Пояснительная записка
Психологическая акция - один из видов большой психологической игры. Она создаёт единую для всей образовательной организации игровую среду и расширяет жизненное пространство участников за счёт привнесения в их деятельность новых эмоций, смыслов и культурных значений. Данная акция, обладает такими свойствами как эпизодичность, необычность и ненавязчивость. В ходе проведения мероприятий, образовательный процесс не прерывается, учебные дни сохраняются в соответствии с расписанием в полном объеме. Введение в мир психологии происходит с учётом возрастных особенностей обучающихся и нацелено, в первую очередь, на практические знания и умения, которые могут пригодится не только в учебном процессе, но и в повседневной жизни вне лицея.
Время и условия проведения - апрель (сразу после каникул). В подготовке и проведении акции активно участвуют старшеклассники-волонтёры (учащиеся 9-11 классов психолого-педагогического профиля). Ежедневно, в начале учебного дня проходит радио-эфир (2 мин) - объявляются результаты акций предыдущего дня и сообщается о предстоящих мероприятиях. С обучающимися 6/7-х классов запланирована экскурсия в «Музей Эмоций» (г.Москва), как практическое внеурочное занятие в рамках занятий по программе психологии «Жизненные навыки».
Цель: просвещение и профилактика, повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Создать условия для позитивного психологического настроя и повышение мотивации всех участников образовательного процесса;
- Создать условия для формирования стрессоустойчивости у обучающихся;
- Создать условия для формирования коммуникативных связей и сплочении коллективов;
- Информировать обучающихся и их родителей о деятельности психологической службы в образовательной организации и полезных психологических ресурсах.
Формы проведения мероприятий:
- Оформление лицея: наглядные мотивационно-информационные и интерактивные зоны, стенды, постеры и афоризмы великих психологов; психологический забор и др.;
- Психологические тренинги, деловая игра и интерактивная квест-игра;
- Классные часы, викторина и кинолекторий;
- Экскурсия в «Музей Эмоций» г.Москва
- Родительский всеобуч (онлайн);
- Онлайн-голосование (обратная связь о мероприятиях «Недели Пси»)
Ответственный за подготовку и проведение мероприятия: педагог-психолог среднего и старшего звена.
План проведения мероприятия
Описание мероприятий акции «Неделя Пси»
День первый - понедельник
- На экране телевизора заставка «Неделя психологии в ЛЛ»;
- Оформлен мотивационный стенд с зеркалами-шестигранниками в холле вестибюля: «Кто в твоей жизни отвечает за…» (здоровье, режим, привычки, поведение, образ жизни, успеваемость, достижения, здоровый образ жизни, домашнюю работу ….?)
- Утренняя встреча всех участников образовательного процесса (учителя, учащиеся, служащие) акцией «Цвет моей души сегодня…»: сразу при входе в лицей предлагаем анонимно выбрать карточку своего цвета (на выбор - Ж, К, С, З), с вопросом: «Подумайте, какой цвет сейчас/сегодня вам нравится больше чем другие, положите его в коробку. Старайтесь не анализировать, а опираться только на свои чувства». Статистические (в %) и аналитические результаты и интерпретация цветов, объявляются по радио после 1 урока и вывешиваются на главном стенде;
- Выступление педагога-психолога и учащейся 10 кл. на утренней линейке: анонс о начале акции «Неделя психологии» и презентация (5-7 слайдов) «Роль и значение психологии в жизни современного общества». В конце линейки, для всего лицея сообщение о когнитивной психологии (психологии познания - мышление, внимание, память и т.д.) и проводится упражнение на развитие когнитивных функций и межполушарного взаимодействия: н-р, «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак». Заменяем в каждой строчке по одному слову на жест и увеличиваем темп;
- Занятие с элементами тренинга на формирование способов эмоциональной саморегуляции «Сила спокойствия»» для 9 класса (2 урок);
- Классный час с психологом «Трудные жизненные ситуации» в 7 классе (5 урок).
