Обучение обучающихся 5–6-х классов на уроках математики с использованием новых информационных технологий

Разделы: Математика, Конкурс «Использование наглядных пособий на уроке»

Классы: 5, 6


Повышение умственной нагрузки на уроках математики позволяет задуматься о том, как поддерживать интерес ученика к изучаемому материалу, его активность на протяжении всего урока. В связи с этим идет поиск новых эффективных методов обучения, которые активизируют мышление учеников и позволят им самостоятельно приобретать знания. Проявление интереса учеников к урокам математики основано на методике преподавания, на том, как будет умело построена учебная работа, и именно в этом большое содействие могут оказать информационные технологии.

Считается, что информационные технологии начали развиваться после появления компьютеров. Но на самом деле их история восходит к первобытным временам, когда люди обменивались данными с помощью каменной живописи [3].

Главным в своей работе при подготовке к урокам и внеурочным занятиям можно считать поиск нужной информации. Раньше учителя использовали только бумажные носители информации. Теперь имеются большие возможности использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и средств, предоставляемых глобальной сетью Интернет:

Уроки и классические, и интегрированные, сопровождающиеся мультимедийными презентациями, с использованием компьютерных тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, развить навыки самоорганизации, самообучения, облегчить решение практических задач. И здесь, конечно, возрастает значение информационных технологий, графические возможности которых позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию в сочетании с символьной. Информационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, индивидуализации обучения, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Информационные технологии открывают новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, оживляют его использование, повышают мотивацию учащихся, способствуют их активизации, делают процесс обучения более интересным.

Использование информационных технологий на уроках математики ставит перед собой следующие цели: обеспечение качественного усвоения рабочего материала; выработка умений и навыков учебной деятельности; способствование активизации учебно-познавательной деятельности учеников; формирование навыков самостоятельной работы.

Функциональные свойства современных информационных технологий предоставляют учителю возможность качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, способствуя оптимизации, индивидуализации, интенсификации и повышению качества образования.

Учителя используют информационные технологии на уроках математики, чтобы повысить качество и эффективность учебного процесса, лучше иллюстрировать изучаемый материал, а также повысить интерес учащихся к обучению. Все учителя считают, что использование электронных средств на уроке повышает качество образования, но это не обязательно делает электронное средство обучения приоритетным. У каждого современного преподавателя есть собственные электронные средства для обучения, которые, помимо его разработок, содержат готовые материалы: презентации, онлайн-тесты, набор мультимедийных ресурсов, игровые обучающие программы.

Так, использование мультимедийных материалов, таких как видеоуроки, аудиозаписи, интерактивные презентации, также может быть эффективным способом обучения математике. Видеоуроки могут визуально объяснить сложные правила решения уравнений, аудиозаписи позволяют лучше запомнить математические термины, а интерактивные презентации схематически показывают процессы решения задач.

Интерактивные онлайн доски являются средством для организации дистанционного и смешанного обучения в режиме реального времени с большим количеством участников. Об эффективности использования онлайн-досок в проектной деятельности говорится в работе И.Ф.Зыковой [2], на ее роль в инклюзивном образовании указывает Н.Э.Логинова [4].

В целом, информационных технологий много, однако применительно к урокам математики беспроигрышным является применение таких технологий, как:

