Контрольная работа по биологии. 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Контрольная работа № 1

Вариант 1

Инструкция по выполнению работы

Работа включает 17 заданий. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до нескольких баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

1 часть. Выберите один правильный ответ

1. К биологическим наукам относятся
а) химия, физика, история б) биология, цитология, география
в) ботаника, зоология, микология

2. Наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой
а)биология
б)зоология
в) экология

3. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами
а)гидросфера
б) биосфера
в) атмосфера

3. Наука, изучающая животных
а)ботаника
б)зоология
в) микология

4. Как называются качественные изменения в структуре любого природного тела
а)рост
б) движение
в) развитие

5. Как называются процессы, обеспечивающие непрерывный поток вещества и энергии, необходимых для осуществления жизнедеятельности организма
а)раздражимость
б) развитие
в)обмен веществ

6. Каким лабораторным оборудованием вы воспользуетесь, для того, чтобы отмерить 30 мл. жидкости?
а)пробирка
б) пипетка
в) мерный цилиндр

7. Как называется восприятие явлений или природных объектов с помощью органов чувств?
а) наблюдение
б) сравнение
в) измерение

8. Научное предположение - это:
а) теория
б) гипотеза
в) правило

9. Представление научных данных в форме строк и столбцов называется:
а) диаграмма
б) график
в) таблица

10. Самый простой увеличительный прибор
а) микроскоп
б) лупа
в) телескоп

2 часть. Выберите несколько правильных ответов

11. Какие царства живой природы выделяют:
а) растения
б) грибы
в)насекомые
г)животные
д) рыбы

12. Пластиды бывают:
а) бесцветными
б) жёлтыми
в) зелеными
г) чёрными
д) синие

13. Характерные признаки представителей царства Растения:
а) активное передвижение в поисках пищи
б) питание готовыми органическими веществами
в) клеточная стенка
г) наличие в клетках зеленого пигмента хлорофилла
д) образование органических веществ из неорганических за счёт энергии солнца

14. Установите соответствие между организмами и их средой обитания:

а) медведь

1) наземно-воздушная

2) почвенная

3) водная

4) организменная

б) щука

в) дождевой червь

г) землеройка

д) паразиты кишечника человека

е) заяц беляк

ж) берёза повислая

15. Установите соответствие между условиями жизни и средой обитания

а) недостаток солнечного света

1) наземно-воздушная

2) почвенная

3) водная

4) организменная

б) отсутствие резких колебаний температуры

в) постоянный избыток влаги

г) избыток солнечного света

д) резкие перепады температуры

е) содержит все необходимые питательные вещества

16. Рассмотрите рисунок. Установите соответствие между названиями частей клетки и их расположением в клетке, указанном цифрами на рисунке. Впишите в таблицу буквы.

А) ядро
Б) цитоплазма
В) хлоропласты
Г) вакуоли
Д) оболочка

Ответ:

1

2

3

4

5

17. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией.

Определите эту профессию. Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

Работа включает 17 заданий. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до нескольких баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

1 часть. Выберите один правильный ответ

1. К биологическим наукам относятся
а) биология, физика, география
б) зоология, микология, цитология
в) ботаника, химия, микология

2. Наука, изучающая грибы
а) микология
б)зоология
в) экология

3. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами
а) гидросфера
б) биосфера
в) атмосфера

3. Наука, изучающая сезонные изменения явления в жизни растений и животных ?
а) ботаника
б)фенология
в) микология

4.Как называются количественные изменения в структуре любого природного тела
а) рост
б) движение
в) развитие

5. Как называется процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой?
а) питание
б) дыхание
в) обмен веществ

6. Каким лабораторным оборудованием вы воспользуетесь, для того, чтобы длину листа растения?
а) термометр
б) линейка
в) мерный цилиндр

7. Как называется сохранение материала в состоянии, близком к естественному?
а) наблюдение
б) сравнение
в) фиксация

8. Проверенная и подтвержденная гипотеза - это:
а) теория
б) учение в) правило

9. Представление научных данных в чертежа, на котором при помощи линий показаны числовые данные, описывающие процессы или явления:
а) диаграмма
б) график
в) таблица

10. Оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, неразличимых глазу предметов?
а) микроскоп
б) лупа
в) телескоп

2 часть. Выберите несколько правильных ответов

11. Какие царства живой природы выделяют:
а) растения
б) птицы
в) бактерии
г)животные
д) рыбы

12. Пластиды бывают:
а) белые
б) жёлтыми
в) зелеными
г) чёрными
д) оранжевыми

13.Характерные признаки представителей царства Животные:
а) активное передвижение в поисках пищи
б) питание готовыми органическими веществами
в) отсутствие клеточной стенки
г) наличие в клетках зеленого пигмента хлорофилла
д) образование органических веществ из неорганических за счёт энергии солнца

14. Установите соответствие между организмами и их характеристикой:

а) не имеют клеточного строения

б) совмещают признаки растений и животных

в) способны вызывать пандемии

г) среди них есть вредители сельскохозяйственных посевов

д) не имеют ядра

е) «санитары» планеты

1) грибы

2) бактерии

3) вирусы

15. Установите соответствие между экологическими факторами и их характеристикой

а) свет

б) влажность

в) вырубка лесов

г) опыление растений насекомыми

д) хозяйственная деятельность человека

е) устройство гнезда в дупле дерева

1) биотические

2) абиотические

3) антропогенные

16. Рассмотрите рисунок. Установите соответствие между названиями частей клетки и их расположением в клетке, указанном цифрами на рисунке. Впишите в таблицу буквы.

