Образовательная область: речевое развитие.
Цель: Активизация словаря по теме «Игрушки».
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания названий игрушек и обобщающее слово «игрушки»;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- согласовывать существительные с числительными от одного до пяти;
- закрепить знание формы родительного падежа существительных в единственном числе.
Развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать словарный запас; развивать речевое и зрительное внимание, логическое мышление, память;
- формировать навыки связной речи
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к занятиям.
- закреплять умение слушать говорящего взрослого и детей.
- Словарь: названия игрушек, слова-признаки, относительные прилагательные, глаголы, обозначающие действия с игрушками.
Оборудование: набор игрушек, схемы предложений с предлогами, картинки и схематический план для составления рассказа, силуэты, эмоции.
Ход занятия
1. Организационный момент
Мы с вами друзья? Как можно ласково назвать своих друзей по имени? Правильно, например, Даяну можно назвать Даяночка, а Карину - Кариночка.
Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.
- Молодцы! Как ласково обращаетесь друг к другу, мне понравилось.
2. Введение в тему
- Я сегодня на работу шла и увидела птичку, хотите узнать какую? Она к нам в гости обещала прилететь. Посмотрите на силуэт игрушки и отгадайте загадку про неё:
Жёлтенькая кофточка
Села на форточку.
"Пить! Пить!» - просит пить
Может быть гнездо вам свить?
Чем я ей не удружил?
Сала мало положил!
И фьить!
(Синица)
В.Стручков
- Конечно, эта птичка синичка, стук в окно, за окном птичка-синичка (игрушка). А вот и наша гостья прилетела (Воспитатель достает её).
Посмотрите на неё, какая она?
(Дети описывают)
- Кто из Вас помнит, о чем мы говорим на этой неделе?
Дети: игрушки.
Я Вам предлагаю продолжить эту тему и рассказать синичке о своей любимой игрушке.
3. Пальчиковая гимнастика "Игрушки"
На большом диване в ряд
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
(Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
4. Беседа по вопросам
Воспитатель - какие вы любите игрушки?
Дети: машины, куклы и т.д.
Воспитатель - а что вы делаете игрушками?
Дети: играем.
Воспитатель - какими свойствами и качествами обладают наши игрушки.
Дети: Они бывают пластмассовые, железные, мягкими.
- Мишка сшит из плюша, он какой? Правильно, плюшевый.
- Машина сделана из металла, она какая? (металлическая)
- Матрешка сделана из дерева, она какая? (деревянная)
- Куклу изготовили из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
- Мяч изготовлен из резины, он какой? (резиновый)
5. Изучение нового материала
а) знакомство детей со схемой
- Птичка хочет узнать, а какая она?
(На схеме картинки, обозначающие цвет, форму, величину, материал, части игрушки, способ обращения с игрушкой)
б) образец рассказа, составленный воспитателем с помощью детей по схеме.
- Я вам расскажу по схеме о птичке, а вы о своей игрушке. Договорились?
Это птичка. Она маленькая, мягкая, легкая. Она сделана из пластмассы и покрыта перьями. У неё есть стержень (палочка) с помощью которой птичка как-бы летает. У неё есть туловище, голова, крылья, хвост и лапки. На голове глаза и клюв. С ней можно играть.
В) рассказы-описания игрушек, составленные детьми (2-3 рассказа)
А еще я утром забыла закрыть окно и все картинки разлетелись. Помогите мне их собрать.
6. Дидактические игры
Дидактическая игра «Расставь игрушки.
- Ребята давайте разложим картинки с игрушками. Юля, куда ты положила неваляшку?
Д: Я положила неваляшку в верхний левый угол.
- Маша, где у тебя находится мячик?
Д: Мячик у меня находится в нижнем левом углу.
- Ярослав, что у тебя в левом верхнем углу?
Д: В верхнем левом углу у меня машина.
- Игрушки очень рады и довольны.
- Синичке очень понравилась игра и она тоже хочет поиграть. Игра называется «Узнай новую игрушку».
На столе стоят игрушки. Дети называют их. Затем детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог подкладывает новую игрушку. Дети открывают глаза и угадывают новую игрушку.
- Молодцы. Синичка хочет со своими друзьями также поиграть и просит у нас поделиться некоторыми игрушками на время. Закрывайте глаза сейчас будем угадывать какую игрушку синичка хочет у нас попросить для игр с друзьями.
Дидактическая игра «Какой игрушки не стало?». (Педагог убирает по одной игрушке).
7. Итог занятия
Ребята, о чем мы сегодня говорили? В какие игры мы играли? Какая игра вам больше запомнилась? Синичке тоже очень понравилось с вами играть, особенно её понравились ваши рассказы об игрушках. Молодцы! Отпустим птичку, пусть летит к своим друзьям.
8. Рефлексия
- А теперь возьмите того человечка, которым вы оцениваете нашу работу. Если вам понравилось, то улыбающегося человечка, если было интересно, но что-то немного не понятно или скучно, то печального человечка. А если не интересно, то плачущего человечка.
Вместе с детьми воспитатель проводит рефлексию.