Программа «Аллея РОСТа» – воспитательный проект

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Введение

Анализ процессов связанных с социализацией младших школьников, происходящих в последние годы, мониторинги педагога-психолога Лицея, выявили необходимость разработки и внедрения особого педагогического проекта, направленного на установление продуктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений в учебной и внеурочной деятельности, создание условий для формирования навыков конструктивного взаимодействия.

Аллея РОСТА (развитие, обучение, спорт, творчество) - педагогический проект, направленный на воспитание и социализацию младших школьников (1-4 классы).

Примерная программа включает деятельность по уровням; группа класса (ветвь), класс (дерево), параллель, все классы начальной школы. Программа включает 6 основных видах деятельности, в которых обучающиеся принимают участие, заполняя дерево класса разноцветными листьями в зависимости от направления.

Срок реализации программы - 1 год. Программа показала свою эффективность и реализуется в Лицее третий год.

Участниками программы являются: администрация Лицея, обучающиеся 1-4 классов и 5-10 классов, в качестве вожатых, а также родители обучающихся.

Проект «Аллея РОСТА» объединяет обучающихся начальной и основной школы, родителей обучающихся и педагогов в совместной деятельности с учетом возможностей и традиций Лицея. Проект является важным направлением реализации «Программы развития кафедры Начального образования МБОУ Лицей №130» и направлена на развитие интеллектуального потенциала обучающихся, на духовно-нравственное развитие личности через познание искусства, литературы, фольклора, истории, культуры своего края, на воспитание любви к прекрасному и потребности быть творцом и созидателем прекрасного, также воспитывает лидерские качества, способствует повышению лицеистов в общественно-полезной деятельности.

  1. Цели и задачи программы
  2. Принципы деятельности программы
  3. Методы и формы деятельности.
  4. Средства реализации программы
  5. Кадровое обеспечение
  6. Условия реализации поставленных задач
  7. Содержание деятельности
  8. Направления деятельности
  9. Циклограмма мероприятий

Цель проекта: создание условий для формирования активной социальной позиции младших школьников через включение в социально значимую деятельность.

Задачи:

  • развивать детское самоуправление;
  • воспитывать духовно-нравственные и патриотические ценности;
  • поддерживать инициативу детей в деятельности;
  • формировать детские коллективы разных уровней (группа класса (ветвь), класс (дерево), параллель, все классы начальной школы).

Основные направления деятельности:

  1. Моя Родина - знакомство с родным краем (Академгородок, Новосибирск), историей и традициями России.
  2. В мире прекрасного - учимся видеть, понимать и чувствовать прекрасное, знакомство с искусством, творчеством и биографией русских и зарубежных поэтов, писателей, композиторов, художников; посещение спектаклей и выставок.
  3. Мир вокруг нас - формирование экологичного поведения, воспитание любови к родной природе, желания охранять ее и защищать ее.
  4. Труд - привлечение обучающихся к посильной трудовой деятельности; воспитание уважения к чужому труду.
  5. В мире знаний - воспитание ответственного отношения к учебе, дисциплинированности, прилежания, научить ребят самостоятельно пополнять свои знания, расширять свой кругозор.
  6. Сильный, ловкий, смелый - формирование у детей практических навыков здорового образа жизни; физическое развитие посредством спорта, развитие физических, художественных, творческих способностей детей, содействие полному раскрытию этих способностей в спорте, культурно-ориентированной деятельности.

Принципы деятельности:

  • Принцип личностного ориентира - признание личности каждого ребенка высшей социальной ценности; уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
  • Принцип природосообразности - обязательный учет задатков и возможностей каждого ребенка; подбор видов, содержания и форм деятельности с учётом ведущих потребностей младших школьников;
  • Принцип уважения - уважительное отношение между взрослыми и детьми;
  • Принцип успешности - создание ситуаций успеха;
  • Принцип самостоятельности - все вопросы, связанные с деятельностью в рамках проекта, решаются только его участниками;
  • Принцип креативности (творчества) - творческую личность можно воспитать только в творческой деятельности, на лучших образцах мировой культуры;
  • Принцип самоуправления и соуправления.