А) ядро
Б) цитоплазма
В) хлоропласты
Г) вакуоли
Д) оболочка

Ответ:

1

2

3

4

5

17. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией.

Определите эту профессию. Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?

СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

БИОЛОГИЯ. 5 класс

1. Назначение контрольной работы - оценить соответствие знаний, умений и основных видов учебной деятельности, обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения.

2. Документы, определяющие содержание контрольной работы

Содержание контрольной работы определяется на основе ФОП ООО. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»).

3. Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Каждый вариант контрольной работы содержит 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

  • Задания №1-№10 с выбором ответа в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа.
  • Задания №11-№13 с выбором и записью трех верных ответов из пяти.
  • Задания №14-№15 на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на включение пропущенных в тексте терминов и понятий, на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму).
  • Задание №16 на работу с изображением биологического объекта
  • Задания №17 на анализ профессии, связанной с применением биологических знаний.

4. Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям

Контрольная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:

  • Владение основным понятийным аппаратом школьного курса биологии.
  • Решение задач различного типа и уровня сложности.
  • Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

5. Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности

В контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного, высокого.

Задания базового уровня сложности (№1-№10) - это задания, проверяющие способность обучающихся применять наиболее важные биологические понятия для объяснения существенных признаков биологических объектов и процессов, характерных для них, а также умение работать с информацией биологического содержания (текст, рисунок, фотография реального объекта).

Задания повышенного уровня сложности направлены: на установление соответствия элементов двух и более информационных рядов (№11-№15);

Задания высокого уровня сложности (№16, 17) направлены на умение работать с рисунком, текстом, отвечать на поставленные вопросы и применять биологические знания для решения практических задач.

В таблице 1 представлено распределение заданий по уровням сложности.

Таблица 1. Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности задания

Кол-во заданий

Максимальный первичный балл

Базовый

10

10

Повышенный

5

10

Высокий

2

6

Итого

17

26

6. Критерии оценивания контрольной работы

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный обучающимся номер ответа совпадает с верным ответом.

За ответ на задание на множественный выбор выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

За ответ на задания на установление соответствия выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибки.

Задания на работу с рисунком, текстом, предполагающие ответ на поставленные вопросы и применение биологических знаний для решения практических задач, оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный балл за задание с развернутым ответом составляет 3 балла.

Максимальный балл за выполнение работы - 26. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 2).

Таблица 2. Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале

Кол-во баллов

Рекомендуемая оценка

20-26

5

15-19

4

7-14

3

0-6

2

7. Продолжительность контрольной работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

  • для заданий базового уровня сложности - от 1 до 2 мин;
  • для заданий повышенного уровня сложности - от 2 до 4 мин;
  • для заданий высокого уровня сложности - от 5 до 10 мин;

На выполнение всей контрольной работы отводится 40 минут.

8. Дополнительные материалы и оборудование

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА Контрольной работы

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

1

Биология наука о живой природе

Б

1

2

Биология наука о живой природе

Б

1

3

Биология наука о живой природе

Б

1

4

Организмы - тела живой природы

Б

1

5

Организмы - тела живой природы

Б

1

6

Методы изучения живой природы

Б

1

7

Методы изучения живой природы

Б

1

8

Методы изучения живой природы

Б

1

9

Методы изучения живой природы

Б

1

10

Методы изучения живой природы

Б

1

11

Умение проводить множественный выбор

П

2

12

Умение проводить множественный выбор

П

2

13

Умение проводить множественный выбор

П

2

14

Умение устанавливать соответствие

П

2

15

Умение устанавливать соответствие

П

2

16

Умение работать с рисунком биологического содержания

В

3

17

Применение биологических знаний в практических ситуациях

В

3

9. Перечень проверяемых планируемых результатов

  • характеризовать биологию как науку о живой природе, называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
  • перечислять источники биологических знаний, характеризовать значение биологических знаний для современного человека, профессии, связанные с биологией;
  • иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
  • применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания;
  • различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы, различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии;
  • проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану, выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
  • раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
  • приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности человека.

ОТВЕТЫ К Контрольной РАБОТЕ № 1


задания

Вариант 1

Вариант 2

1

В

Б

2

В

А

3

Б

Б

4

В

А

5

В

Б

6

В

Б

7

А

В

8

Б

А

9

В

Б

10

Б

А

11

АБГ

АВГ

12

АБВ

БВД

13

ВГД

АБВ

14

1-АЕЖ, 2-ВГ, 3-Б, 4-Д

1-БГ, 2-ДЕ, 3-АВ

15

1-ГД, 2-А, 3-БВ, 4-Е

1-ГЕ,2-АБ,3-ВД

16

ДБАВГ

ДБАВГ

17

На фотографии изображён агроном/учёный/фермер.

Представители этой профессии занимается посадкой и выращиванием сельскохозяйственных культур. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

На фотографии изображён животновод/ скотовод/ фермер.

Представители этой профессии разводят домашних для получения продуктов питания и сырья для производства.
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)