Конспект занятия в старшей группе по активизации словаря. Тема: "Игрушки"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Образовательная область: речевое развитие.

Цель: Активизация словаря по теме «Игрушки».

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания названий игрушек и обобщающее слово «игрушки»;
  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • согласовывать существительные с числительными от одного до пяти;
  • закрепить знание формы родительного падежа существительных в единственном числе.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать словарный запас; развивать речевое и зрительное внимание, логическое мышление, память;
  • формировать навыки связной речи

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к занятиям.
  • закреплять умение слушать говорящего взрослого и детей.
  • Словарь: названия игрушек, слова-признаки, относительные прилагательные, глаголы, обозначающие действия с игрушками.

Оборудование: набор игрушек, схемы предложений с предлогами, картинки и схематический план для составления рассказа, силуэты, эмоции.

Ход занятия

1. Организационный момент

Мы с вами друзья? Как можно ласково назвать своих друзей по имени? Правильно, например, Даяну можно назвать Даяночка, а Карину - Кариночка.

Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.

- Молодцы! Как ласково обращаетесь друг к другу, мне понравилось.

2. Введение в тему

- Я сегодня на работу шла и увидела птичку, хотите узнать какую? Она к нам в гости обещала прилететь. Посмотрите на силуэт игрушки и отгадайте загадку про неё:

Жёлтенькая кофточка
Села на форточку.
"Пить! Пить!» - просит пить
Может быть гнездо вам свить?
Чем я ей не удружил?
Сала мало положил!
И фьить!
(Синица)
В.Стручков

- Конечно, эта птичка синичка, стук в окно, за окном птичка-синичка (игрушка). А вот и наша гостья прилетела (Воспитатель достает её).

Посмотрите на неё, какая она?

(Дети описывают)

- Кто из Вас помнит, о чем мы говорим на этой неделе?

Дети: игрушки.

Я Вам предлагаю продолжить эту тему и рассказать синичке о своей любимой игрушке.

3. Пальчиковая гимнастика "Игрушки"

На большом диване в ряд
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
(Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

4. Беседа по вопросам

Воспитатель - какие вы любите игрушки?

Дети: машины, куклы и т.д.

Воспитатель - а что вы делаете игрушками?

Дети: играем.

Воспитатель - какими свойствами и качествами обладают наши игрушки.

Дети: Они бывают пластмассовые, железные, мягкими.

- Мишка сшит из плюша, он какой? Правильно, плюшевый.

- Машина сделана из металла, она какая? (металлическая)

- Матрешка сделана из дерева, она какая? (деревянная)

- Куклу изготовили из пластмассы, она какая? (пластмассовая)

- Мяч изготовлен из резины, он какой? (резиновый)

5. Изучение нового материала

а) знакомство детей со схемой

- Птичка хочет узнать, а какая она?

(На схеме картинки, обозначающие цвет, форму, величину, материал, части игрушки, способ обращения с игрушкой)

б) образец рассказа, составленный воспитателем с помощью детей по схеме.

- Я вам расскажу по схеме о птичке, а вы о своей игрушке. Договорились?

Это птичка. Она маленькая, мягкая, легкая. Она сделана из пластмассы и покрыта перьями. У неё есть стержень (палочка) с помощью которой птичка как-бы летает. У неё есть туловище, голова, крылья, хвост и лапки. На голове глаза и клюв. С ней можно играть.

В) рассказы-описания игрушек, составленные детьми (2-3 рассказа)

А еще я утром забыла закрыть окно и все картинки разлетелись. Помогите мне их собрать.

6. Дидактические игры

Дидактическая игра «Расставь игрушки.

- Ребята давайте разложим картинки с игрушками. Юля, куда ты положила неваляшку?

Д: Я положила неваляшку в верхний левый угол.

- Маша, где у тебя находится мячик?

Д: Мячик у меня находится в нижнем левом углу.

- Ярослав, что у тебя в левом верхнем углу?

Д: В верхнем левом углу у меня машина.

- Игрушки очень рады и довольны.

- Синичке очень понравилась игра и она тоже хочет поиграть. Игра называется «Узнай новую игрушку».

На столе стоят игрушки. Дети называют их. Затем детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог подкладывает новую игрушку. Дети открывают глаза и угадывают новую игрушку.

- Молодцы. Синичка хочет со своими друзьями также поиграть и просит у нас поделиться некоторыми игрушками на время. Закрывайте глаза сейчас будем угадывать какую игрушку синичка хочет у нас попросить для игр с друзьями.

Дидактическая игра «Какой игрушки не стало?». (Педагог убирает по одной игрушке).

7. Итог занятия

Ребята, о чем мы сегодня говорили? В какие игры мы играли? Какая игра вам больше запомнилась? Синичке тоже очень понравилось с вами играть, особенно её понравились ваши рассказы об игрушках. Молодцы! Отпустим птичку, пусть летит к своим друзьям.

8. Рефлексия

- А теперь возьмите того человечка, которым вы оцениваете нашу работу. Если вам понравилось, то улыбающегося человечка, если было интересно, но что-то немного не понятно или скучно, то печального человечка. А если не интересно, то плачущего человечка.

Вместе с детьми воспитатель проводит рефлексию.