Рабочая программа студии «Волшебный пластилин»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: пластилин


Направленность программы: художественная.

Уровень программы: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа студии «Волшебный пластилин» художественной направленности.

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

Отличительной особенностью данной программы является раннее развитие мелкой моторики рук, играет важную роль в формировании головного мозга. Именно это дает ребенку способность обучаться новому. Данная программа обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте.

1.1. Уровень освоения программы

Ознакомительный- соответствует региональным документам:

Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году»)

1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Актуальность программы: Пластилинография является одним из средств релаксации, имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. Работа с пластилином представляет безграничные возможности для творчества.

Пластилинография так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его разнообразии.

1.3. Цели и задачи программы

Цель: развивать творческие способности ребенка, укреплять мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста, содействовать развитию инициативы.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать устойчивый интерес к художественной лепке;
  • обучать специальным технологиям, закреплять приобретенные умения;
  • дать теоретические знания.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательной активности;
  • развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
  • развивать, укреплять мелкую моторику;
  • способствовать развитию цветового восприятия.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность;
  • воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному;
  • воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
  • формировать навыки сотрудничества.

1.4. Категория обучающихся, возраст

Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (от 4-5 лет)

1.5. Срок реализации программы

Срок реализации программы 1 год.

1.6. Формы организации образовательной деятельности:

Занятие проводятся в разновозрастных группах, численный состав 10-20 человек.

1.7. Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 25 мин. Время занятий включает 20 мин учебного времени и 5 мин обязательный перерыв
(СанПиН 2.4.4.3172-14).

1.8. Планируемые результаты

Планируемые результаты:

  • приобретение сенсорного опыта: чувство пластики, формы и веса;
  • владение навыками и техникой работы с пластилином, глиной и тестом для изображения объемных, выпуклых картин;
  • умение смешивать цвета, украшать вылепленные изделия узором, бисером, пайетками;
  • знание способов создания лепных картин;
  • самостоятельное выполнять задания, доводить начатое дело до конца;
  • планировать свою деятельность, предвидеть результат, выражать замысел своего творчества;
  • умение работать в команде, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

2. Содержание программы

Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности - речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.

Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий, которые близки и понятны ребенку - это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

2.1. Тематическое планирование

Учебный (тематический) план. 1-й год обучения

Название раздела, темы

Кол часов

Форма аттестации (контроля)

Всего

1.

Ознакомление, освоение и способы работы с пластилином

2 час

Выставка работ

1.1.

Времена года, тематические поделки

8 час

Выставка работ

1.2.

Народное творчество

8 час

Выставка работ

2.

Работа с тестом глиной.

4 час

Выставка работ

2.1.

Коллективные работы

8 час

Выставка работ

2.2.

Сложные картины с элементами разной техники пластилинографии

5 час

Выставка работ

Итоговая аттестация

Итого

35

Выставка индивидуальных работ

Календарный (тематический) план. 1-й год обучения

Месяц

Тема

Задачи

Методические приемы

Сентябрь

3 неделя
Ознакомление

Сформировать представление у детей о свойствах пластилина, научить разминать пластилин, отщипывать маленькие кусочки.

Показать приемы работы с пластилином.

4 неделя
Солнышко спряталось за тучку.

Познакомить детей с приемами работы с пластилином

Рассматриваем картинки льет дождик, создаем подобную.

Октябрь

1 неделя
Урожай поспел
(овощи)

Сформировать обобщеное представление у детей об овощах: растут на грядках, полезны людям.

Загадки об овощах
Рассматривание картин
Показ способов действий.

2 неделя
Краски осени
(листопад)

Учить детей смешивать цвета,
Вызвать у детей эмоциональное радостное отношение к яркой осенней природе.

Беседа о изменении природы осенью

3 неделя
Ежик (лепим из теста)

Обучать приемам работы с тестом.
Дополняем работу природным материалом (семечки)

Рассматривание картинок.

4 неделя
Волшебный лес (коллективная работа)

Учить детей работать рядом создавая единую композицию.

Рассматривание картины лес. Обсуждение способов лепки.

ноябрь

1 неделя
Моя любимая игрушка

Учить достигать выразительность образа через более точную передачу цвета, формы.

Рассматривание игрушек.

2 неделя
Герои любимых сказок (лепим из теста)

Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3 неделя.
Дары осени
(поделки из пластилина и природного материала)

Продолжать знакомить со свойствами пластилина. Учить использовать пластилина и природного материала для создания картины.

