Направленность программы: художественная.
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа студии «Волшебный пластилин» художественной направленности.
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
Отличительной особенностью данной программы является раннее развитие мелкой моторики рук, играет важную роль в формировании головного мозга. Именно это дает ребенку способность обучаться новому. Данная программа обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте.
1.1. Уровень освоения программы
Ознакомительный- соответствует региональным документам:
Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году»)
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы: Пластилинография является одним из средств релаксации, имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. Работа с пластилином представляет безграничные возможности для творчества.
Пластилинография так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его разнообразии.
1.3. Цели и задачи программы
Цель: развивать творческие способности ребенка, укреплять мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста, содействовать развитию инициативы.
Задачи:
Обучающие:
- формировать устойчивый интерес к художественной лепке;
- обучать специальным технологиям, закреплять приобретенные умения;
- дать теоретические знания.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательной активности;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
- развивать, укреплять мелкую моторику;
- способствовать развитию цветового восприятия.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному;
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
- формировать навыки сотрудничества.
1.4. Категория обучающихся, возраст
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (от 4-5 лет)
1.5. Срок реализации программы
Срок реализации программы 1 год.
1.6. Формы организации образовательной деятельности:
Занятие проводятся в разновозрастных группах, численный состав 10-20 человек.
1.7. Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 25 мин. Время занятий включает 20 мин учебного времени и 5 мин обязательный перерыв
(СанПиН 2.4.4.3172-14).
1.8. Планируемые результаты
Планируемые результаты:
- приобретение сенсорного опыта: чувство пластики, формы и веса;
- владение навыками и техникой работы с пластилином, глиной и тестом для изображения объемных, выпуклых картин;
- умение смешивать цвета, украшать вылепленные изделия узором, бисером, пайетками;
- знание способов создания лепных картин;
- самостоятельное выполнять задания, доводить начатое дело до конца;
- планировать свою деятельность, предвидеть результат, выражать замысел своего творчества;
- умение работать в команде, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.
2. Содержание программы
Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности - речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий, которые близки и понятны ребенку - это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
2.1. Тематическое планирование
Учебный (тематический) план. 1-й год обучения
№ |
Название раздела, темы |
Кол часов |
Форма аттестации (контроля) |
|
Всего |
||||
1. |
Ознакомление, освоение и способы работы с пластилином |
2 час |
Выставка работ |
|
1.1. |
Времена года, тематические поделки |
8 час |
Выставка работ |
|
1.2. |
Народное творчество |
8 час |
Выставка работ |
|
2. |
Работа с тестом глиной. |
4 час |
Выставка работ |
|
2.1. |
Коллективные работы |
8 час |
Выставка работ |
|
2.2. |
Сложные картины с элементами разной техники пластилинографии |
5 час |
Выставка работ |
|
|
Итоговая аттестация |
|
||
|
Итого |
35 |
Выставка индивидуальных работ |
Календарный (тематический) план. 1-й год обучения
Месяц |
Тема |
Задачи |
Методические приемы |
Сентябрь |
3 неделя
|
Сформировать представление у детей о свойствах пластилина, научить разминать пластилин, отщипывать маленькие кусочки. |
Показать приемы работы с пластилином. |
4 неделя
|
Познакомить детей с приемами работы с пластилином |
Рассматриваем картинки льет дождик, создаем подобную. |
|
Октябрь |
1 неделя
|
Сформировать обобщеное представление у детей об овощах: растут на грядках, полезны людям. |
Загадки об овощах
|
2 неделя
|
Учить детей смешивать цвета,
|
Беседа о изменении природы осенью |
|
3 неделя
|
Обучать приемам работы с тестом.
|
Рассматривание картинок. |
|
4 неделя
|
Учить детей работать рядом создавая единую композицию. |
Рассматривание картины лес. Обсуждение способов лепки. |
|
ноябрь |
1 неделя
|
Учить достигать выразительность образа через более точную передачу цвета, формы. |
Рассматривание игрушек. |
2 неделя
|
Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения. |
Рассматривание иллюстраций к сказкам. |
|
3 неделя.
