Инновационный творческий проект "Мастерская фантазёров"

Разделы: Работа с дошкольниками


Необходимость разработки данного проекта обусловлена тем, что временное ограничение музыкальных занятий не позволяет всем детям в достаточной мере раскрыть все грани творческих способностей, углубленно заняться одним из видов музыкальной деятельности. Другими словами, дети не успевают наиграться! Структура музыкального занятия состоит из нескольких частей, и каждому из видов музыкальной деятельности отводится определенный отрезок времени, даже если дети захотят каким-либо видом деятельности заняться дольше положенного времени, это не возможно, так как занятия проходят по жестко регламентированной сетке.

Цель проекта: «Создание благоприятных условий для успешного вхождения детей в мир музыки, побуждая их к творческой активности через организацию и проведение «Мастерской фантазеров» посвященных каждому из основных видов музыкальной деятельности».

Проведенный анализ о планирования распорядка дня в ДОУ, выявил противоречия между рекомендациями ФГОС к поддержке инициативы детей и раскрытии творческого потенциала детей посредством игры, в том числе и музыкальной и тем, что в расписании недостаточно времени для игровой деятельности. В сетке занятий мы освободили вторую половину одного из дней (в нашем случае это среда), в который каждый воспитанник подготовительных групп становится участником занимательной музыкальной творческой деятельности исходя из интересов детей. Таким образом, в ходе реализации проекта, мы решаем эти противоречия.

Проект состоит из трех разделов: «Танцевальные фантазии», «Музыка, рожденная из шума», «Театр песни», занимательная деятельность каждым из видов творчества, дает детям возможность проявления своих способностей в музыкально-творческой деятельности. В месяц проходит 4 занятия: 3 занятия посвящены различным видам музыкальной деятельности, 4-е - проходит в форме тематической «Детской дискотеки» или совместно с родителями «Ток-шоу «О музыке с любовью». Новизна данного проекта состоит в том, что развитие творческой активности, способности к творческому самовыражению дошкольников рассматривается в процессе такого специфичного вида деятельности как музыкальная. Общедидактические методы дополняются методами, нацеленными на формирование личности ребенка через раскрытие творческого потенциала каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей и ограничений. Занятия проходят в музыкальном зале. В проекте есть рекомендации по организации многофункциональной среды, организованной в соответствии с темой встречи, которая отвечает детским интересам, и позволяет детям самостоятельно выбирать пособия, атрибуты, инструменты, и обустраивать пространство для реализации своих замыслов.

Структура этих занятий складывается из:

  • Выбора темы встречи большинством голосов;
  • Обсуждения роли каждого участника в предстоящей встрече;
  • Подбора атрибутов, пособий, материалов к выбранной теме;
  • Непосредственно музыкально - игровой деятельности;
  • Обсуждения результатов игры;
  • Наведения порядка в зале.

Проект называется «Мастерская фантазеров», так как для развития воображения и фантазии, детям не даются готовые образцы движений, костюмов и вариантов инсценирования песен. Проект подскажет педагогам: как при помощи отрезков тканей различных цветов и фактур, шляпок, палантинов, бус, камешков, орешков, пуговиц, крышек от кремов, тюбиков от туши для ресниц, разноцветных одноразовых тарелочек помочь детям «творить» свой мир в соответствии с их желаниями и идеями! Данный проект дает возможность объединения детей в творческое сообщество, в котором каждый активен, талантлив и индивидуален. Практическое значение состоит в том, что большой объем музыкального, методического и практического материала в приложении к проекту дает возможность использования проекта музыкальными руководителями, воспитателями, педагогами-психологами дошкольных учреждений.

В процессе реализации проекта, были достигнуты определенные результаты: музыка стала стимулом для развития каждого ребенка, вне зависимости от его способностей или талантов, дети научились глубже развивать приобретенные ими способности в основных видах музыкальной деятельности; родители стали участниками конструктивного взаимодействия с руководителем проекта и воспитателями группы, повысился уровень их участия в мероприятиях, проводимых в рамках проекта; педагоги продолжили совершенствование своих, коммуникативных компетенций в выстраивании соконструктивной модели взаимодействия «взрослый-ребенок».