Конспект урока с применением кейс-технологии Тема: «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые»

Разделы: Биология


Тип урока: формирование новых знаний.

Форма урока: Урок-исследование.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • таблица «Паслен черный»,
  • гербарии растений семейства Пасленовые,
  • рисунки растений семейства паслёновых,
  • раздаточный материал,
  • магнитная доска,
  • магниты,
  • скотч,
  • ножницы,
  • саквояж.

Цель урока: Создать условия для формирования знаний о семействах класса двудольные.

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные: Учащиеся должны уметь характеризовать и сравнивать признаки растений семейств класса двудольные. Уметь распознавать цветковые растения семейства. Называть примеры растений различных семейств по рисункам учебника.
  • Метапредметные:
    • коммуникативные УУД - работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения;
    • регулятивные УУД - развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;
    • познавательные УУД - заполнять таблицу, изучать многообразие растений, относящихся к семейству Пасленовые.
  • Личностные: Проявлять интерес к изучению темы. Позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

Ход урока

1. Побудительная мотивация

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока послужат следующие слова:

В дорогу мы возьмём багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
И знаний - целый саквояж

2. Актуализация

Давайте заглянем в наш саквояж и посмотрим, какие знания там хранятся.

  1. Что изучает наука систематика? Систематика - отрасль биологии, занимающаяся распределением живых организмов по группам на основе сходства и родства, т.е. классификацией.
  2. Что такое вид? Вид - группа особей, имеющих сходное происхождение, строение и жизнедеятельность
  3. Каковы признаки классов однодольных и двудольных растений?
  4. По каким признакам объединяются растения в роды?
  5. По каким признакам объединяются растения в семейства?
  6. Какими семействами растений вы знакомы?

Эти знания являются опорными для сегодняшнего урока. Они нам помогут усвоить новую тему. Тема нашего урока: Класс Двудольные. Семейство Пасленовые. Записывают дату и тему.

3. Изучение новой темы

Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

(изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого семейства для человека)

Ребята! Перед вами различные растения. Они очень разные знакомые и незнакомые: картофель, томат, дурман, белена, паслен черный, паслен сладко-горький, белладонна, баклажаны, перец, табак, петуния и др.

Почему столь разные растения объединены в одну группу? (они родственны)

В чем заключается их родство? (предположения: возможно у них…). Записать на доске проблему и гипотезы. Гипотезы выдвигаются самими учащимися

Мы выдвинули ряд предположений, это - гипотеза. Но любая гипотеза требует подтверждения. Как мы можем найти подтверждение? Нужно провести исследование.

Сегодня у нас урок-исследование.

Что значит исследовать? Это значит самостоятельно узнавать новое.

Мы должны решить проблему: Почему столь разные растения объединены в одну группу? В чем заключается их родство?

Если проблема ясна, подхватываем ваш багаж знаний и в путь!

Сегодня мы работаем в группах.

Цель работы: выяснить общие признаки растений, по которым их отнесли в одно семейство.

У нас 4 группы, у каждой группы свое задание. Все члены группы должны принимать участие при выполнении задания. Для этого у каждого члена группы будет своя роль. Но не забудьте, что должны быть предусмотрены такие роли, как лидер, секретарь, организатор и наблюдатель. Роли распределяет лидер группы. Лидера назначаю я.

Я надеюсь, что каждый из вас внесет собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнеров, четко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе

У нас на уроке кроме дидактических задач будет решаться ещё одна задача - социальная. Что это значит?

Я буду наблюдать за тем, как вы слушаете друг друга, помогаете друг другу, вместе решаете возникшую проблему, добиваетесь согласия при решении спорных вопросов. И вы все сегодня получите по 2 оценки: первая оценка - за биологические знания, а вторая - за социальные умения - как вы, не нарушая дисциплину, будете работать в группах, помогать друг другу, будете внимательно слушать друг друга и работать совместно.

Итак, у вас на партах лежат пакеты с заданиями.

