Родословная моей семьи

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Родной край»

Направление внеурочной деятельности:

Духовно-нравственное

Название программы:

Родной край

Тема:

Родословная моей семьи

Класс:

2-й

Цель:

Способствовать формированию у учащихся умения составлять родословное древо своей семьи.

Задачи:

  • развивать интерес к изучению своего рода, семейных традиций;
  • воспитывать чувство уважения и гордости к своим предкам и любовь к родителям;
  • формировать коммуникативные умения учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • понятие «родословное древо»;
  • степень родства в семье.

Личностные УУД:

Формирование:

  • мотивационной готовности к учебной деятельности;
  • позитивного отношения к себе, к членам своей семьи.

Метапредметные

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;
  • уметь контролировать и оценивать свою деятельность;
  • развивать способности к осуществлению волевой саморегуляции.

Коммуникативные:

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • взаимодействовать в паре;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы.
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

  • знакомство детей с понятием род, родословное древо;
  • побуждение к стремлению изучать историю свое семьи, родословной.

Развивающие:

  • развитие умения анализировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношение к семейным ценностям.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска. Индивидуальная схема родословного дерева, для самостоятельной работы. Фотографии семьи, которые размещены по классу. Плакат с нарисованным деревом. Карточки с надписями дедушка, бабушка, папа, мама, и т.д. Шарики на подставке с надписями для рефлексии. Воздушные шары.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Психологический настрой на работу

Проверяет готовность учащихся к занятию, организует внимание учащихся. Создает эмоциональный настрой к учебно - познавательной деятельности.
Слайд 1
Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты и проверьте глазами всё ли у вас готово к занятию: ручка, листочки для дополнительной записи.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные:
мотивационная готовность к учебной деятельности.
Регулятивные:
настраивание на успешную деятельность.
Коммуникативные:
формирование умение слушать и слышать.

- А сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь!
На столе стоят разноцветные шарики. Выберите шарик, который соответствует вашему настроению, и поставьте его себе на парту.
Выбирают шарик и ставят себе на стол.

Определение темы занятия.
Постановка цели

Нацеливает учащихся на определение темы занятия. Слайд 2
-Ребята, оглянитесь вокруг.
Обратите внимание на фотографии.
-Что изображено на них?
-Что их объединяет? (Семья)
А как вы догадались?

Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы, высказывая своё мнение.

Личностные:
проявлять познавательный интерес к изучаемому материалу.
Регулятивные:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы.

- О чем будем говорить на уроке?
- Поставьте себе цель на это занятие.
Принимают активное участие в процессе совместного формулирования темы и целей занятия.

Актуализация знаний

Организует учебное взаимодействие учеников в парах.
- Ребята, что обозначает слово «семья»? Кого мы можем назвать семьёй?
Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе.
Перечислите друг другу членов вашей семьи.

Проводит игру.
- А сейчас, чтобы больше узнать о ваших родственниках, поиграем в игру «Встаньте те, кто…»
- У кого есть старший брат?
- У кого есть младшая сестра?
- У кого бабушка и дедушка живут в городе?
- У кого бабушка и дедушка живут в деревне?
- У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами?
- У кого есть двоюродный брат?
- У кого есть двоюродная сестра?

- Вот я и узнала про вас немного больше. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

Работают в паре, перечисляют друг другу членов своей семьи.

Принимают участие в игре.

Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы.

Регулятивные:
следовать режиму организации учебной деятельности.

Изучение нового материала

Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Слайд 3.
-Ребята, знаете ли вы историю своего Рода?
А историю своей семьи?
Как вы думаете, зачем людям и вам в частности знать историю своей семьи и своего рода? (Сохранить память о предках, лучше узнать историю своего рода)
-Ведь мы не появляемся из космической пыли. У каждого из нас есть родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и еще пра-пра-пра... Вы являетесь наследниками и продолжателями своего Рода.
В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами.
Вам интересно, кем были ваши предки? Чем они занимались? Какая внешность у них была? Какими талантами они обладали?
Изучить историю своего рода и семьи вам поможет родословное или семейное древо.
Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем он крепнет и превращается в дерево, на котором вырастают листья.
Слайд 4 (Видео)

Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение, аргументируют его.

Личностные:
принимать и уважать семейные ценности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.

