Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся с ОВЗ о значении природы в жизни людей.
Задачи:
- Коррекционно-обучающая: расширить знания о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой;
- Коррекционно-развивающая: способствовать развитию у учащихся ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли;
- Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережливое отношение к окружающей среде.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа);
- практический метод (мастер-класс);
- игровой (игры).
Педагогическая технология: продуктивная (коллективная деятельность).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: ноутбук, иллюстрации по теме занятия, кроссворд, яблоня с яблочками, мел.
Структура занятия
I. Организационный этап.
II. Сообщение темы, цели занятия.
III. Основная часть
3.1. Составление слова из букв.
3.2. Игра «Назови одним словом».
3.3. Отгадывание кроссворда.
3.4. Физминутка.
3.5. Игра «Знаете ли вы растения?».
3.6. Игра «Волшебные яблочки».
IV. Рефлексия.
Подведение итогов занятия. Интерактивная игра «Рефлексивный круг».
Ход занятия
I. Организационный момент
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказываний своих мыслей.
II. Сообщение темы
- Мы часто с вами говорим о правилах поведения в школе, в столовой, о культуре общения, о правилах вежливости.
Сегодня поговорим о правилах поведения в природе. Тема нашего классного часа «Стань природе другом!»
III. Основная часть
3.1. Составление слова из букв
- Вы узнаете куда мы с вами отправимся, если правильно составите слово из этих букв ЕСЛ (лес) (на доске буквы).
- Верно, мы побываем с вами в лесу.
Ученик читает стихотворение
Праздник леса.
Что мы сажаем, Сажая Леса?
Мачты и реи -
Держать паруса,
Рубку и палубу,
Ребра и киль -
Странствовать
По морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем, Сажая леса?
Легкие крылья -
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать.
Ручку, Линейку, Пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, Сажая Леса?
Чащу, где бродят Барсук и лиса.
Чащу, где белка
Скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые Дятлы Стучат.
Что мы сажаем, Сажая Леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень, -
Вот, что сажаем
В сегодняшний день.
- Попытайтесь ответить на вопросы: Что такое природа? Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?
(Примерные ответы учащихся: - Лес - наше богатство, зеленый наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.
- Без леса, природы человек не может жить, все взаимосвязано.
- Лес - дом для зверей и птиц, а также для растений).
- А для кого лес является домом?
Лес - это дом для червей, муравьёв, белок, лисичек, и многих других животных.
3.2. Игра «Назови одним словом»
- Молодцы! Давайте поиграем в игру «Назови одним словом!»:
- Волк, лиса, заяц, еж - это ... (звери)
- Клубника, земляника, малина, черника - это... (ягоды)
- Ель, сосна, берёза, дуб - это ... (деревья)
- Синица, дрозд, соловей, клёст - это... (птицы)
Эту истину знаю от роду
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
3.3. Отгадывание кроссворда
- Давайте отгадаем загадки и разгадаем ребус и усвоим основное правило (кроссворд нарисован на доске).
- Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это… (Дуб)
- Стоит Алёна,
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Берёза)
- На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
В лесу у пня беготня, суетня.
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит. (Муравейник)
- Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды темна. (Черёмуха)
- Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
- В сенокос-горька,
А в мороз-сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
- Почки-пахучие,
Листочки-липучие,
Плоды-летучие. (Тополь)
- Без рук без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
- Что же это за девица -
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Ель)
- Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает ... (Сова)
- Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (Волк)
3.4. Физминутка
- Ребята, давайте немного прогуляемся по дорожке (топают ногами). Сворачиваем на дорожку, травка под ногами шумит (скользящие движения ногами).
Впереди река, идём по песочку (трут ладонь о ладонь).
Переходим по деревянному мостику (хлопки ладонями по коленям).
Впереди качаются большие деревья (руки над головой).
3.5. Игра «Знаете ли вы растения?»
Учитель показывает картинки растений, учащиеся называют их. (Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка).
- В какую группу их можно отнести? (Лекарственные растения).
- При каких болезнях помогают эти растения?
- Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- Сбор лекарственных растений должен проводиться под руководством медицинского работника или работника аптеки.
3.6. Игра «Волшебные яблочки»
- Ребята, посмотрите, какая красивая яблонька стоит с наливными яблочками. Только яблочки не простые. Давайте сорвем и посмотрим, что на них.
Дети срывают яблочки, на которых изображены знаки, как вести себя на природе запрещено. Дети объясняют знаки.
- Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?
- Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.
- А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? (Ответы детей.)
- Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила.
1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение - живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится!
2. Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе - это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
- Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все мы, я и ты,
Если все сорвем цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты.
3. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи - пустырь».
4. Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
5. Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища - это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар!
6. Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.
7. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
8. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
IV. Рефлексия
- Вот и подошло к концу наше занятие, сегодня мы с вами узнали много нового, научились правильно сортировать мусор.
- А сейчас я попрошу каждого из вас поделиться своими впечатлениями от занятия, для этого я предлагаю вам закончить одну из фраз:
- На занятии я узнал(а)…
- Мне очень понравилось…
- После занятия я буду…
- Мне не понравилось…
- С сегодняшнего дня я…
- Всем спасибо за прекрасную работу на занятии. До новых встреч!