Функциональная грамотность. Учимся для жизни

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: Функциональная грамотность


О существовании функциональной грамотности - способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней [1] мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому сегодня приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Согласно доктору психологических и педагогических наук А.А.Леонтьеву «функциональная грамотность» - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. [2]. Однако, между школой и реальной жизнью произошел раскол. Многие выпускники не могут использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Согласно результатам исследования PISA 2018 - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment) Россия занимает 31-е место по читательской грамотности, 30-е по математической грамотности и 33 место по естественнонаучной грамотности из 77 стран - участниц.

Следует отметить, что предмет «иностранный язык» как нельзя лучше подходит для формирования всех направлений функциональной грамотности:

  1. «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [3].
  2. «Математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.» [3].
  3. Естественнонаучная грамотность. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
    • научно объяснять явления;
    • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
    • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
  4. Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности (от простых решений по поводу расходования карманных денег до решений, имеющих долгосрочные финансовые последствия, связанных с вопросами образования и работы).
  5. Глобальные компетенции. Глобально компетентная личность - человек, который способен воспринимать, понимать и критически анализировать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
  6. Креативное мышление. Под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (нестандартных) и эффективных (оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего) выражения воображения.

Наших школьников мало учат работать с текстами разных жанров. А между тем существуют сотни самых разных видов текста, с которыми человеку придется столкнуться в диапазоне решения жизненных задач: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании. И на уроках иностранного языка мы имеем возможность работать с различными текстами. Рассмотрим на примерах сборника заданий в формате международных и национальных исследований качества образования (иностранные языки) Библиотеки МЭШ как можно развивать все направления функциональной грамотности на уроках иностранного языка.

1. Развитие математической, финансовой и читательской грамотности:


2. Развитие естественнонаучной грамотности и креативного мышления:


3. Развитие глобальных компетенций и читательской грамотности:


4. Развитие глобальных компетенций и читательской грамотности:


В современном образовании стало возможным использование огромного количества интернет-ресурсов, аутентичного аудио, видеоматериала, у обучающихся есть возможность общаться с носителями языка, регистрироваться на форумах, участвовать в конкурсах и олимпиадах, тестировать онлайн собственный уровень владения языком, смотреть фильмы на языке оригинала, читать прессу и художественную литературу. Задача учителя - отбирать материал, соответствующий уровню обучающихся, их возрастным особенностям и интересам; работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма); работать с реальными данными, величинами и единицами измерений; поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта; включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.

Подводя итог, следует отметить, что предмет «иностранный язык» позволяет развивать следующие навыки функциональной грамотности:

  1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.
  2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций - своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
  3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
  4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.
  5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

Список источников

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
  3. OECD (2017), PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematics, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition, PISA, OECD Publishing, Paris.
  4. Что такое функциональная грамотность педагога и почему её стали так активно требовать? АНО ДПО ОЦ Каменный город.
  5. Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
    • http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  6. Сборник заданий в формате международных и национальных исследований качества образования (иностранные языки), Библиотека МЭШ.