Познавательные:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

На доске прикрепляется дерево.
Посмотрите, какое выросло могучее дерево. За счет чего оно держится? (За счет корней)
У каждого человека, как и у дерева, есть свои корни, - это его предки - люди которые дали нам жизнь.
С кем из членов семьи вы можете сравнить корни дерева? Почему? (Бабушка, дедушка)
У меня есть карточки со словами бабушка, дедушка. Прикрепите их на дерево.
Кто ещё есть в семье? (Папа, мама)
На какое место дерева поместим карточки?
Прикрепите карточки на дерево.
Куда вы поместите себя? Почему?
- Почему несколько ярусов появились на дереве?
Слайд 5.
Слушают вопрос учителя и высказывают свои мнения.
У нас получилось не простое дерево, а дерево-семья. Иначе его можно назвать Семейное, родословное или генеалогическое.
Скажите это древо уже закончено или можно что-то добавить?
Имея перед собой семейное древо, что можно узнать? (кто кому кем приходится, кем были, чем занимались, какие были таланты, на кого вы похожи…)

Познавательные:
-умение работать с информацией;
-умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:
задавать вопросы, отвечать на вопросы.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку.
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я.
Мы - счастливая семья.

Выполняют движения, запоминают стихотворение.

Регулятивные: управлять своей деятельностью.

Самостоятельная работа А вы хотели бы составить похожее своё родословное дерево?
Слайд 6.
У вас на столах находится схема родословного дерева. Заполните её.
Внимательно рассмотрите дерево и определите, где будет находиться ваше имя. Не забудьте написать имена ваших родственников.
(Ребята работают, включается песня С.Пьехи «Семейный альбом»)
Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:
-умение работать с информацией;
-умение устанавливать причинно-следственные связи.

Организует самостоятельную работу.

Ребята, всем ли удалось полностью заполнить схему?

Для того, чтобы полностью заполнить родословное древо вам необходимо посоветоваться с родителями. Вы сегодня стали летописцем истории своего рода. Чтобы продолжить работу, начатую в школе, просмотри дома старые фотографии, возьми подробное интервью у мамы и папы, кого-нибудь из старшего поколения вашей семьи. Возможно, ты раскроешь какую-то тайну рода, узнаешь много забавных историй, найдешь новых родственников и в итоге составишь генеалогическое древо своей семьи. Надеюсь, что оно будет ветвистым, с крепкими корнями.

Самостоятельно выполняют работу в тетради.

Итог урока.
Рефлексия

Организует психологическую разгрузку и снятия напряжения, подводит учащихся к выводу о проделанной работе.
- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
- Какой была тема занятия?
- Какие цели вы ставили?
- Удалось ли достичь этих целей?
- Возникали у вас затруднения?

Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют совместно с учителем занятие.

Регулятивные:
оценивать свою деятельность.

Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Использует рефлексивный прием
Вспомните. Вначале занятия вы определили своё настроение.
Сейчас оно у вас изменилось? Возьмите новый шарик или поменяйте, который соответствует вашему настроению в конце занятия.

Благодарит за занятие, прощается с детьми.
А чтобы у вас остались добрые воспоминания, я дарю вам эти воздушные шары с надписью «Я хочу узнать историю своего рода и семьи».

Оценивают свою работу на занятии.

Литература

  1. Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе. - М.: Просвещение, 1987.
  2. Дополнительное образование детей: Методическая служба/ С.В.Кальневич, В.Н.Иванченко - М.: Учитель, 2005.
  3. Леонов А. История происхождения и развития личных имен Евангелия // Русский язык в школе и дома. - 2005. - №3 - с. 28-30.
  4. Организация внеурочной деятельности. Выпуск 2. Серия «Работаем по новым стандартам» - Белгород: БелИПКППС, 2012.
  5. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. - Москва: Русский язык, 1980г. - 384 с.
  6. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. - Москва: Просвещение, 1975г.-160 с.
  7. Родной край. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)// Сост. Валяева Л.Г. 2016 г.
  8. Семья. Семейные традиции. [Электронный ресурс] http://prezentacii.com/uploads/ppt/03-13/Semja-semejnye-tradicii.rar;
  9. http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7767-semya-i-semeynye-tradicii.html
  10. Семейные традиции. Презентации. [Электронный ресурс] http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5215-semeynye-tradicii-prezentaciya.html
  11. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. - Москва: Яуза, 2003г. - 512 с.