Кейс-ситуации как метод ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


На протяжении многих лет большинство учёных и педагогов придерживаются мнения, что в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку овладеть всеми нужными и полезными навыками и умениями для его полноценного развития. Одним из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка является социально-коммуникативное. Это направление включает в себя становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Рассмотрим поближе один из компонентов социально-коммуникативного направления: проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Такие знаменитые отечественные педагоги, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, были единодушны в том, что ребёнка следует обучать трудовым навыкам и умениям, знакомить с трудом взрослых уже в дошкольном возрасте [3]. Для лучшего осваивания детьми знаний о труде, необходимо непосредственное участие как педагогов образовательных организаций, так и родителей дошкольников. К.Д.Ушинский отмечал, что большое значение для воспитания уважения и любви к труду имеет окружающая среда ребёнка [1]. Безусловно, ребёнок должен быть окружен благоприятной средой. И.Б.Черепанова в своей работе писала: "В формировании отношения молодого человека к труду нет ничего важнее личного примера родителей, всех старших членов семьи"[4,с.14]. В семье закладываются нормы поведения, привычки, моральные и культурные установки. Родители, несомненно, имеют огромное влияния на выбор будущей профессии ребёнка. По последним данным исследований учёных в области семейного воспитания можно отметить то, что родителям не удаётся уделять достаточного внимания в воспитании своего ребёнка, они предпочитают эту роль полностью возлагать на педагогов образовательных организаций. Наблюдается такая картина, что некоторые дошкольники даже в старшем дошкольном возрасте затрудняются называть профессии своих родителей. Данное явление происходит не только из-за тенденции разобщённости детско- родительских отношений, но и из-за развития производства, появления новых профессиональных сфер, из-за этого родителям бывает порой сложно объяснить ребёнку суть своей профессии.

Стремительно развивается не только профессиональная сфера общественной жизни, но и образовательная. В области образования появляются новые методы и приёмы обучения и воспитания детей. В дошкольном образовании трудовое воспитание осуществляется в основном в детских садах, но не так давно в России начали создаваться семейно-досуговые центры, в которых появилась возможность обучать детей различным видам труда посредством игровой деятельности. Самый первый подобный центр в России появился в 2011 году в городе Санкт-Петербург и носил название "КидБург". Идея подобного досуга с элементами обучения получила большое распространение и на данный момент таких центров в России существует достаточно много. Самые популярные их них - это Кидзания, Кидбург, Мастерславль и Кидсити.

Мы проводили исследование с целью разработать и апробировать методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями в семейно-досуговом центре. Наше исследование проводилось на базе семейно-досугового центра "Мастерславль". На констатирующем этапе исследовательской работы была проведена беседа с детьми старшего дошкольного возраста с целью изучения их представлений о профессиях. По результатам беседы было выявлено, что дошкольники для своего возраста могут назвать небольшое количество профессий. Всего 3 ребёнка из 15 назвали шесть профессий и смогли пояснить, чем занимаются эти люди. Такие результаты означают, что педагоги в ДОО и родители дошкольников уделяют недостаточное внимание ознакомлению детей с профессиями. Также было проведено анкетирование родителей дошкольников, оно показало то, что родители подчёркивают важность ознакомления детей с трудом взрослых, но они не знакомы с методами, с помощью которых это можно осуществлять. Родители отдают предпочтение экскурсиям, как одному из самых эффективных методов по ознакомлению детей с профессиями в ДОО.

На формирующем этапе исследования мы изучали оснащение и оформление центра, наблюдали за тем, как дошкольники посещают занятия центра, отмечали их реакцию, степень активности. В центре представлено большое количество профессий, которое может освоить ребёнок. Занятия в центре проводятся для детей в возрасте от 2-х до 14-ти лет и длятся они от 15 до 30 минут в зависимости от возраста. Занятия по профессиям проводятся в специально оборудованных мастерских с тематическим оформлением для каждой профессии. Например, в мастерской, где изучают профессию пожарного, стоял манекен в настоящей форме пожарного, на стеллажах находились настоящие инструменты, которые пожарный использует в своей работе (багор, лопата, лом огнетушитель и др.), а около мастерской находилась пожарная машина, на которой дети обычно едут на вызов. В ходе наблюдения за детьми, посещающих занятия центра мы отметили, что дети довольно увлечёно и заинтересованно осваивают профессии. 2 детей из 6 проявляли активность на занятиях, 3 из 6 детей имели среднюю активность.

