Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цели урока:
- формирование знаний о профессии врача, подготовка к ОГЭ по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания;
- совершенствование навыков правописания;
- обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю, разговорному, художественному стилю)
Планируемые результаты:
Предметные:
- Совершенствование речевой культуры учащихся;
- Проверка усвоения учащимися различных разделов языкознания
- Проверка умения самостоятельно применять всю совокупность знаний в рамках подготовки к экзаменам.
Личностные:
- Личностное самоопределение:
- Ценностно-смысловая ориентация учащихся;
- Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- Повышение мотивации школьников к изучению русского языка;
- Поддержка творческого потенциала учащихся.
Регулятивные:
- Целеполагание;
- Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- Оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- Умение структурировать полученные знания;
- Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
- Смысловое чтение;
- Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
- Умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
- Планирование учебного сотрудничества - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Воспитательные:
- Формирование навыков контроля и самоконтроля путем заполнения листа самооценки.
- Воспитание любви к русскому языку посредством литературного текста.
Используемые формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: проектор, экран.
Демонстрационный материал: чудесный чемоданчик: термометр, фонендоскоп, шприц, таблетки, вата, зеленка, бинт, витамины; иллюстрации людей разной профессии.
Ход урока
1. Учитель: Чтение стихотворения.
Вы сами себе, только честно, ответьте:
Кто самый полезный и важный на свете?
Кто лечит первично, кто лечит повторно,
И в стационаре, и амбулаторно.
Кто грудь нам щекочет своим стетоскопом.
Кто жизнь облегчает сушёным укропом.
Даёт на диету нам мясо коровье,
И свечку нам ставит за наше здоровье?
Кто лезет, не ведая смеха и слёз,
К нам в душу, и в ухо, и в горло, и в нос.
О какой профессии речь?
Ответы обучающихся.
2. Учитель: Друзья, начнем с того, что врач - это настоящий герой здоровья. Врач - это специалист, который заботится о нашем самом ценном достоянии - о здоровье. Они помогают предотвращать и лечить болезни, обеспечивать долголетие и качество жизни. Эти люди являются теми, кто делает невозможное возможным: они спасают жизни, облегчают страдания, дарят надежду и уверенность в будущем.
3. Учитель: Давайте посмотрим наши иллюстрации. Здесь вы можете увидеть портреты знаменитых людей. Кого из них вы знаете? (Приложение 1)
Ответы обучающихся.
4. Учитель: Да, ребята, вы абсолютно правы. Мы никак не можем обойтись без наших докторов. Многие знаменитые люди имеют профессию врача. Среди них вы могли увидеть портрет знаменитого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова. Этот писатель, как мы помним из курса литературы, после окончания медицинского факультета Киевского университета работал врачом в нашей области, в Сычёвском и Новодугинском, а также Вяземском районах.
5. Учитель: Давайте обратимся к тексту его цикла «Записки юного врача», рассказ «Полотенце с петухом». Это небольшой отрывок, с которым мы будем работать. (Приложение 2)
Текст для работы:
Надвигался вечер, и я осваивался.
«Я ни в чем не виноват, - думал я упорно и мучительно, - у меня есть диплом, я имею пятнадцать пятерок. Я же предупреждал еще в том большом городе, что хочу идти вторым врачом. Нет. Они улыбались и говорили: «Освоитесь». Вот тебе и освоитесь. А если грыжу привезут? Объясните, как я с нею освоюсь? И в особенности каково будет себя чувствовать больной с грыжей у меня под руками? Освоится он на том свете (тут у меня холод по позвоночнику…).
А гнойный аппендицит? Га! А дифтерийный круп у деревенских ребят? Когда трахеотомия показана? Да и без трахеотомии будет мне не очень хорошо… А… а… роды! Роды-то забыл! Неправильные положения. Что ж я буду делать? А? Какой я легкомысленный человек! Нужно было отказаться от этого участка. Нужно было. Достали бы себе какого-нибудь Леопольда».
В тоске и сумерках я прошелся по кабинету. Когда поравнялся с лампой, увидал, как в безграничной тьме полей мелькнул мой бледный лик рядом с огоньками лампы в окне.
«Я похож на Лжедмитрия», - вдруг глупо подумал я и опять уселся за стол.
Часа два в одиночестве я мучил себя и домучил до тех пор, что уж больше мои нервы не выдерживали созданных мною страхов. Тут я начал успокаиваться и даже создавать некоторые планы.
Так с… Прием, они говорят, сейчас ничтожный. В деревнях мнут лен, бездорожье… «Тут то тебе грыжу и привезут, - бухнул суровый голос в мозгу, - потому что по бездорожью человек с насморком (нетрудная болезнь) не поедет, а грыжу притащат, будь покоен, дорогой коллега доктор».
Голос был неглуп, не правда ли? Я вздрогнул.
«Молчи, - сказал я голосу, - не обязательно грыжа. Что за неврастения? Взялся за гуж, не говори, что не дюж».
«Назвался груздем, полезай в кузов», - ехидно отозвался голос.
Так с… со справочником я расставаться не буду… Если что выписать, можно, пока руки моешь, обдумать. Справочник будет раскрытым лежать прямо на книге для записей больных. Буду выписывать полезные, но нетрудные рецепты. Ну, например, натри салицилици 0,5 по одному порошку три раза в день…
«Соду можно выписать!» - явно издеваясь, отозвался мой внутренний собеседник.
Задание.
1 задание.
А) Доказать, что данный отрывок является текстом.
Подсказка.
- Текст - это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
- Основные средства грамматической связи предложений в тексте - порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.
- Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.
- Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.
Б) Определите тему данного текста.
Тема текста - это то, о чём (или о ком ) в нём говорится.
В) К какому стилю речи относится текст?
2 задание. Выписать ключевые слова, которые в определенном фрагменте создают образ врача в рассказе. Запишите названия приемов. (работа со справочными материалами)
Подсказка.
Внутренний монолог, сравнение с историческим лицом, неуверенность в своих силах, несовпадение внутреннего состояния и поступка.
Как отражаются цвета в рассказе?
Красный - страх, неуверенность героя, обилие крови, черный - боязнь смерти, белый - обретение опыта, обновление героя.
Понятны ли вам чувство героя?
3 задание. Сделать вывод, чем отличается образ врача у Булгакова от предшественников.
Из-за малого опыта он нерешителен, но старается помочь всем, даже если не уверен в своих умениях. Он милосерден, неравнодушен никому не отказывает в помощи. Желание помочь, спасти, одерживает верх в его решении борьбы за жизнь. Берет ответственность за свое решение. Автор удивительно точно раскрывает психологическое состояние начинающего врача.
4 задание. Выпишите термины - слова, которые употребляют врачи.
5 задание. Выпишите из отрывка пословицы, объясните, как вы понимаете, одну из них.
6 задание. Выпишите 4-5 сложноподчинённых предложений. Укажите виды придаточных, постройте схемы.
7 задание. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
Вид
задания |
Отметка |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|