Показ способов действий.

4 неделя
Тарелка
(роспись гжель, народное творчество)

Познакомить с росписью гжель, учить правильно выбирать цвет и наносить рисунок.
Развивать мелкую моторику рук.

Показ способов действий.

5 неделя
Совушка.

Знакомить детей с лесными птицами.

Рассматривание иллюстраций.

декабрь

1 неделя
Снежинка

Учить детей создавать композицию в круге.
Совершенствовать технические навыки.

Рассматривание разнообразных снежинок.

2 неделя
Новогодняя открытка.

Знакомить детей с праздником Новый год. Дать представление о традициях.

Рассматривание новогодних открыток.

3 неделя
Елочка-красавица.

Развивать умение создавать интересный образ знакомого предмета.

Рассматривание настоящей ели, открыток с различным изображении.

4 неделя
Новогодняя игрушка

Учить раскрашивать картину пайетками и бисером.
Расширять знания детей о елочных игрушках.

Показ презентации елочных игрушек.

январь

2 неделя
Зимний лес (коллективная работа)

Учить работать в коллективе создавать единую композицию.

Загадки о зиме.

3 неделя.
Снеговик (лепим из теста)

Учить создавать образ, закрепить навыки работы с тестом.

Показ способов лепки.

4 неделя
Кормушка для птиц

Расширять представление о зимующих птицах, научить помогать меньшим братьям.

Рассматривание иллюстраций зимующих птиц.

февраль

1 неделя.
Лисичка

Учить детей лепить предмет состоящий из нескольких частей.

Беседа о лесных зверях.

2 неделя
Аквариум водоросли (коллективная работа)

Развивать мелкую моторику рук.
Учить правильно распределять несколько цветов на картине.
Учить работать в команде.

Рассматривание иллюстраций.

3 неделя
Угощение для кукол (лепим из теста)

Закрепить умение работать с тестом.

Игра «Идем в гости»

4 неделя
Открытка для папы

Учимся создавать композицию по образцу

Беседа о празднике
День защитника отечества.

5 неделя
Жарптица

Продолжаем работать с несколькими цветами. Развиваем мелкую моторику рук.

Показ способов действий.

март

1 неделя
Подснежник
(первый весенний цветок)

Развивать мелкую моторику рук.

Просмотр иллюстраций

2 неделя
Вазочка с цветами.
(для мамы)

Учить правильно распределять цвета на композиции.

Беседа 8 марта праздник мам.

3 неделя
Украсим кукле платье

Учить правильно распределять цвета на композиции.

Игровая ситуация
Кукла Катя собирается на день рождения.

4 неделя
Весна наступила (коллективная работа)

Учить разной методике создания картины.

Беседа о изменении в природе весной.

апрель

1 неделя
Осьминожка

Развивать мелкую моторику рук.

Загадки.

2 неделя
Космос, вселенная.
(коллективная работа)

Совершенствовать умение работать аккуратно, сочетая разные способы и приемы.

Показ способов лепки.

3 неделя
Черепашка (любимый сказочный персонаж)

Развивать у детей мелкую моторику, выполнять более сложные задачи.

Рассматривание иллюстраций.

4 неделя
Бабочка

Развивать мелкую моторику рук.
Закреплять умение работать по кругу

Рассматривание иллюстраций.

май

1 неделя
Божья коровка

Расширять представления детей о насекомых.
Научить изображать божью коровку.

Рассматривание иллюстраций.

2 неделя
Салют

Учить создавать картину, правильно выбирать цвета.

Рассматривание иллюстраций.

3 неделя
Радуга - дуга

Поощрять самостоятельное детское творчество.

Рассматривание иллюстраций
Показ способов действий

4 неделя
Цветущая поляна (коллективная работа)

Учить выполнять работу вместе , создавать одну композицию.

Читаем стихи о весне.

3.1. Условия реализации программы

Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;

  • учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
  • динамичность работы;
  • учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;

Реализация Программы в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в ходе кружковой работы, в совместной (партнѐрской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие воспитанников.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

В ходе работы кружка используем пластилин, глину, тесто для лепки Наглядное пособие, картины, шаблоны. Пластиковая доска для лепки, стеки, влажные салфетки.

3.3.Список используемой литературы

  1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», М., Издательство Скрипторий, 2003
  2. Грибовская А.А Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет\ А.А.Грибовская. - М: Сфера 2010.