План-конспект занятий для детей с расстройствами аутистического спектра (подготовка к школе)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовка к школе, дети с расстройствами аутистического спектра


Основные цели занятий:

  • создавать условия для коррекции нарушения развития у детей с РАС, их разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.

Задачи занятий:

  • развивать познавательные процессы у детей;
  • продолжать закреплять у детей навык пользования визуальным расписанием;
  • продолжать преодолевать негативизм при общении и установлении контакта ребёнка с РАС;
  • продолжать смягчать характерный для детей с РАС сенсорный и эмоциональный дискомфорт;

Познавательное развитие (окружающий мир):

  • продолжать знакомить детей с названием диких животных, учить их узнавать, средой их обитания;

Математическое развитие:

  • закреплять с детьми названия геометрических фигур;
  • тренировать детей в количественном и порядковом счете в пределах 5;
  • закреплять знания детей о величине (большой - маленький).

Физическое развитие:

  • продолжать развивать у детей общую моторику;
  • продолжать развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.

Художественное творчество/аппликация:

  • продолжать развивать у детей мелкую моторику рук;
  • закреплять названия диких животных;
  • продолжать развивать интерес к ручному труду.

Оборудование:

  • Визуальное расписание.
  • Круг:
    • картинки с изображением диких животных: лисы, белки, медведя, зайца, волка;
    • музыкальные инструменты: барабан, бубен, колокольчик; мыльные пузыри.
  • Познавательное развитие (окружающий мир): картинки с изображением диких животных (медведь, волк, белка, лиса, заяц), картинки с изображением домиков для животных, листочки с изображением животных (обведи по точкам).
  • Перемена 1: Музыкальное сопровождение: песня «Чух-чух паровозик».
  • Математическое развитие: Д. И. «Домик для фигур», Д. П. «Сосчитай», цифры: 1,2,3,4,5; картинки с изображением диких животных и их детёнышей.
  • Физическое развитие: дорожка, обруч, мешочки с песком, или малые мячи, корзина, мяч большой, парашют игровой.
  • Художественное творчество/ аппликация: картинки с изображением диких животных, отдельно картинки с изображение детёнышей, клей-карандаш.

Ход занятий

(если ребёнок сам не выполняет задание, его направляет тьютер, используется система саморегуляции через таймер и будильник, система подкрепления с помощью жетонов)

Действия педагога

Действие детей

Педагог обращает внимание детей на визуальное расписание
Сейчас круг.
У нас три игры.
дети присаживаются в круг

Первая игра «Да, Нет»

Педагог показывает картинки. Спрашивает: «Это (лиса)?» и т.д.
Волк?
Медведь?
Белка?
Заяц?
Педагог может путать детей, показав одну картинку, назвав другое животное.
Первая игра всё.

Вторая игра « Что играет?»

Цель: развивать слуховое восприятие у детей.
Педагог играет в музыкальные инструменты, называет их. Затем включает звучание одного из музыкальных инструментов (барабан, бубен, колокольчик), предлагая выбрать один из музыкальных инструментов: «Что играет, выбери?»

дети отвечают «Да», или «Нет»
(если могут), или хлопают на (да), топают на (нет)
Педагог озвучивает выбор ребёнка.
Отлично.
Вторая игра всё.
дети выбирают
дети повторяют название музыкального инструмента

Третья игра «Мыльные пузыри»

Педагог спрашивает: «А, кто у нас подует?» Называет имя ребёнка.
Надувает мыльный пузырь (большой)
Третья игра всё.
Круг всё.

Дальше окружающий мир.
Педагог обращает внимание детей на визуальное расписание

ребёнок дует на пузырь

Окружающий мир «Дикие животные»

Три задания.
Задание - раз.

Первое задание «Покажи животное»

Педагог называет животное (лиса, медведь, заяц, белка, волк).

Первое задание всё.

дети присаживаются за столы

дети показывают животных
(повторяют 2-3 раза)

Второе задание «Где живет?»

(у доски)
На доске картинки с изображением домиков. Педагог называет их (берлога, нора, дупло, куст, логово).
Педагог просит детей найти домик животного, вызывая детей по очереди.
Заяц - куст
Белка - дупло
Медведь - берлога
Лиса - нора
А где живет заяц?
Волк
Лиса
Белка
Медведь.
Второе задание всё

дети расселяют животных в домики

Третье задание «Обведи животное по точкам»

Педагог раздаёт детям листочки с изображением животных.
Окружающий мир всё.
Перемена.
Педагог обращает внимание детей на визуальное расписание.

дети обводят животных по точкам

Перемена 1

Игра: «Паровозик» (музыкальное сопровождение, песня «Чух-чух паровозик»).
Остановка Топотушкина - топают,
Остановка Хлопотушкина - хлопают,
Остановка Попрыгайкина - прыгают,
Остановка Танцевалкина - танцуют.
Перемена всё.
Математика.
Педагог обращает внимание детей на визуальное расписание

дети повторяют движение за педагогом

Математика.
Три задания.
Задание раз.

Первое задание «Домик для фигур»

Педагог раздает математическую игру «Домик для фигур». На цветной картонной основе изображены заплатки в форме фигур (овал, квадрат, круг, овал, прямоугольник, ромб). Дети должны заполнить пустоты соответствующими фигурами.

дети присаживаются за столы

Найди домик для фигуры.

Первое задание всё.

дети выполняют задание

Задание два.

Второе задание «Сосчитай»

Педагог раздает листочки с изображением диких животных.
Сосчитай сколько:
Зайцев;
Белок;
Лисичек;
Медведей;
Волков.
Сколько животных, такую цифру положи.

Второе задание всё.

дети выполняют задание

Задание три.

Третье задание «Большой - маленький»

Педагог показывает картинки с изображением диких животных и их детенышей. Проговаривает вслух и показывает. Взрослое животное - поднимает руки, детёныши - отпускает.
Волк - большой, волчонок - маленький.
Лиса - большая, лисёнок - маленький.
Заяц - большой, зайчонок - маленький.
Третье задание всё.

дети выполняют задание 2-3 раза

Дальше физкультура.
Идём в спортивный зал.
Педагог обращает внимание детей на визуальное расписание

дети с педагогом идут в спортивный зал

Перемена 2

Педагог обращает внимание детей, что за черту бегать нельзя.
Играть тут.
Перемена всё.
Физкультура.

Полоса препятствий

Пройди по дорожке
Пролезь через обруч
Попади в цель
Поймай - брось мяч

дети отдыхают (бегают, прыгают)

дети выполняют инструкцию

Игра «Парашют» (закрепление)
Дети держаться за петли парашюта.
По сигналу педагога «Привет» все игроки поднимают парашют высоко над головой, делают шаг вперёд и кричат «Привет!», затем возвращаются на место. Игра повторяется 3-5 раз.
Занятие всё.
Перемена.
Возвращаемся в класс.

дети играют с педагогом

дети идут в класс

Перемена 3

Перемена всё.
Аппликация.
Педагог обращает внимание детей на визуальное расписание

дети отдыхают, играют в настольные игры
дети присаживаются за столы

Художественное творчество/ аппликация:
Педагог раздает детям листочки с изображением диких домашних животных, а также отдельно картинки с изображением их детёнышей.
Найди малышу маму.
Приклей.
Молодцы.
Аппликация всё.
Домой.
Педагог обращает внимание детей на визуальное расписание.

дети выполняют задание