День второй - вторник
- Утром, по радио 2-минутный анонс о мероприятиях сегодняшнего дня;
- В самой проходной зоне оформлен стенд «Гормоны счастья! Как определить какого не хватает и как поддерживать их в норме?». На остальных стендах лицея и телеэкране в холле вестибюля, постеры-портреты с цитатами известных отечественных и мировых психологов. Шары-смайлы желтые по всему лицею (для стимуляции позитивного настроя снижения эмоционального напряжения);
- На переменах акция-ярмарка «Волшебная шкатулка»: учащиеся 10 классов - предлагают вслепую вытащить из красивой коробки позитивный афоризм на день, который поможет ответить на волнующий сейчас вопрос;
- Игра «Следопыт» для 5-8 классов - каждому классу выдаётся анкета, включающая в себя вопросы на знание нашего лицея. На 1 перемене дня, раздаются анкеты (по одному экземпляру на весь класс) и заполняется совместно всеми учащимися на переменах данного учебного дня. При сдаче анкеты, фиксируется время, количество ошибок. Определяется клаcс-победитель;
- Игра-викторина с презентацией по профориентации «Психология и выбор профессии» для 8-х классов (7 урок).
День третий - среда (совпало с днём космонавтики)
- Утром, по радио 2-х минутный анонс мероприятий сегодняшнего дня и результаты квеста «Следопыт», объявление класса победителя.
- Радио-обзор на 3 мин. о профессии «Космическая психология»;
- Акция «Психологический забор» - по всей школе развешаны ватманы, подрезанные в виде забора (можно использовать оборотную сторону обоев). На протяжении всего учебного дня, все участники образовательного процесса, могут анонимно делать надпись на заборе или ответить на заданный вопрос темы, например:
- Что бы мы делали, если бы не было интернета?
- Если бы у меня была волшебная палочка?
- Если бы я был директором?
- «Волшебная ступенька» (загадай желание и перепрыгни 33 раза за весь день) и постер на стене: «Чудеса случаются там, где в них верят!» (печатать на цветном принтере);
- Деловая игра для педагогов по профилактике выгорания «Успешная коммуникация» (8 урок). Проводит психолог.
День четвертый - четверг
- Утром, по радио 2-х минутный анонс мероприятий сегодняшнего дня;
- Конкурс фото-селфи «От улыбки стало веселей». В течении учебного дня все участники образовательного процесса делают групповые весёлые фото или фотоколлажи в разных зонах школы и присылают на почту педагогу-психолога;
- Конкурс анекдотов про психологов, психиатров и психотерапевтов. Цель: понять особенности специализации (повысить значимость, а не скомпрометировать профессию). Холл вестибюля украшен желтыми шариками со смайликами. На телеэкране подборка коротких анекдотов (в виде слайд-шоу);
- Тренинг по психологической подготовке к сдаче ЕГЭ «Готовность 100%» для учащихся 11 классов (5 урок).
День пятый - пятница
- Утром, по радио 2-х минутный анонс мероприятий сегодняшнего дня;
- В вестибюльной зоне на экране телевизора демонстрация итогового слайд-шоу конкурса фото-селфи «От улыбки стало веселей» (идёт весь учебный день на переменах)
- Классный час - презентация на тему «Телефон Доверия» для 6 классов (презентация психолога, проводят учащиеся 9 кл. на 2 уроке);
- Тренинговое занятие «Как здорово быть друзьями» на групповую сплоченность и установление благоприятного климата в группе (тренинг общения) для 6-х классов (проводит психолог на 5-6 уроках);
- Киноклуб для 9-11 классов: просмотр мультфильма «Escalade» (студия Birdo Бразилия 2012 г) с обсуждением по вопросам (проводит учащаяся 10 кл. после 7 урока);
- Обратная связь о наиболее значимых мероприятиях «Недели Пси» в виде онлайн-опроса в WhatsApp. Ответственные за рассылку и сбор информации учащиеся 10 класса;
- Родительский всеобуч «Учебная мотивация и контроль родителей. Похвала - это польза или вред?» онлайн-платформа «ZOOM» для 6-9 классов (вечером 18.00).
Подведение итогов и благодарности на общелицейской линейке в понедельник
- Выступление педагога-психолога по проведённому мероприятию: итоги, выводы, благодарности, награждения за конкурсы.