Открытый классный час «Народные промыслы Республики Марий Эл»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Краеведение, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование

Ключевые слова: народные промыслы, Республика Марий Эл, народные промыслы России, народные ремёсла


Цели занятия:

Воспитательные

  • приобщать подрастающее поколение к ценностям марийской культуры;
  • воспитывать интерес и уважение к культуре марийского народа;
  • воспитывать эстетический вкус

Развивающие

  • развивать образное мышление;
  • развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Обучающая

  • Знакомство с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов Республики Марий Эл

Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Народные промыслы Республики Марий Эл», выставка изделий народного творчества, карта РМЭ, кленовые листья.

План мероприятия

1. Организованное начало мероприятия
1. Приветствие
2. Вводная часть
3. Основная часть
3.1. Знакомство с марийской вышивкой
3.2. Знакомство с резьбой по дереву
3.3. Знакомство с плетением из лозы
3.4. Практическая работа по изготовлению закладки
4. Заключительный этап
1. Организованное завершение занятия
5. Рефлексия

Ход мероприятия

1. Организованное начало мероприятия

Приветствие

Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть Вас на нашем празднике!

Поро кече, удыр ден рвезе - влак. Я пожелала вам доброго дня, доброго солнышка. Пожелайте и вы друг другу, мне, гостям «Поро кече». Покажите свои ладони, потрите их друг о дружку. Что вы чувствуете? Тепло. Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно это сделать? Конечно же, взявшись за руки... С добрым сердцем, хорошим настроением мы с вами начнем работу.

2. Вводная часть

Учитель: Ребята, что вы видите на экране? Это карта Республики Марий Эл.

Что она вам напоминает? Кленовый лист. Говоря о её территории, вспоминаются слова марийского поэта Семёна Вишневского «Марийский край родной...»

(Читают ученики)

Марийский край

Марийский край родной. На карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах,
Мой край Марийский милый,
Ты - как Цветок прекрасен, юн и чист.
А сколько звёзд на небе светят вместе!
Ах, сколько звёзд! Я счёт им не веду.
Свою звезду найду среди созвездий -
Счастливую марийскую звезду.
Она других не больше, но поныне
Она всех ярче, всех роднее мне.
Её всегда я видел на чужбине
В своём раздумье и тревожном сне.
Зелёным эхом лес наполнен утром.
Луга вздымают бархат росных трав.
В моём краю, приветливом и мудром,
Восходит солнце, мир теплом обдав.
Летят лучи стремительно, как реки.
Туман белёсый тает, словно лёд...
Мы трудимся, и солнечный навеки
Марийский край наш строится, цветёт!
С.Вишневский

Слайд 1

Учитель: Перед вами лежат конверты с разрезанными картинками, соберите их и приклейте на лист, лежащий на столе; посмотрите, что получится.

Что удалось собрать?

Дети показывают, что у них получилось (Вышивка, корзины, деревянные игрушки)

Объеденив эти предметы, как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? О марийских народных промыслах.

Слайд 2

Марийский поэт сказал:

«Мы трудимся, и солнечный навеки
Марийский край наш строится, цветёт!».

С древности марийский народ выражал богатство творческой фантазии и тонкость эстетического вкуса в украшении бытовых, хозяйственных и ритуальных предметов, одежды, головных уборов, ювелирных изделий - это и есть народные промыслы.

Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими промыслами марийского края: марийская вышивка, резьба по дереву, лозоплетение, так как потребность человека в красоте по сей день не исчезла и каждый стремиться всячески украсить все то, что его окружает.