У каждой группы по 3 задания. (В первом задании 1-я, 2-я и 3-я группы описывают предложенные растения по плану, а 4 группа - по первому и второму заданию готовит 3 коротких сообщения о белладонне, белене и картофеле и придумывает по 1 вопросу (по своему тексту) для остальных групп. Во втором задании 1 группа определяет систематическое положение Паслена черного по инструкции и передает свою работу на проверку 4ой группе. А 4 группа - дает рецензию и оценивает работу группы. 2 и 3 группа - по второму вопросу доказывают, почему Паслен черный, Паслен сладко-горький, Паслен клубненосный (картофель) относятся к одному роду Паслен и почему их отнесли к одному семейству Пасленовые. Во время отчета четвертой группы все остальные группы слушают внимательно и отвечают на их вопрос, могут дополнить выступление товарищей, коротко рассказав о других представителях данного семейства. Это будет 3 задание для всех.

Кроме того, у вас в пакетах лежат карточки оценок и взаимооценок (Приложение 5). Эта карточка заполняется вами, теоретические знания оцениваются лидером группы, а социальные умения - организатором и наблюдателем. В конце урока вы сдадите карточку мне.

На выполнение задания отводится 20 минут. После выполнения задания 1, 2 и 3группы оформляют отчет в виде таблицы на листе бумаги, а 4 группа отчитывается устно.

Все группы отчитываются сразу по всем вопросам. Сначала отчитывается 4ая группа, затем - 1, 2 и 3 группы. Итак, засекаю время.

Итак, вернемся к нашей проблеме: Почему столь разные растения объединены в одну группу?

В чем заключается их родство? (все растения имеют одинаковое строение цветка: одинаковую формулу цветка - *Ч (5) Л (5) Т5 П 1 и плод у них ягода или коробочка) Как вы думаете, подтвердилась ли наша гипотеза?

После отчета:

Пополняем наш багаж новыми знаниями о растениях класса Двудольных.

  • Что мы узнали? Какие семейства входят в данный класс? (семейство Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые)
  • Какие у них общие признаки как класса? (у молодых растений, выращенных из семян корневая система стержневая, жилкование сетчатое, околоцветник двойной, в зародыше семени 2 семядоли и т.д.)

Теперь проводим анализ работы групп. (Дается 5 минут на обсуждение)

- Что удалось сделать наиболее успешно в работе с заданиями? Почему?

- Что не удалось? Почему?

- Кто хорошо справился?

- Отметьте роль каждого при работе в группе

- Мешал или способствовал характер общения (работа в группах) вам при работе?

У нас была поставлена ещё одна задача, социальная. Давайте проанализируем её выполнение.

Предоставляется слово организаторам и наблюдателям групп. Пусть они проведут анализ работы своих групп и скажут, кто как работал.

Итог подводит учитель.

Домашнее задание: написать сказку-сочинение о полюбившихся растениях из семейства Пасленовых.

4. Заключение

«Включение» участников работы с кейсом в реальные жизненные ситуации обеспечивает связь обучения с жизнью и трудом, показывая важность изучаемого материала. Активная работа обучающихся с кейсом на всех технологических этапах, предполагающих разный характер деятельности, способствует развитию их кругозора, формированию предметных и общеучебных компетенций. Высокая доля самостоятельной работы обучающихся в этой технологии позволяет успешно формировать их познавательную самостоятельность, что является важным условием развития интереса в учебной деятельности. Дискуссионный характер кейс-задания и обсуждение кейса включает в учебный процесс элемент соревнования и определяет личную заинтересованность обучающегося, формирует такие важные для реализации личных интересов умения, как работать в команде, находить общее в разных взглядах на проблему, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. «Свободный» характер педагогического взаимодействия (по сравнению с традиционным обучением) является гораздо более привлекательным для обучающихся подросткового возраста - именно в тот период, когда психологи отмечают резкое снижение интереса к учёбе. При наличии хорошей базы кейсов данную технологию можно использовать на различных этапах обучения, поддерживая и развивая познавательные интересы обучающихся [3].