Трансформируемая среда в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Эффективность деятельности, направленной на развитие дошкольника, во многом зависит от предметно-пространственной организации его жизни, развивающего потенциала игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены.

Поэтому чрезвычайную актуальность приобретает проблема создания условий, максимально способствующих наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам.

К сожалению, в практике работы некоторые варианты построения в некоторых случаях расстановка мебели ограничивала потребность дошкольников в движении;

  • нередко во всех возрастных группах повторялась одна и та же организация игровых центров с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой;
  • оснащение учебных и игровых центров носило выставочный характер, мало использовались продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;
  • при создании не всегда учитывались особенности детей, посещающих данную группу: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности;
  • дети не принимали участия в проектировании и изменении среды;
  • существовали необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений.

Все это приводило к тому, что ребенок вел себя малоактивно и не самостоятельно во взаимодействии с предметной средой в группе.

Все мы привыкли приводить своих деток в детский сад (в группу) где ничего не меняется. Каждый день все стандартно. Мебель стоит на своих местах, в спальне кровати на которых дети отдыхают в тихий час. В какой-то момент детям становится не интересно идти в сою группу, скучно. Среда, в которой находятся дети, влияет на их воспитание и развитие в целом Но современный мир не стоит на месте! И наша задача попытаться сделать мир наших детей лучше и комфортнее!

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.» В.А.Сухомлинский.

Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходима та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития. Как же нам помочь детям? На этот вопрос есть ответ - это трансформируемая среда.

Трансформируемая среда позволит воcпитателям создавать внутри одной комнаты пространство под разные задачи и не ограничиваться стандартной расстановкой мебели. Взрослые вместе с детьми могут менять облик помещения, по желанию превращая его в игровую комнату, учебный класс или зону отдыха.

Трансформируемая среда в ДОУ

Создание окружения, которое бы способствовало развитию ребёнка - главная цель дошкольного учреждения. Личностно-ориентированная модель взаимодействия с ребёнком предполагает, что её формирование должно основываться на базовых принципах. Их рассмотрение позволит подробно представить положительный эффект от использования многофункциональной мебели в дошкольном учреждении.

  1. Принцип дистанции. Главное условие работы с мебелью, с которого начинается процесс освоения дошкольником окружающего пространства - это условие контакта с окружающей средой. Мебель должна всем своим видом приглашать к взаимодействию, предполагать несколько сценариев использования и быть «увлекающей».
  2. Принцип активности. Привлечь дошкольника обратить внимание на какой-либо предмет, предложить ему взаимодействие с ним - главная задача воспитателя. В этом помогает трансформируемая мебель, где организована система хранения в виде стеллажей и контейнеров.
  3. Принцип стабильной динамики в среде. В определённый момент дошкольник может утратить интерес к проведению игр. Когда игровая зона за несколько месяцев обследована вдоль и поперёк - не впасть в скуку будет очень сложно. Широкий спектр взаимодействия с трансформируемой мебелью позволяет с помощью набора стеллажей организовать не только систему хранения, но и постоянно придумывать воспитателям новые формы вовлечения дошкольников в процесс обучения.
  4. Принцип комплексного и гибкого зонирования помещений. Под этим подразумевается, что в каждой из зон будет действовать определённый ряд правил поведения. Приучить воспитанников младшего дошкольного возраста к следованию им - значит привить навыки, которые пригодятся в будущем социальном взаимодействии.

Создавая трансформируемую среду в детском саду, важно показать детям, что с пространством тоже можно играть и преобразовывать.

Мебель-трансформер

Создать среду, в которой дети смогут вести себя максимально естественно и открыто поможет мебель-трансформер. Столы на колесах, выкатные модули, штабелируемые стулья и бескаркасную мебель можно расставить в помещении в зависимости от поставленных задач.

Для групповых занятий достаточно соединить вместе отдельные части стола-трансформера. Получится большое рабочее пространство. Мягкие пуфы или кресла-мешки подойдут для создания зоны релаксации, где малыши могут отдохнуть и пообщаться со сверстниками. Легкие кресла можно быстро убрать и сложить в дальнем углу комнаты, где они не будут занимать много места.

После групповых или индивидуальных занятий стулья компактно накладываются друг на друга, а выкатные столы задвигаются, освобождая место для другой деятельности.

Учебную доску используем для рисования маркерами, составления узоров, выставка детских работ.

