Урок русского языка по теме "Слова-синонимы"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:

  • обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений;
  • развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
  • воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

  • личностные: формировать интерес к русскому языку;
  • метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально, в паре и группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
  • предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы:индивидуальная, работа в парах, группах, коллективная.

Оборудование: презентация, компьютер, раздаточный материал.

Базовый учебник:Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 2 класс в 2 ч.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана-Граф, 2015.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

2. Введение в тему урока

Язык и стар и вечно нов!
И это так прекрасно:
В огромном море - море слов
Купаться ежечасно!

- Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в бездонное море слов.

Предлагаю вам загадку,
Чтоб пошло все по порядку.
Если буду я молчать,
Как вы сможете меня понять?
А выручить меня готово
Любимое родное…. (слово).

- А для чего служат слова? Что они обозначают? (Называют понятия, обозначают предметы, признаки, действия).

- Давайте вспомним: как называется раздел русского языка, изучающий его состав?(Лексика).

- Обратите внимание на слайд. Среди букв спряталось слово, давайте найдем его и вы узнаете тему сегодняшнего урока. (На слайде: КЛЮЬСИНОНИМЫПРТЪВ)

3. Формулировка темы и задач урока

- Правильно, синонимы. Значит так звучит тема нашего урока. Это слово для нас незнакомо. Давайте попробуем предположить: на какие вопросы мы сможем ответить в течение урока. На слайде: Какие слова называются синонимами?

  1. Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?
  2. Какой частью речи могут быть синонимы?
  3. Какое предложение называется повествовательным?
  4. Для чего нужны синонимы?

- Посовещайтесь в паре или группе и выберите нужные вопросы. Прочитаем их еще раз.

Это и есть задачи нашего урока.

4. Работа над новым материалом

- Разобраться во всем нам поможет учебник. Откроем его и заглянем в рубрику «Давай подумаем».

- Прочитайте и сравните два текста. Пометьте карандашом те слова, которыми эти тексты различаются.(Работать можно в паре или группе). На слайде появляются слова: Малыши, ребята, дети, детвора.

- Что обозначают эти слова?

- На какой вопрос отвечают?

- Близки ли эти слова по значению?

- Какой текст показался вам более выразительным?

Вывод: об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова? (синонимы)

5. Работа со словарями

- Давайте больше узнаем о синонимах, в этом нам поможет учебник. Где еще мы можем прочитать о синонимах? (В словарях и справочниках).

Чтение определения в учебнике, словаре Ожегова, Ушакова.

- Откуда пришло в наш язык это слово? Заглянем в этимологический словарь и послушаем сообщение, которое подготовила моя помощница:

Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый». По-гречески часть «ним» означает «имя» Греческая приставка СИН - (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др. Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения - «общность, совместимость».

6. Работа над понятиями «синонимы»

- Я предлагаю снова поработать в парах и выполнить задание «Найди друга». Перед вами конверты с карточками-словами, разного цвета. Составьте пары близких по значению слов.

- К -1 (зеленый цвет)

Темнота, отметка, дом, школа.
Здание, весна, оценка, сумерки.

  1. К какой части речи относятся слова?
  2. Какие слова "лишние"? Почему?

К-2. (желтый цвет)

Скорый, аккуратный, трудолюбивый.
Работящий, быстрый, опрятный, ленивый, медленный.

  1. К какой части речи относятся слова?
  2. Какие слова "лишние"? Почему?

К- 3. (красный цвет)

Говорить, спешить, прыгать.
Прыгун, разговориться, молвить, скакать, торопиться.

  1. Какие слова "лишние"? Почему?
  2. К какой части речи относятся пары синонимов?

Вывод: синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие по значению.

7. Игра «Лови - назови»

Я вам называю слово, а вы подбираете синоним и бросаете мне мяч обратно.

Огонь -…, шалун - …, конница - …, помидор - …, смеяться - …, плакать - ….

Всегда ли легко подбирать синонимы? Для этого существует словарь синонимов. Знакомство со словарем. Сколько может быть синонимов у слова?

8. Наблюдение за синонимами в предложении и тексте

- Прочитайте стихотворение:

Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! -

- Найдите синонимы. К какой части речи они относятся? Чем отличаются эти слова как природные явления? (Силой ветра). Каково общее значение этих слов? (Ветер, вихрь со снегом) Чем различаются слова? (Оттенками лексического значения)

Слова-синонимы живут в словарях, предложениях и тексте. Давайте понаблюдаем за ними, выполнив задания. Работа в группах, парах и индивидуально.

1) Индивидуальное задание (учащийся выполняет у доски): найти синонимы к словам из слов правого столбика:

Трус

храбрый

Хвастун

честный

Враг

Противник

Смелый

мудрый

болтун

добрый

неприятель

отважный

2) Задания для работы в парах: Выбери из скобок пропущенные слова, запиши их в нужной форме. Объясни свой выбор. (Зеленые свитки)

Прочитай текст. Выпиши синонимы. Устно попробуй определить их общее значение. (Желтые свитки)

3) Задания для работы в группах.

I группа. Прочитайте текст. Найдите синонимы. Выпишите их в порядке усиления действия.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя - никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

II группа. Соотнесите картинки со словами. Составьте коллаж. Устно продолжите синонимичный ряд. (Дом, хата, изба, терем, вилла, здание...)

III группа. Реши кроссворд.

1.Мокрый, влажный.

2. Знойный, жгучий, палящий.

3. Грустный, тоскливый.

4. Небесный, лазурный.

5. Холодный, ледяной, студёный.

6. Ароматный, пахучий.

7. Неглупый, разумный.

8. Мужественный, отважный, храбрый

Вывод:Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее.

9. Закрепление пройденного. Просмотр видеоролика

10. Самостоятельная работа. Задание по выбору

- Перед вами листы с заданиями. Каждое задание отмечено цветом. Вы выбираете ту дорожку, на которой будете чувствовать себя комфортно.

Зеленая дорожка. Найди лишнее слово. Зачеркни.

  1. Радостный, весёлый, вежливый
  2. Малыши, дети, мальчик, детвора
  3. Лошадь, животное, конь, жеребец
  4. Друг, товарищ, приятель, сосед

Желтая дорожка.

Подбери как можно больше синонимов к словам:

Мечта -….
Большой - …
Грустить - …

Красная дорожка.

Задание: даны русские пословицы и пословицы других стран. Найти пословицы, близкие по смыслу.

  1. Язык до Киева доведёт (русская)
  2. Тот не заблудится, кто спрашивает (финская)
  3. Хорошую речь, хорошо и слушать (русская)
  4. Неторопливый слон чаще достигнет цели, чем резвый жеребец (вьетнамская)
  5. Тише едешь, дальше будешь (русская)
  6. Не потопаешь, не полопаешь (русская)

11. Подведение итогов урока

- Интересно ли было вам окунуться в мир синонимов? Какую практическую пользу вы извлекли из нашей работы?

Наше погружение в море слов завершается. Давайте проверим, нашли ли мы ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

Мы познакомились с новыми словами, а живут они в большом море слов под названием ….лексика (хором).

А завершим урок словами из стихотворения поэта Н.Рыленкова.

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками.
И сколько отдал им душевной теплоты.