Влияние моторных навыков на развитие чтения у детей с особенностями в развитии

Разделы: Инклюзивное образование


Введение

Дети с особенностями в развитии часто сталкиваются с трудностями в овладении навыком чтения, что связано с рядом когнитивных и моторных нарушений. Одним из важных аспектов, влияющих на процесс обучения, являются моторные навыки. Соловьева Н.В. [1] и исследователи Fawcett [2] отмечают, что недостаточное развитие моторики может существенно затруднять освоение чтения у детей с особенностями в развитии. В этом контексте важно исследовать взаимосвязь между моторными навыками и процессом обучения чтению, а также предложить эффективные коррекционные методики.

Взаимосвязь моторных навыков и чтения

Моторные навыки играют ключевую роль в процессах, связанных с восприятием и переработкой информации. Иванова О.В. и Смирнов В.К. [3], а также изучения Shapiro et al. [4], указывают на то, что у детей с особенностями в развитии часто наблюдаются нарушения в зрительно-моторной координации, что затрудняет освоение навыков чтения. Недостатки в координации движений и пространственной ориентации могут существенно усложнить процесс овладения грамотностью и требуют внедрения специализированных программ обучения.

Нейромоторная коррекция как метод улучшения навыков чтения

Исследования Волковой М.И. [5], а также исследования O'Hare [6], подтверждают эффективность нейромоторной коррекции для улучшения моторных функций у детей с особенностями в развитии. Данный метод включает систематические упражнения на развитие координации движений и моторики, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на когнитивные процессы, такие как чтение. Петренко П.В. [7] подчёркивает, что нейромоторная коррекция помогает детям улучшить пространственное восприятие и зрительно-моторную координацию, что способствует преодолению трудностей в обучении чтению.

Применение двигательных упражнений в коррекционных программах

Программы, направленные на коррекцию нарушений чтения у детей с особенностями в развитии, должны включать в себя комплекс двигательных упражнений, способствующих улучшению моторных навыков. Алексеев А.Н. и Кузнецова Л.М. [8], а также исследования Bishop и Snowling [9], подтверждают, что дети, прошедшие курс нейромоторных упражнений, продемонстрировали значительное улучшение навыков чтения и письма по сравнению с контрольной группой. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего внедрения таких программ в коррекционную педагогику.

Пример двигательных упражнений и структура занятия для развития навыков чтения у детей с особенностями в развитии

Задача занятия: Улучшение зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и навыков чтения у детей с особенностями в развитии с использованием двигательных упражнений.

Цель занятия: Через выполнение упражнений на координацию и развитие моторики улучшить способность ребёнка к пространственной ориентации и чтению, активизировать работу мозга и стимулировать когнитивные функции.

Ход занятия (40 минут)

1. Введение и разминка (5 минут)

Цель: Подготовить ребёнка к занятиям, улучшить его концентрацию и активировать сенсорную систему.

Упражнение: "Шаги по линии" - Ребёнок идёт по нарисованной или наклеенной на пол линии (например, в форме зигзага или окружности). Задача - не сходить с линии, следя за положением ступней. Это упражнение развивает баланс и зрительно-моторную координацию.

2. Основная часть (25 минут)

Этап 1. Упражнение для улучшения пространственной ориентации и моторики рук (10 минут)

Зеркальные рисунки - Ребёнок стоит перед зеркалом, в каждой руке у него маркер или карандаш. Задача - одновременно рисовать симметричные фигуры на двух листах бумаги.

Этап 2. Упражнение для улучшения координации глаз и рук (10 минут)

Следим за мячом - Ребёнок сидит или стоит напротив педагога. Педагог медленно бросает мяч в разных направлениях (вверх, в стороны).

Этап 3. Упражнение на развитие памяти и координации движений (5 минут)

Алфавит в движении - Педагог показывает карточки с буквами алфавита.

3. Заключительная часть и расслабление (10 минут)

Упражнение: "Дыхание и движение" - Ребёнок встаёт прямо, руки на поясе. На вдохе он медленно поднимает руки вверх.

Заключение

Моторные навыки оказывают значительное влияние на развитие чтения у детей с особенностями в развитии. Включение нейромоторных упражнений в программы коррекции способствует улучшению зрительно-моторной координации и пространственного восприятия, что положительно сказывается на процессе освоения навыков чтения.

Список литературы

  1. Соловьева Н.В. Влияние моторных функций на когнитивное развитие у детей с нарушениями чтения // