Введение
Анализ процессов связанных с социализацией младших школьников, происходящих в последние годы, мониторинги педагога-психолога Лицея, выявили необходимость разработки и внедрения особого педагогического проекта, направленного на установление продуктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений в учебной и внеурочной деятельности, создание условий для формирования навыков конструктивного взаимодействия.
Аллея РОСТА (развитие, обучение, спорт, творчество) - педагогический проект, направленный на воспитание и социализацию младших школьников (1-4 классы).
Примерная программа включает деятельность по уровням; группа класса (ветвь), класс (дерево), параллель, все классы начальной школы. Программа включает 6 основных видах деятельности, в которых обучающиеся принимают участие, заполняя дерево класса разноцветными листьями в зависимости от направления.
Срок реализации программы - 1 год. Программа показала свою эффективность и реализуется в Лицее третий год.
Участниками программы являются: администрация Лицея, обучающиеся 1-4 классов и 5-10 классов, в качестве вожатых, а также родители обучающихся.
Проект «Аллея РОСТА» объединяет обучающихся начальной и основной школы, родителей обучающихся и педагогов в совместной деятельности с учетом возможностей и традиций Лицея. Проект является важным направлением реализации «Программы развития кафедры Начального образования МБОУ Лицей №130» и направлена на развитие интеллектуального потенциала обучающихся, на духовно-нравственное развитие личности через познание искусства, литературы, фольклора, истории, культуры своего края, на воспитание любви к прекрасному и потребности быть творцом и созидателем прекрасного, также воспитывает лидерские качества, способствует повышению лицеистов в общественно-полезной деятельности.
- Цели и задачи программы
- Принципы деятельности программы
- Методы и формы деятельности.
- Средства реализации программы
- Кадровое обеспечение
- Условия реализации поставленных задач
- Содержание деятельности
- Направления деятельности
- Циклограмма мероприятий
Цель проекта: создание условий для формирования активной социальной позиции младших школьников через включение в социально значимую деятельность.
Задачи:
- развивать детское самоуправление;
- воспитывать духовно-нравственные и патриотические ценности;
- поддерживать инициативу детей в деятельности;
- формировать детские коллективы разных уровней (группа класса (ветвь), класс (дерево), параллель, все классы начальной школы).
Основные направления деятельности:
- Моя Родина - знакомство с родным краем (Академгородок, Новосибирск), историей и традициями России.
- В мире прекрасного - учимся видеть, понимать и чувствовать прекрасное, знакомство с искусством, творчеством и биографией русских и зарубежных поэтов, писателей, композиторов, художников; посещение спектаклей и выставок.
- Мир вокруг нас - формирование экологичного поведения, воспитание любови к родной природе, желания охранять ее и защищать ее.
- Труд - привлечение обучающихся к посильной трудовой деятельности; воспитание уважения к чужому труду.
- В мире знаний - воспитание ответственного отношения к учебе, дисциплинированности, прилежания, научить ребят самостоятельно пополнять свои знания, расширять свой кругозор.
- Сильный, ловкий, смелый - формирование у детей практических навыков здорового образа жизни; физическое развитие посредством спорта, развитие физических, художественных, творческих способностей детей, содействие полному раскрытию этих способностей в спорте, культурно-ориентированной деятельности.
Принципы деятельности:
- Принцип личностного ориентира - признание личности каждого ребенка высшей социальной ценности; уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
- Принцип природосообразности - обязательный учет задатков и возможностей каждого ребенка; подбор видов, содержания и форм деятельности с учётом ведущих потребностей младших школьников;
- Принцип уважения - уважительное отношение между взрослыми и детьми;
- Принцип успешности - создание ситуаций успеха;
- Принцип самостоятельности - все вопросы, связанные с деятельностью в рамках проекта, решаются только его участниками;
- Принцип креативности (творчества) - творческую личность можно воспитать только в творческой деятельности, на лучших образцах мировой культуры;
- Принцип самоуправления и соуправления.
Методы и формы:
- Экскурсии и походы;
- Классные часы;
- Беседы;
- Наблюдения;
- Проведение традиционных общешкольных КТД;
- Викторины по истории Лицея, района, области;
- КВН;
- Участие в предметных неделях;
- Кружки, клубы и секции;
- Календарные праздники;
- Выставки;
- Дискуссии;
- Субботники;
- Встречи с интересными людьми;
- Проекты;
- Ролевые игры;
Кадровое обеспечение:
- Заместитель директора по ВР и УВР (начальная школа)
- Педагоги-координаторы, педагог-психолог
- Классные руководители
Условия реализации программы:
- Заинтересованность обучающихся в участии в проекте;
- Поддержка со стороны администрации Лицея, педагогического коллектива, родителей;
- Наличие материальной базы (оформление мероприятий, призы и подарки, наглядный материалы для каждого класса);
- Активизация обучающихся 5-10 классов через работу классных руководителей и Ученического Совета.
Структура самоуправления в лицейской «Аллее РОСТА»
Каждый класс - дерево в «Аллее РОСТА», выбор дерева, его особенностей осуществляется обучающимися. Класс делится на группы - ветви (обучающиеся каждой ветви могут придумать себе … (бабочки, белки, птицы и т.п.), в каждой группе обучающиеся выбирают лидера, а также лидера класса. В каждом класс есть плакат с изображением дерева, девизом класса. Каждая ветвь на дереве - визуализация успехов группы по направлениям деятельности (при помощи цветных листьев).
Все классы начальной школы объединены в «Аллею РОСТА».
Организует и сопровождает работу в рамках проекта Актив, состоящий из классных руководителей (Отряд активистов), родителей (Совет старейшин), вожатых (Лига лидеров).