|
Продолжать знакомить со свойствами пластилина. Учить использовать пластилина и природного материала для создания картины. |
Показ способов действий. |
|
4 неделя
|
Познакомить с росписью гжель, учить правильно выбирать цвет и наносить рисунок.
|
Показ способов действий. |
|
5 неделя
|
Знакомить детей с лесными птицами. |
Рассматривание иллюстраций. |
|
декабрь |
1 неделя
|
Учить детей создавать композицию в круге.
|
Рассматривание разнообразных снежинок. |
2 неделя
|
Знакомить детей с праздником Новый год. Дать представление о традициях. |
Рассматривание новогодних открыток. |
|
3 неделя
|
Развивать умение создавать интересный образ знакомого предмета. |
Рассматривание настоящей ели, открыток с различным изображении. |
|
4 неделя
|
Учить раскрашивать картину пайетками и бисером.
|
Показ презентации елочных игрушек. |
|
январь |
2 неделя
|
Учить работать в коллективе создавать единую композицию. |
Загадки о зиме. |
3 неделя.
|
Учить создавать образ, закрепить навыки работы с тестом. |
Показ способов лепки. |
|
4 неделя
|
Расширять представление о зимующих птицах, научить помогать меньшим братьям. |
Рассматривание иллюстраций зимующих птиц. |
|
февраль |
1 неделя.
|
Учить детей лепить предмет состоящий из нескольких частей. |
Беседа о лесных зверях. |
2 неделя
|
Развивать мелкую моторику рук.
|
Рассматривание иллюстраций. |
|
3 неделя
|
Закрепить умение работать с тестом. |
Игра «Идем в гости» |
|
4 неделя
|
Учимся создавать композицию по образцу |
Беседа о празднике
|
|
5 неделя
|
Продолжаем работать с несколькими цветами. Развиваем мелкую моторику рук. |
Показ способов действий. |
|
март |
1 неделя
|
Развивать мелкую моторику рук. |
Просмотр иллюстраций |
2 неделя
|
Учить правильно распределять цвета на композиции. |
Беседа 8 марта праздник мам. |
|
3 неделя
|
Учить правильно распределять цвета на композиции. |
Игровая ситуация
|
|
4 неделя
|
Учить разной методике создания картины. |
Беседа о изменении в природе весной. |
|
апрель |
1 неделя
|
Развивать мелкую моторику рук. |
Загадки. |
2 неделя
|
Совершенствовать умение работать аккуратно, сочетая разные способы и приемы. |
Показ способов лепки. |
|
3 неделя
|
Развивать у детей мелкую моторику, выполнять более сложные задачи. |
Рассматривание иллюстраций. |
|
4 неделя
|
Развивать мелкую моторику рук.
|
Рассматривание иллюстраций. |
|
май |
1 неделя
|
Расширять представления детей о насекомых.
|
Рассматривание иллюстраций. |
2 неделя
|
Учить создавать картину, правильно выбирать цвета. |
Рассматривание иллюстраций. |
|
3 неделя
|
Поощрять самостоятельное детское творчество. |
Рассматривание иллюстраций
|
|
4 неделя
|
Учить выполнять работу вместе , создавать одну композицию. |
Читаем стихи о весне. |
3.1. Условия реализации программы
Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;
- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- динамичность работы;
- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;
Реализация Программы в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в ходе кружковой работы, в совместной (партнѐрской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие воспитанников.
3.2. Материально-техническое обеспечение программы
В ходе работы кружка используем пластилин, глину, тесто для лепки Наглядное пособие, картины, шаблоны. Пластиковая доска для лепки, стеки, влажные салфетки.
3.3.Список используемой литературы
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», М., Издательство Скрипторий, 2003
- Грибовская А.А Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет\ А.А.Грибовская. - М: Сфера 2010.