Для того, чтобы повысить эффективность процесса ранней профориентации в семейно-досуговом центре, мы разработали методику кейс-ситуаций по профессиям. Е.Н.Шимутина дала определение кейс-ситуациям - это так называемая интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на формирование у слушателей новых качеств и умений [5]. Для этого исследования было разработано 10 кейсов, в основу которых легли ситуации, связанные с 10 различными профессиями, которые дошкольники изучали ранее в центре. Дошкольникам предоставлялась возможность найти решение ситуации и ответить на дополнительные вопросы, используя свои знания, полученные в ходе посещения занятий центра. В кейсах рассматривались следующие профессии: ветеринар, археолог, стоматолог, парикмахер, пожарный, почтальон, садовник, кондитер, врач, фермер. В занятии, на котором решались кейсы, могли участвовать от 1 до 4 детей. Детям предлагалось решить 2 кейса по разным профессиям. На столе заранее было разложено 10 картинок с изображениями работников, тех профессий, о которых шла речь в кейсах. Педагог озвучивал детям ситуацию, а дошкольники по очереди высказывали свои предположения по её решению. Далее дошкольникам необходимо было выбрать на столе ту картинку, которая подходила содержанию кейса. После этого педагог озвучивал дополнительные вопросы или задания. По окончанию занятия педагогу необходимо было оценить ответы ребёнка по 5-балльной шкале от 1 до 5 и занести баллы в таблицу. По окончанию занятий ребёнок набирал определённое количество баллов, которое свидетельствовало об уровне сформированности знаний о профессиях.

По результатам решения кейс-ситуаций 7 детей набрали от 20 до 30 баллов, следовательно у них сформирован высокий уровень знаний о профессиях, 6 детей набрали от 13 до 19 баллов, что относится к среднему уровню и 2 ребёнка набрали от 6 до 12 баллов и такой уровень знаний о профессиях является низким.

На контрольном этапе исследования мы повторно провели анкетирование с родителями, дополнив его вопросами о центре. По его результатам мы выявили, что родители несколько изменили своё мнение в вопросе о том, где эффективнее знакомить дошкольников с профессиями. По окончанию исследования они стали отдавать предпочтение семейно-досуговым центрам, которые специализируются на ранней профориентации детей. Также на контрольном этапе мы повторно провели беседу с дошкольниками, дополнив её вопросами о центре. По её результатам мы выявили то, что 2 ребёнка смогли назвать около семи различных профессий и пояснить, чем занимаются люди этих профессий, 7 детей назвали шесть профессий, 4 ребёнка назвали около пяти профессий и 2 ребёнка назвали около четырёх профессий. Следовательно, знания детей о труде взрослых увеличились, а названные профессии стали намного разнообразнее, чем в результатах первой беседы. Мы выявили, что дошкольникам интересно посещать семейно-досуговые центры, им нравится использовать настоящие атрибуты профессий, надевать униформу, зарабатывать деньги, как взрослые люди, открывать новые для себя профессии, о которых они не слышали ранее.

Таким образом, по окончанию нашего исследования мы пришли к выводу о том, что содержание занятий центра носит обучающий характер, а внешнее оформление мастерских является красочным и приближено к реальности, благодаря этому у ребёнка могут формироваться прочные образы изучаемых профессий. Семейно- досуговый центр вполне справляется с задачей качественной ранней профориентации детей, стараясь учитывать их интересы и потребности.

Список литературы

  1. Бороздин, Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К.Д.Ушинского: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Курск, 2001. - 134 c.
  2. Волкова, О.А. Основы профессиональной ориентации молодёжи: Учеб. - метод. пособие / Под ред. Т.П.Дурасановой. - Балашов: Николаев, 2002. - 68 с.
  3. Романов, А.А. Педагогическая деятельность Н.К.Крупской// Романов А.А. Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века: избранные научные статьи и очерки. - Рязань: Концепция, 2017. - С. 235-252.
  4. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б.Черепанова. - Москва: Педагогика, 1990. - 174 с.
  5. Шимутина, Е.Н. Кейс-технологии в учебном процессе// Образовательные технологии. - 2009. - № 1. - С. 103-113.