, то адресат мог получить поздравление позже намеченной даты. В деревнях и один день имел значение (4 слайд). Прародительницей современной открытки была визитная карточка. В Китае её отправляли тем, кого не могли увидеть в праздник (5 слайд).
Обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. В США первые открытки предназначались для сувениров.
В Россию поздравительные открытки поначалу привозились из-за границы, в основном из Германии (6 слайд).
Почтовая «открытка» обозначает открытое письмо. В России первая открытка появилась 25 марта 1872 г. Но все же всемирным днём рождения почтовой открытки правильнее было бы считать дату 1 октября, так как именно 1 октября 1869 года первая корреспондентская карточка (как тогда называлась почтовая открытка) вышла в свет.Первые открытки были без иллюстраций, зато изготовлялись на бумаге разных цветов (7 слайд). Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге предназначались для отправки внутри города, а зеленые - для иногородних отправлений (8 слайд).
3. Практическая часть: изготовление открытки «Воздушный шар»
П: Сегодня я предлагаю вам научиться изготавливать открытку «Воздушный шар». Как вы думаете, почему этот символ я выбрала? (ответы детей)
Потому что мы сегодня с вами совершили путешествие именно на воздушном шаре в «историю открытки».
Порядок выполнения открытки:
- Сворачиваем картон голубого или синего цвета пополам.
- Из голубой, белой бумаги вырезаем маленькие облачка разной формы, наклеиваем их на лицевую сторону верху и по краям.
- Большие облака приклеиваем внутри будущей открытки (для пожеланий).
- Квадрат цветной бумаги складываем пополам и разрезаем: получается 2 прямоугольника. Нам понадобится для работы один из них.
- Так проделываем и ещё с 6 квадратами разного цвета.
- Каждый прямоугольник складываем пополам по вертикали (в виде книжки).
- Из картона можно сделать лекало в виде воздушного шара.
- Прикладываем лекало к краю сгиба квадрата и обводим по контуру.
- Вырезаем первую заготовку.
- Так проделываем ещё с 6 квадратами.
- Складываем заготовки между собой, боковые края склеиваем.
- Объёмный шар приклеиваем на лицевую сторону.
- Вырезаем корзину из гофрированного картона.
- Приклеиваем «маленькие облака», рисуем верёвочки.
Открытка готова!
П: Эта открытка универсальна. Если к ней добавить дополнительные аксессуары (снежинки, цветы, бусинки, осенние листочки и т.д.), то её можно подарить на любой праздник «8 марта», «Новый год», «День учителя» и на «День Рождения».
4. Итог занятия
П: Какая была тема сегодняшнего занятия? (Путешествие на воздушном шаре в «Историю открытки»)
- Какую цель мы ставили? (познакомиться с историей появления почтовых открыток)
- Цель достигнута? (ответы детей)
- Что нового вы узнали об истории открытки?
- Когда же у открытки День рождения?
- Скажите, вам понравилось создавать открытку?
- А какая открытка, по вашему мнению, дороже, купленная в магазине или сделанная своими руками и подаренная от чистого сердца?
- Давайте посмотрим на ваши открытки. Какие открытки, по вашему мнению, выполнены очень аккуратно? (учащиеся называют открытки, объясняют свой выбор)
- Как вы думаете, вам пригодятся те знания и умения, которые вы сегодня получили? (ответы детей)
- На какую тему открытку вы сделали бы в следующий раз?
Ознакомление с историей" появления почтовых открыток
«Рассматривая открытки, можно ощутить простоту и покой, тишину и размеренность жизни».