Актив принимает решения по вопросам, связанным с деятельностью в рамках проекта, планирует общие мероприятия и контролирует рост дерева класса и его отдельных ветвей по направлениям.
В компетенцию Актива входит утверждение плана деятельности на год (с возможностью корректировки), утверждение мероприятий и приоритетных направлений деятельности на месяц, оценка эффективности деятельности групп класса.
Заседания Актива проходят ежемесячно, решения принимаются простым большинством голосов.
Решения и предложения Актива доводятся до лидеров классов.
Содержание программы
При реализации программы обучающиеся узнают много нового и интересного о Лицее, о правах и обязанностях лицеистов, об истории России и подвигах ее граждан; о настоящем России; примут участие в обучающих играх и детской самодеятельности, получат возможность принять участие в творческих проектах и выставках, узнают о милосердии, этикете, истории нашего города.
Программа создаёт условия в детском коллективе, когда дружба старших и младших становится значимой для всех участников, взаимоотношения детей строятся на основе сотрудничества и равноправия через совместную деятельность в ней.
Основные направления деятельности
Моя Родина
Цель: формирование гражданских качеств, гордости за свою страну, уважение к традициям и обычаям народов России, формирование ответственности за соблюдение законов и прав человека.
Формы и содержание работы:
- изучение истории России, родного края (Новосибирск, Академгородок), истории и традиций Лицея;
- участие в походах;
- встречи с ветеранами воин, труда, интересными людьми;
- охрана родной природы, исторических и культурных памятников.
- поздравительная почта ветеранам, одиноким пенсионерам;
- тематическая газета «День Конституции РФ»; выставки рисунков «Моя Россия»;
- военно-патриотическая игра «Зарница»;
- фестиваль строя и песни;
- встречи с ветеранами ВОВ, учеными институтов СО РАН;
- тематические классные часы «День защитника Отечества»;
- концерт к 9 мая «Песни Победы»;
- «Календарь памятных дат», сообщения в классе о дне в истории России и мира;
- походы и экскурсии по Академгородку и г. Новосибирску;
В мире прекрасного
Цель: формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
Формы и содержание работы:
- концерты;
- выставки творческих работ;
- сообщения и газеты о поэтах, писателях, композиторах;
- театрализованные представления;
- тематические литературно-музыкальные композиции;
- отчеты о посещении концертов, спектаклей, выставок.
- участие в традиционном школьном фестивале.
Мир вокруг нас
Цель: формирование экологичного поведения, воспитание любови к родной природе, желания охранять ее и защищать ее.
Формы и содержание работы:
- экологические акции;
- организация раздельного сбора отходов;
- выпуск газет экологической направленности.
Мероприятия:
- участие в благотворительных акциях в помощь приюту бродячих животных, Новосибирскому зоопарку;
- «Синичкина столовая», День птиц;
- Организация озеленения классов, Лицея, территории.
Труд
Цель: формирование потребности в трудовой деятельности; воспитание уважения к чужому труду.
Формы и содержание работы:
- дежурство в классе и в столовой;
- поддержание порядка в гардеробе;
- участие в генеральной уборке (в конце каждой четверти);
В мире знаний
Цель: воспитание ответственного отношения к учебе, дисциплинированности, прилежания.
Формы и содержание работы:
- интеллектуальные игры и конкурсы;
- тематические викторины, олимпиады по предметам;
- участие в предметных неделях;
- конкурсы лучших ученических работ, рефератов, исследовательских работ, сочинений, проектов, стихов, рисунков
- помощь слабоуспевающим учащимся
- поощрение отличников, победителей конкурсов, олимпиад
Сильный, ловкий, смелый
Цель: формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни; практических навыков здорового образа жизни.
Формы и содержание работы:
- Классные часы, беседы;
- Газеты и плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни;
- Спортивные соревнования, работа спортивных секций.
- Веселые старты, «Безопасное колесо»
- Проведение зарядки и физминуток, Дни здоровья
- «Первоклассная гонка», турнир по футболу
- Беседы по пропаганде здорового образа жизни;
- Занятия в спортивных секциях.
Механизм реализации
Месяц |
Мероприятия |
Комментарии |
|
Сентябрь |
2-я неделя - Старт проекта
|
Для всей НШ линейка, выдача семян для дерева класса. Знакомство с вожатыми. |
Вручение значков «семя» каждому обучающемуся |
Октябрь |
Презентация отрядов
|
По параллелям
По параллелям |
Каждый класс получает плакат «дерево», обучающиеся - значки «росток» |
Ноябрь |
квест «Моя Родина - Россия» |
по параллелям |
В течение года классы получают вымпелы за участие в мероприятиях, «ветви» получают цветные листочки за достижения по направлениям, по решению вожатых или классного руководителя возможно награждение значками с листочками |
Декабрь |
В мире прекрасного (новогодние поделки, открытки для пожилых людей (благотворительность) |
по классам |
|
Январь |
Быстрее, выше, сильнее (весёлые старты, уроки с известными спортсменами) |
по параллелям |
|
Февраль |
Праздник Букваря
|
(1-е классы)
|
|
Март |
8 Марта, Масленица (народные традиции) к Международному дню книги (2.04.- 2,3.4 классы квиз, 1 кл. конкурс чтецов (стихи детских поэтов), Первоклассная гонка |
классы, параллели |
|
Апрель |
подготовка к фестивалю, Игра по фин.грамотности (3,4 классы), МКС (2 классы) |
классы, параллели |
|
Май |
9 мая
|
Общее для всей нач.школы
|
По итогам года каждый обучающийся получает значок с деревом. Классы награждаются вымпелами по направлениям |