Методы и формы:

  • Экскурсии и походы;
  • Классные часы;
  • Беседы;
  • Наблюдения;
  • Проведение традиционных общешкольных КТД;
  • Викторины по истории Лицея, района, области;
  • КВН;
  • Участие в предметных неделях;
  • Кружки, клубы и секции;
  • Календарные праздники;
  • Выставки;
  • Дискуссии;
  • Субботники;
  • Встречи с интересными людьми;
  • Проекты;
  • Ролевые игры;

Кадровое обеспечение:

  • Заместитель директора по ВР и УВР (начальная школа)
  • Педагоги-координаторы, педагог-психолог
  • Классные руководители

Условия реализации программы:

  • Заинтересованность обучающихся в участии в проекте;
  • Поддержка со стороны администрации Лицея, педагогического коллектива, родителей;
  • Наличие материальной базы (оформление мероприятий, призы и подарки, наглядный материалы для каждого класса);
  • Активизация обучающихся 5-10 классов через работу классных руководителей и Ученического Совета.

Структура самоуправления в лицейской «Аллее РОСТА»

Каждый класс - дерево в «Аллее РОСТА», выбор дерева, его особенностей осуществляется обучающимися. Класс делится на группы - ветви (обучающиеся каждой ветви могут придумать себе … (бабочки, белки, птицы и т.п.), в каждой группе обучающиеся выбирают лидера, а также лидера класса. В каждом класс есть плакат с изображением дерева, девизом класса. Каждая ветвь на дереве - визуализация успехов группы по направлениям деятельности (при помощи цветных листьев).

Все классы начальной школы объединены в «Аллею РОСТА».

Организует и сопровождает работу в рамках проекта Актив, состоящий из классных руководителей (Отряд активистов), родителей (Совет старейшин), вожатых (Лига лидеров).

Актив принимает решения по вопросам, связанным с деятельностью в рамках проекта, планирует общие мероприятия и контролирует рост дерева класса и его отдельных ветвей по направлениям.

В компетенцию Актива входит утверждение плана деятельности на год (с возможностью корректировки), утверждение мероприятий и приоритетных направлений деятельности на месяц, оценка эффективности деятельности групп класса.

Заседания Актива проходят ежемесячно, решения принимаются простым большинством голосов.

Решения и предложения Актива доводятся до лидеров классов.

Содержание программы

При реализации программы обучающиеся узнают много нового и интересного о Лицее, о правах и обязанностях лицеистов, об истории России и подвигах ее граждан; о настоящем России; примут участие в обучающих играх и детской самодеятельности, получат возможность принять участие в творческих проектах и выставках, узнают о милосердии, этикете, истории нашего города.

Программа создаёт условия в детском коллективе, когда дружба старших и младших становится значимой для всех участников, взаимоотношения детей строятся на основе сотрудничества и равноправия через совместную деятельность в ней.

Основные направления деятельности

Моя Родина

Цель: формирование гражданских качеств, гордости за свою страну, уважение к традициям и обычаям народов России, формирование ответственности за соблюдение законов и прав человека.

Формы и содержание работы:

  • изучение истории России, родного края (Новосибирск, Академгородок), истории и традиций Лицея;
  • участие в походах;
  • встречи с ветеранами воин, труда, интересными людьми;
  • охрана родной природы, исторических и культурных памятников.
  • поздравительная почта ветеранам, одиноким пенсионерам;
  • тематическая газета «День Конституции РФ»; выставки рисунков «Моя Россия»;
  • военно-патриотическая игра «Зарница»;
  • фестиваль строя и песни;
  • встречи с ветеранами ВОВ, учеными институтов СО РАН;
  • тематические классные часы «День защитника Отечества»;
  • концерт к 9 мая «Песни Победы»;
  • «Календарь памятных дат», сообщения в классе о дне в истории России и мира;
  • походы и экскурсии по Академгородку и г. Новосибирску;

В мире прекрасного

Цель: формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся.

