Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Родной край»
Направление внеурочной деятельности: |
Духовно-нравственное |
Название программы: |
Родной край |
Тема: |
Родословная моей семьи |
Класс: |
2-й |
Цель: |
Способствовать формированию у учащихся умения составлять родословное древо своей семьи. |
Задачи: |
|
Планируемые результаты: |
Предметные:
Личностные УУД: Формирование:
Метапредметные Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Оборудование: |
Компьютер, интерактивная доска. Индивидуальная схема родословного дерева, для самостоятельной работы. Фотографии семьи, которые размещены по классу. Плакат с нарисованным деревом. Карточки с надписями дедушка, бабушка, папа, мама, и т.д. Шарики на подставке с надписями для рефлексии. Воздушные шары. |
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент. Психологический настрой на работу |
Проверяет готовность учащихся к занятию, организует внимание учащихся. Создает эмоциональный настрой к учебно - познавательной деятельности.
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Личностные:
|
- А сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь!
На столе стоят разноцветные шарики. Выберите шарик, который соответствует вашему настроению, и поставьте его себе на парту. |
Выбирают шарик и ставят себе на стол. | ||
Определение темы занятия.
|
Нацеливает учащихся на определение темы занятия. Слайд 2
|
Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы, высказывая своё мнение. |
Личностные:
|
- О чем будем говорить на уроке?
- Поставьте себе цель на это занятие. |
Принимают активное участие в процессе совместного формулирования темы и целей занятия. | ||
Актуализация знаний |
Организует учебное взаимодействие учеников в парах.
Проводит игру.
- Вот я и узнала про вас немного больше. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников. |
Работают в паре, перечисляют друг другу членов своей семьи. Принимают участие в игре. |
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
Изучение нового материала |
Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Слайд 3.
|
Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение, аргументируют его. |
Личностные:
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
Познавательные:
|
На доске прикрепляется дерево.
Посмотрите, какое выросло могучее дерево. За счет чего оно держится? (За счет корней) У каждого человека, как и у дерева, есть свои корни, - это его предки - люди которые дали нам жизнь. С кем из членов семьи вы можете сравнить корни дерева? Почему? (Бабушка, дедушка) У меня есть карточки со словами бабушка, дедушка. Прикрепите их на дерево. Кто ещё есть в семье? (Папа, мама) На какое место дерева поместим карточки? Прикрепите карточки на дерево. Куда вы поместите себя? Почему? - Почему несколько ярусов появились на дереве? Слайд 5. |
Слушают вопрос учителя и высказывают свои мнения. | ||
У нас получилось не простое дерево, а дерево-семья. Иначе его можно назвать Семейное, родословное или генеалогическое.
Скажите это древо уже закончено или можно что-то добавить? Имея перед собой семейное древо, что можно узнать? (кто кому кем приходится, кем были, чем занимались, какие были таланты, на кого вы похожи…) |
Познавательные:
Коммуникативные:
|
||
Физкультминутка |
Проводит физкультминутку.
|
Выполняют движения, запоминают стихотворение. |
Регулятивные: управлять своей деятельностью. |
Самостоятельная работа |
А вы хотели бы составить похожее своё родословное дерево?
Слайд 6. У вас на столах находится схема родословного дерева. Заполните её. Внимательно рассмотрите дерево и определите, где будет находиться ваше имя. Не забудьте написать имена ваших родственников. (Ребята работают, включается песня С.Пьехи «Семейный альбом») |
Отвечают на вопросы учителя. |
Познавательные:
|
Организует самостоятельную работу. Ребята, всем ли удалось полностью заполнить схему? Для того, чтобы полностью заполнить родословное древо вам необходимо посоветоваться с родителями. Вы сегодня стали летописцем истории своего рода. Чтобы продолжить работу, начатую в школе, просмотри дома старые фотографии, возьми подробное интервью у мамы и папы, кого-нибудь из старшего поколения вашей семьи. Возможно, ты раскроешь какую-то тайну рода, узнаешь много забавных историй, найдешь новых родственников и в итоге составишь генеалогическое древо своей семьи. Надеюсь, что оно будет ветвистым, с крепкими корнями. |
Самостоятельно выполняют работу в тетради. |
||
Итог урока.
|
Организует психологическую разгрузку и снятия напряжения, подводит учащихся к выводу о проделанной работе.
|
Отвечают на вопросы учителя.
|
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Использует рефлексивный прием
Благодарит за занятие, прощается с детьми.
|
Оценивают свою работу на занятии. |
Литература
- Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе. - М.: Просвещение, 1987.
- Дополнительное образование детей: Методическая служба/ С.В.Кальневич, В.Н.Иванченко - М.: Учитель, 2005.
- Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома. - 2005. - №3 - с. 28-30.
- Организация внеурочной деятельности. Выпуск 2. Серия «Работаем по новым стандартам» - Белгород: БелИПКППС, 2012.
- Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. - Москва: Русский язык, 1980г. - 384 с.
- Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. - Москва: Просвещение, 1975г.-160 с.
- Родной край. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)// Сост. Валяева Л.Г. 2016 г.
- Семья. Семейные традиции. [Электронный ресурс] http://prezentacii.com/uploads/ppt/03-13/Semja-semejnye-tradicii.rar;
- http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7767-semya-i-semeynye-tradicii.html
- Семейные традиции. Презентации. [Электронный ресурс] http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5215-semeynye-tradicii-prezentaciya.html
- Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. - Москва: Яуза, 2003г. - 512 с.