Мой личный опыт!

Но первое чувство, с которым я столкнулась узнав , что мне придется работать с такой мебель. - это растерянность. Многих пугает столкнуться с чем-то новым, неизвестным. Также произошло и со мной. В голове возникло множество вопросов: «Как с этим всем работать? Как организовать детей в этом пространстве? Как можно использовать сразу два помещения группы? Будет ли это безопасно?». Я приняла решение как можно быстрей познакомиться с этим миром под названием «Трансформируемая среда». Стала ходить на экскурсии в другие дошкольные учреждения в которых уже трансформация произошла.

«Всегда надо учиться новому, если есть возможность». Эрих Мария Ремарк.

Это помогло мне понять и прочувствовать на себе, как это всё работает и существует вместе с детьми, так сказать, пропустить всё через себя. К моему удивлению, мне безумно понравилось .Дети распределяются по интересам в игровых центрах используя два помещения группы, и как не странно, становится тише, каждый увлечён своим, и их рассредоточение избавляет от точечного шума.

Конечно же использование всех возможностей пространства происходило постепенно. Первым делом, дети с большим интересом освоили подиум в спальне для игр ,где больше нет стандартных кроватей. Теперь подиумами с выдвижными кроватями в игровой форме идет ротация за места на верху. Дети с удовольствием меняются местами раз в неделю.

В качестве игрового центра может быть использована горка-скалодром. Под ней есть места для хранения подушек. На одну из сторон горки наносится графитная краска, что позволяет детям реализовывать свой творческий потенциал в любое время. Местом для уединения служит передвижной домик с мягкими внутренними формами.

Подиумная конструкция незаменима при организации интегрированных занятий. Например, развитие речи и рисование: в спальне на подиуме ребята знакомятся с новым произведением, обсуждают прочитанное, а в груп повом помещении приступают к рисованию. Смена образовательного пространства в рамках одного занятия помогает воспитателю удержать внимание дошкольников. Стоит отметить, что такой подход позволяет преподносить новый материал в нестандартной форме, что значительно улучшает усвоение изучаемого.

В игровой области подиума детям предложены игры-бродилки, «крестики-нолики», шашки. Кроме того, он достаточно мобилен, что позволяет организовать разнообразные игры на каждом уровне конструкции. Таким образом, дошкольники самостоятельно выбирают род игровой деятельности. Также подиум и сам может встраиваться в детскую игру и по замыслу детей превращаться во что угодно - в театральную сцену, дом, зрительный зал, магазин.

За тем пошли столы и стулья. Где ещё ребёнок может передвигать мебель по своему замыслу? Ура! Только в современном садике! Научились самостоятельно определять необходимое количество столов для выбранной игры малой группой, расставлять их так, чтоб не мешать другим ребятам. Способ складывания стульев друг в друга, тоже был легко и быстро ими освоен. А самое любимое у ребят - это возможность играть в малоподвижные игры в группе!

Занятия тоже потерпели «трансформацию», так как появилась возможность во время занятий: менять пространство, устраивать тематические игры по подгруппам или всей группой. Это всё повысило познавательный интерес к изучению материала.

В зоне раздевалки можно отметить несколько интересных решений. Первое, это использование открытых индивидуальных ячеек для хранения одежды. Второе - открытая тумба для просушки детской обуви. Третье - стенд для развески детских работ.

Преимущества решений с открытыми ячейками:

  • В зоне раздевалки используются открытые индивидуальные ячейки, что помимо серьезного увеличения площади, которой теперь хватает на всех детей, снижает травмоопасность
  • На открытых вешалках в раздевалке происходит просушивание и проветривание одежды.

Использование индивидуальных ячеек с общей скамейкой под ними позволяет освободить место, которые раньше занимали банкетки.

Находиться в таком пространстве, точно никогда не надоест, всегда можно с лёгкостью всё передвинуть и изменить, поэтому приходить в такую группу хочется и ребятам, и педагогам.

Конечно есть еще много вопросов и многому нужно учиться как детям, так и педагогам! Но ведь главное желание!

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.)
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд. М.: Мозайка-Синтез, 2014.
  3. Глушкова Г. Предметно-развивающая среда - средство социализации дошкольника / «Дошкольное воспитание № 5.2013.
  4. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М.: Флинта, 1998. 3.
  5. Цквитария Т.А. Предметно-пространственная среда. - изд. «ТЦ Сфера». - 2014 г.