Формы и содержание работы:

  • концерты;
  • выставки творческих работ;
  • сообщения и газеты о поэтах, писателях, композиторах;
  • театрализованные представления;
  • тематические литературно-музыкальные композиции;
  • отчеты о посещении концертов, спектаклей, выставок.
  • участие в традиционном школьном фестивале.

Мир вокруг нас

Цель: формирование экологичного поведения, воспитание любови к родной природе, желания охранять ее и защищать ее.

Формы и содержание работы:

  • экологические акции;
  • организация раздельного сбора отходов;
  • выпуск газет экологической направленности.

Мероприятия:

  • участие в благотворительных акциях в помощь приюту бродячих животных, Новосибирскому зоопарку;
  • «Синичкина столовая», День птиц;
  • Организация озеленения классов, Лицея, территории.

Труд

Цель: формирование потребности в трудовой деятельности; воспитание уважения к чужому труду.

Формы и содержание работы:

  • дежурство в классе и в столовой;
  • поддержание порядка в гардеробе;
  • участие в генеральной уборке (в конце каждой четверти);

В мире знаний

Цель: воспитание ответственного отношения к учебе, дисциплинированности, прилежания.

Формы и содержание работы:

  • интеллектуальные игры и конкурсы;
  • тематические викторины, олимпиады по предметам;
  • участие в предметных неделях;
  • конкурсы лучших ученических работ, рефератов, исследовательских работ, сочинений, проектов, стихов, рисунков
  • помощь слабоуспевающим учащимся
  • поощрение отличников, победителей конкурсов, олимпиад

Сильный, ловкий, смелый

Цель: формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни; практических навыков здорового образа жизни.

Формы и содержание работы:

  • Классные часы, беседы;
  • Газеты и плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни;
  • Спортивные соревнования, работа спортивных секций.
  • Веселые старты, «Безопасное колесо»
  • Проведение зарядки и физминуток, Дни здоровья
  • «Первоклассная гонка», турнир по футболу
  • Беседы по пропаганде здорового образа жизни;
  • Занятия в спортивных секциях.

Механизм реализации

Месяц

Мероприятия

Комментарии

Сентябрь

2-я неделя - Старт проекта
3-я неделя - День Школы

Для всей НШ линейка, выдача семян для дерева класса. Знакомство с вожатыми.

Вручение значков «семя» каждому обучающемуся

Октябрь

Презентация отрядов
Праздник урожая (благотворительность - зоопарк, СЮН), фотовыставка, выставка рисунков на осеннюю тему
Осенний бал

По параллелям

По параллелям

Каждый класс получает плакат «дерево», обучающиеся - значки «росток»

Ноябрь

квест «Моя Родина - Россия»

по параллелям

В течение года классы получают вымпелы за участие в мероприятиях, «ветви» получают цветные листочки за достижения по направлениям, по решению вожатых или классного руководителя возможно награждение значками с листочками

Декабрь

В мире прекрасного (новогодние поделки, открытки для пожилых людей (благотворительность)

по классам

Январь

Быстрее, выше, сильнее (весёлые старты, уроки с известными спортсменами)

по параллелям

Февраль

Праздник Букваря
В мире знаний (олимпиады, НПК, Фестиваль творческих идей)

(1-е классы)
классы, параллели

Март

8 Марта, Масленица (народные традиции) к Международному дню книги (2.04.- 2,3.4 классы квиз, 1 кл. конкурс чтецов (стихи детских поэтов), Первоклассная гонка

классы, параллели

Апрель

подготовка к фестивалю, Игра по фин.грамотности (3,4 классы), МКС (2 классы)

классы, параллели

Май

9 мая
Куборо
Подведение итогов проекта, награждение по направлениям

Общее для всей нач.школы
2-3 классы
Общее для всей нач.школы

По итогам года каждый обучающийся получает значок с деревом. Классы награждаются вымпелами по направлениям