3. Основная часть

3.1. Знакомство с марийской вышивкой

Учитель: Вышивка занимала ведущее место в марийском народном искусстве. Искусством вышивки владела каждая жен­щина-марийка, приучаясь с детства ткать и вышивать. Вышитые узоры широко применялись в повседневной, праздничной и обрядо­вой одежде, в предметах внутреннего убранства избы, в подарочных изделиях. Вышивкой украшали и отделывали все детали костюма - рубашки-платья и кафтаны, головные уборы и передники, свадебные головные покрывала (вургенчык) и поясные полотенца (суансолы). Зная символику марийской вышивки, мы можем узнать о многом. Посмотрите на вышивку, что она напоминает (разные фигуры, цветы, животные)

Вышитые узоры применяются в праздничной и обрядовой одежде, в предметах внутреннего убранства дома, в подарочных изделиях. Вышивкой декорируют все детали народного костюма. Место расположения орнамента связано с назначением и типом одежды. Считается, что марийский орнамент-это открытая книга. Его можно прочитать и расшифровать. Кроме того марийский орнамент, вышитый с сохранением традиций выполняет функцию оберега.

Слайд 3 Видео

Ученики читают стихотворение В.Колумба

Родной узор
Неповторим и вечен,
И дороги сегодня нам вдвойне
Наплечники червлёные,
Как венчики,
Два солнца -
На груди и на спине.

Любой стежок здесь к месту,
Все так точно,
Деталь и совершенна,
И мудра.
От вышивки такой
Светло и ночью.
Да, голь была на выдумки хитра.

О женщины марийские!
Как славно
Расшито вами жизни полотно.
Писать мы научились
Так недавно,
А вышивать умели
Так давно.

3.2. Знакомство с резьбой по дереву

Учитель: Кто знает что такое резьба по дереву?

Резьба по дереву - один из наиболее распространённых видов народного художественного творчества. Это искусство, которое было тесно связано с бытом, с желанием украшать жилище, предметы домашнего и хозяйственного обихода, самой жизнью марийского народа и его мировоззрения. Распространенным видом народного искусства марийцев является художественная обработка дерева в технике различных видов резьбы и плетения. А что чаще всего украшали резьбой по дереву? (стулья, посуду, забор)

Учитель: Из дерева резали посуду. Резьбой украшали несложную крестьянскую мебель, которая составляла интерьер крестьянского жилища.

Слайд 4 Видео

Кроме того, мастера и плотники украшали карнизы, лобовые (красные) доски, наличники, воротные столбы и другие детали крестьянского дома, важный элемент в декоре жилища - оконные наличники, в резьбе которых можно увидеть мотивы различных листьев, цветов, плодов.

Слайд 5 Видео

3.3. Знакомство с плетением из лозы

Учитель: Следующий промысел, который мы с вами будем рассматривать это лозоплетение.

Лозоплетение - ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др., мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Название материала - "лоза" произошло от виноградной лозы, из которой плели корзины. В нашей местности часто материалом для плетения служит ивовый прут, он используется для плетения, как в Европе, так и в Азии.

Своеобразие народного искусства марийского народа проявляется в художественной обработке растительных материалов - лозы, лыка, соломки, бересты. Сделанные из них предметы широко используются в быту сельского жителя. Из доступного природного сырья плетут корзины, тарелки, вазы, люльки, лапти, мебель. Эти изделия привлекают своей легкостью, прочностью и эстетичностью. Из лозы делали всевозможные кузовки и корзинки. Из бересты изготавливают туеса, коробы, мелкую домашнюю утварь и женские украшения. Береста обладает лечебными свойствами - это мощный антисептик, природный абсорбент, очищает продукты, стерилизует воздух, кроме того обладает свойствами забирать лишнюю влагу из продуктов.

Практическая работа по изготовлению закладки

4. Заключительный этап

4.1 Организованное завершение занятия

Учитель:

  1. Что вы узнали нового, интересного?
  2. Что вам больше всего запомнилось о Республике Марий Эл?
  3. Понравилось ли вам наше занятие?

5. Рефлексия

Учитель: Перед вами лежат кленовые листочки, напоминающие карту Марий Эл. Напишите на кленовых листочках что интересного узнали о Марий Эл, прикрепите на карту Республики Марий Эл.

Учитель: Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными "действующими лицами" в торжественных случаях. А небольшие сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа или даже целой страны.

Узнать, беречь, уважать прошлое, интересоваться тем, что создали руки человека, помнить, что без прошлого не может быть настоящего, к каждому названию, каждому памятнику культуры относиться бережно, с любовью - это наше с вами задача.

Спасибо за внимание и работу на уроке.