Данная разработка может быть полезна учителю и учащимся как на практических уроках русского языка, так и на контрольных. Также учитель по своему усмотрению может данное задание выдавать в качестве домашнего. Комплексный анализ текста - хороший вариант отработки полученных знаний.
В 9 выпускном классе актуальным является вопрос освоения новых знаний и умений, формирование УУД, подготовка к итоговой аттестации школьников. Комплексный анализ текста является универсальным заданием при решении вышеобозначенных задач и цели.
Задания к тексту позволяют комплексно повторить темы многих разделов русского языка: Стилистики, Текстоведения, Орфографии, Пунктуации, синтаксиса, Морфологии, Морфемики и Словообразования. Также выяснить проблемы в освоении тем данных разделов и при необходимости их ликвидации.
Так, комплексный анализ текста является одним из вариантов подготовки к итоговой аттестации девятиклассников.
При подготовке задания использовался ресурс Интернета «100 баллов» (взят текст).
Комплексный анализ текста (9 классы)
1) Многие думают что быть искренним значит говорить то что думаешь и делать то что говоришь. 2 )Но человек озвучивающий необдуманные мысли рискует прослыть невоспитанным и даже глупым. 3) Искренен тот кто умеет быть самим собой. 4) Главная проблема в том что мы плохо знаем себя гонимся за призрачными целями. 5) Немногие уделяют внимание внутреннему миру. 6) Нужно остановиться и проанализировать свои мысли и планы чтобы понять истинно своё не навязанное другими. 7) Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на ненужные цели. 8) Заглянув в себя увидишь многогранный мир обнаружишь свои особенности и таланты. 9) Изучая тебе станет не легче, а интереснее. 10) Ты найдёшь свой жизненный путь. 11) Единственный способ стать искренним познавать себя.
- Озаглавьте текст.
- Обозначьте основную тему текста.
- Обозначьте основную мысль текста.
- Докажите, что это текст.
- Обозначьте стиль текста (аргументируйте).
- Обозначьте тип текста (аргументируйте).
- Из предложений 4-6 выпишите прилагательное, которое пишется с удвоенной Н в суффиксе.
- Из предложений 6-7 выпишите слово с орфограммой «Правописание частицы не с именами прилагательными»
- Расставьте, где это необходимо, знаки препинания.
- Найдите в первом абзаце предложение, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Запишите его номер.
- Найдите в первом абзаце сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Запишите его номер.
- Найдите в третьем абзаце предложение, где между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. Запишите его номер.
- Найдите во втором абзаце односоставное безличное предложение. Запишите его номер.
- Из предложения (8) выпишите словосочетание со связью примыкание.
- Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова ИЗУЧАЯ из предложения (9).
- Выполните морфологический разбор слова НАЙДЁШЬ из предложения (10).
- Выполните синтаксический разбор предложения 6.