О существовании функциональной грамотности - способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней [1] мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому сегодня приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Согласно доктору психологических и педагогических наук А.А.Леонтьеву «функциональная грамотность» - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. [2]. Однако, между школой и реальной жизнью произошел раскол. Многие выпускники не могут использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Согласно результатам исследования PISA 2018 - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment) Россия занимает 31-е место по читательской грамотности, 30-е по математической грамотности и 33 место по естественнонаучной грамотности из 77 стран - участниц.
Следует отметить, что предмет «иностранный язык» как нельзя лучше подходит для формирования всех направлений функциональной грамотности:
- «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [3].
- «Математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.» [3].
- Естественнонаучная грамотность. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
- Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности (от простых решений по поводу расходования карманных денег до решений, имеющих долгосрочные финансовые последствия, связанных с вопросами образования и работы).
- Глобальные компетенции. Глобально компетентная личность - человек, который способен воспринимать, понимать и критически анализировать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
- Креативное мышление. Под креативным мышлением будем понимать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (нестандартных) и эффективных (оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего) выражения воображения.
Наших школьников мало учат работать с текстами разных жанров. А между тем существуют сотни самых разных видов текста, с которыми человеку придется столкнуться в диапазоне решения жизненных задач: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании. И на уроках иностранного языка мы имеем возможность работать с различными текстами. Рассмотрим на примерах сборника заданий в формате международных и национальных исследований качества образования (иностранные языки) Библиотеки МЭШ как можно развивать все направления функциональной грамотности на уроках иностранного языка.
1. Развитие математической, финансовой и читательской грамотности:
2. Развитие естественнонаучной грамотности и креативного мышления:
3. Развитие глобальных компетенций и читательской грамотности:
4. Развитие глобальных компетенций и читательской грамотности:
В современном образовании стало возможным использование огромного количества интернет-ресурсов, аутентичного аудио, видеоматериала, у обучающихся есть возможность общаться с носителями языка, регистрироваться на форумах, участвовать в конкурсах и олимпиадах, тестировать онлайн собственный уровень владения языком, смотреть фильмы на языке оригинала, читать прессу и художественную литературу. Задача учителя - отбирать материал, соответствующий уровню обучающихся, их возрастным особенностям и интересам; работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма); работать с реальными данными, величинами и единицами измерений; поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта; включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.
Подводя итог, следует отметить, что предмет «иностранный язык» позволяет развивать следующие навыки функциональной грамотности:
- Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.
- Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций - своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
- Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
- Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.
- Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Список источников
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342.
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
- OECD (2017), PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematics, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition, PISA, OECD Publishing, Paris.
- Что такое функциональная грамотность педагога и почему её стали так активно требовать? АНО ДПО ОЦ Каменный город.
- Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Сборник заданий в формате международных и национальных исследований качества образования (иностранные языки), Библиотека МЭШ.