  1. Даймонд. Для обучения учащихся 5-6 классов математике при помощи данного метода можно использовать интерактивные онлайн-ресурсы, такие как веб-сайты или приложения. Например, создать виртуальный дайджест определенного типа уравнения, где учащиеся могут исследовать способы их решения, анализируя и сравнивая результаты, чтобы построить «даймонд». Это поможет им улучшить свои навыки в скорости решения уравнений.
  2. Инсерт. Для обучения учащихся 5-6 классов математике при помощи данного метода можно преподавать с помощью цифровых инструментов, например, создавая интерактивные игры или задания, в которых учащиеся должны вставить правильные ответы в уравнения или неравенства. Это не только разнообразит учебный процесс, но и сделает его более увлекательным для детей.
  3. Синквейн. Для обучения учащихся 5-6 классов математике при помощи данного метода можно использовать онлайн-генераторы стихов, которые помогут учащимся создавать пятистрочные стихи в формате «синквейн». Это позволит им игриво и креативно изучать математические термины (например: функция, зависимость, фигура и т.д.), их функции и значения, а также развивать свои навыки поэтического творчества.
  4. Триз. Для обучения учащихся 5-6 классов математике при помощи данного метода можно проводить вебинары или онлайн-курсы, где учащиеся будут изучать стратегии и методы решения нестандартных задач, анализировать причины проблем и находить новаторские решения. Такой подход позволит развить у детей навыки креативного мышления и проблемного решения.
  5. Кластер. Для обучения учащихся 5-6 классов математике при помощи данного метода можно использовать визуальные онлайн-инструменты, например, программы для создания ментальных карт или графические организаторы мыслей. Учащиеся могут строить кластеры математических терминов, связывая их по определенным признакам (например, у термина «обыкновенные дроби» можно выделить следующие кластеры: правильные и неправильные дроби), что поможет им лучше освоить знания.
  6. Фишбоун. Для обучения учащихся 5-6 классов математике при помощи данного метода можно использовать средства визуализации данных, такие как онлайн-диаграммы, графики или презентации. Учащиеся могут создавать фишбоуны, чтобы анализировать различные аспекты математики: уравнения, неравенства, дроби и т.д. Это позволит им систематизировать знания по математике.

Именно эти технологии напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

Они развивают мыслительную деятельность ребенка, помогают формированию особого вида мышления.

Эти технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Все они обеспечивают личностно-ориентированного обучения и соответствуют принципам ФГОС [1].

Несмотря на то, что потенциальные преимущества использования информационных технологий для обучения математике огромны, для обеспечения эффективности этих инструментов в 5-м и 6-м классах необходимы несколько ключевых условий. Прежде всего, учителя должны пройти надлежащую подготовку и поддержку по внедрению технологий в свою практику преподавания. Программы повышения квалификации могут помочь учителям приобрести необходимые навыки цифровой грамотности и педагогические знания для эффективного использования информационных технологий.

Кроме того, школы должны иметь доступ к надежной технологической инфраструктуре, включая высокоскоростное подключение к Интернету и современное аппаратное и программное обеспечение. Стабильная технологическая среда необходима для предотвращения сбоев в учебном процессе и обеспечения бесперебойного использования цифровых инструментов для обучения математике.

Более того, учебная программа должна быть продуманно разработана таким образом, чтобы включать информационные технологии осмысленным и целенаправленным образом. Преподаватели должны согласовывать цифровые ресурсы с целями обучения, гарантируя, что технологии улучшают, а не отвлекают от обучения учащихся. Мероприятия должны быть разработаны таким образом, чтобы способствовать активному вовлечению учащихся и критическому мышлению, способствуя глубокому пониманию математики.

В заключение следует отметить, что эффективное использование новых информационных технологий открывает большие перспективы для улучшения обучения математике учащихся 5-х и 6-х классов. Создавая благоприятную среду, в которой приоритетное внимание уделяется подготовке учителей, технологической инфраструктуре и разработке учебных программ, педагоги могут использовать возможности цифровых инструментов для развития у учащихся знаний по математике. Благодаря продуманному планированию и стратегической реализации можно максимально использовать потенциал информационных технологий для обогащения и повышения качества обучения учащихся математике.

Использованные источники

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 22.01.2024) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // КонсультантПлюс: [сайт].
    URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 21.10.2024).
  2. Зыкова И.Ф. Информационная поддержка проекта как метода формирования метапредметных знаний // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». - 2022. - № 3. - С. 59-62.
  3. Ильин В.А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии // Программные продукты и системы и технологии. - 2023. - № 1. - С. 21-25.
  4. Логинова Н.Э. Использование интерактивной онлайн-доски в условиях инклюзивного образования // Современная наука: проблемы и перспективы развития: сб. ст. международной научно-практической конференции (Омск, 16 февраля 2023 г.). - Омск: ОмГА, 2023. - С. 168-172.