Использование квест-технологии на уроке литературного чтения по теме "Сказки А.С.Пушкина"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика, Конкурс «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Класс: 4


Исходя из ситуации незрелости операций мышления учащихся с ЗПР, трудности их произвольного внимания (низкого объема, концентрации, переключаемости), суженного объема слухоречевой памяти, несформированных процессов восприятия, преобладания игровых интересов над познавательными, учитель при планировании урока обобщения знаний, отдает предпочтение игровой технологии, опираясь на метод квеста, в содружестве с разнообразными приёмами, а именно, групповой работой, ролевой имитацией персонажей, тестом-раскраской, иллюстративной инфографикой, анализом с синтезом элементов, соотнесением части к целому, соотнесение части к части, простым кроссвордом, загадками, приемом Дёрепан Модаз, демонстрацией анимированной презентации, практической работой «Пять смайликов», обучающим слайдом.

Использование взаимосвязи данной технологии, метода и приемов помогает преодолеть «неуспешность» некоторых учеников, обрести общий групповой успех, поглощающий отдельно взятую неудачу, и способствует пониманию учащимися коллективного результата.

Данный альянс педагогических инструментов, базирующийся на главных операциях мышления (сравнение, сопоставление, анализ, синтез и обобщение), помогает формировать компетенции не только читательской, но и функциональной грамотности, и не только в рамках предмета литературного чтения, но и в метапредметном пространстве, реализуя постепенный переход учащихся в поле метакогнитивного опыта, где дети приобретают жизненные навыки и социальную компетентность.

Технологическая карта урока-квеста по литературному чтению «Сказки А.С.Пушкина»

Класс: 4 класс (АООП).

Предмет: литературное чтение.

Автор УМК: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение», учебно-методический комплект «Школа России».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: квест.

Прогнозируемые результаты:

  • определят правила работы в группе;
  • поймут, примут и удержат учебную задачу (разложат, соотнесут, отгадают);
  • установят связь между целью деятельности и ее результатом;
  • сориентируются в своей системе знаний и выполнят предложенные задания;
  • смогут работать в подготовленной информационно-игровой среде, осуществляя осознанный выбор.

Дидактические средства:

  • картинки для инфографики, иллюстративный пазл, загадки, карточки - орешки с глаголами, конверт от Старика, 6 кусочков путеводной карты, корзина с яблоком, зеркальцем, рыбкой, веревкой, веретеном, грецким орехом, петушком;
  • лента-текст донесения, плакат «Соедини», кроссворд, анимационная презентация-раскраска, листы с названиями 5 сказок, маска Кота Ученого, Белочки, Звездочета, Царевны Лебедь, Царя;
  • лист с именами детей;
  • набор для рефлексии «Пять смайликов», музыкальное сопровождение.

Оборудование: фломастеры, клей, проектор-компьютер, экран проекционный, колонки, магнитная доска, два-три кабинета.

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных, обучающимися 4 класса по предмету «Литературного чтения» по теме «По страницам сказок А.С.Пушкина»

Учебные задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • способность к самооценке;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (сопереживания и эмпатии).

Планируемые результаты личностные

  • определять правила работы в группе;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

  • уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом;
  • формирование умения координировать свою деятельность;

Планируемые результаты

Познавательные УУД

  • ориентироваться в своей системе знаний.
  • ориентироваться в предложенных заданиях;

Регулятивные УУД

  • понимать, принимать и удерживать учебную задачу (разложить, соотнести, отгадать);
  • развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при отгадывании загадок и кроссворда.

Коммуникативные УУД

  • формирование умения взаимодействовать в коллективе.
  • формирование умения слушать и слышать одноклассников;
  • формирование умения работать в подготовленной информационно-игровой среде, осуществляя осознанный выбор.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • учащиеся должны уметь отгадывать загадки, опираясь на ряд признаков;
  • учащиеся должны уметь распознавать взаимосвязь героев, предметов, названий сказок;
  • учащиеся должны уметь анализировать ход сказочных событий;
  • учащиеся должны уметь производить быстрый синтез, отличая сказочные глаголы от других частей речи;
  • развивать навыки читательской грамотности в необычном виде текста;
  • учащиеся должны уметь производить быстрый анализ высказывания, сопоставляя уже готовые элементы при разгадывании кроссворда;
  • развивать навыки составления целого из частей;
  • развивать навыки выбора правильного ответа в тестовых заданиях.

Планируемые результаты предметные

  • отгадывать загадки, кроссворд;
  • соотносить героев и предметы с названием сказки или друг с другом;
  • определять последовательность сказочных событий на примере одной из сказок;
  • развивать навык определения заданной части речи;
  • расширять лексический запас новыми словами;
  • формировать читательские компетенции при прочтении необычного текста;
  • составлять иллюстративный пазл;
  • выбирать ряд правильных ответов в тесте;
  • любить сказки А.С.Пушкина

Ход урока-квеста