Учебное пособие для уроков швейного дела в специальной (коррекционной) школе. 8-й класс

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика

Класс: 8


Учебное пособие разработано на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, 2 сборник под редакцией В.В.Воронковой. Москва, гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2011 г.

Пояснительная записка

1. Обоснование темы: педагогическая проблематика и ее решение с помощью дидактического материала

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей.

Сложность трудового обучения и воспитания в специальной школе связана:

  • с отсутствием у обучающихся общетрудовых навыков и умений (ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности);
  • с неумением выполнять трудовое задание при изменении условий работы.

Учащиеся с интеллектуальными нарушениями в развитии часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность действий, выбрать наиболее эффективные способы выполнения задания.

Практически у всех учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в той или иной степени нарушена координация движения рук, что оказывает влияние на выполнение практических действий, а также на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп) при формировании двигательных трудовых навыков.

Для того чтобы обучающиеся запомнили последовательность технологических операций пошива любого изделия, необходимо многократное повторение самим учеником всех операций. Но даже после безупречного выполнения задания через определённое время учащиеся теряют приобретённые навыки и им необходима помощь и подсказка.

  • Каждому учащемуся необходимо иметь индивидуальное наглядное пособие всех выполненных швейных работ за весь период обучения;
  • Оформлять данное пособие ученик будет с 5 по 9 класс согласно программе обучения;
  • Учебное пособие будет называться «Рабочая папка» и представлять собой папку с файлами в жёсткой обложке;
  • Рабочая папка ученика используется им как прямая подсказка при выполнении самостоятельных и контрольных работ, а также на экзамене;
  • После сдачи экзамена папка выдаётся выпускнику для дальнейшего использования её в учёбе или в быту;
  • Образцы ручных и машинных швов учащиеся выполняют самостоятельно и приклеивают клеем;
  • Обработку деталей швейных изделий выполняют в виде образца и приклеивают в папку;
  • Производственные процессы получения тканей представлены в виде схем, которые заполняют ученики собственноручно;
  • Согласно программе обучения каждое швейное изделие оформляется в папке в следующей последовательности:
    • общий вид изделия (рисунок или фотография);
    • детали кроя (названия деталей и контурных срезов, направление долевой нити);
    • перечень необходимых материалов и фурнитуры;
    • перечень ручных и машинных швов с практическим выполнением для данного изделия;
    • план работы по пошиву данного изделия.
    • рабочая папка представляет собой единое методическое пособие для всего периода обучения с 5 по 9 классы;
    • в данной папке представлены основные теоретические и практические сведения изучаемой программы;
    • все записи могут быть использованы для самостоятельного выполнения технологических операций пошива изделия в дальнейшем.

2. Место и роль дидактического материала в учебном процессе

Дидактические материалы - вид методической продукции, направленный на подготовку и эффективной реализации педагогом обучающих задач и на полное освоение учебного материала. Использование дидактических материалов способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

Учебное пособие «Рабочая папка по швейному делу в 8 классе для учащихся специальных коррекционных школ VIII вида» представлено в виде печатного материала с частичным выполнением заданий самими учащимися.

Учитывая то, что дети с интеллектуальными нарушениями в развитии, делятся на 4 группы, отличающимися возможностями к овладению программного материала, рабочая папка для каждой группы учеников может быть разной по объёму материала. Трудности возникают с запоминанием материала и практических навыков выполнения операций. Необходимо постоянное повторение на каждом уроке с использованием рабочей папки с образцами выполненных работ.

Рабочая папка представлена с материалами программы 8 класса. Учебное пособие «Рабочая папка по швейному делу в 8 классе для учащихся специальных коррекционных школ VIII вида» разработано в виде таблиц, схем, фотографий и алгоритмов выполнения работ и направлено на подготовку к эффективной реализации педагогом обучающих задач и на максимальное освоение учебного материала.

3. Изложение и описание дидактического материала

50.

Натуральный шёлк, сырьё, свойства, применение.

51.

Искусственный шёлк, сырьё, свойства, применение.

52.

Синтетический шёлк, сырьё, свойства, применение.

53.

Стиль в одежде и мода.

54.

Силуэт.

55.

Виды рукавов.

56.

Виды воротников.

57.

Описание фасона изделия.

58.

Пошив изделия «Блузка».

60.
61

Пошив изделия «Платье».
Вышивка гладью.

62.

Мережка.

63.

Рюши.

64.

Воланы.

65.

Мелкие складки и защипы.

66.

Рукава. Обработка нижнего среза рукава.

67.

Подборта. Обработка подбортов.

68.

Воротники. Обработка воротника.

69.

Кокетка, их обработка.

См. продолжение пособия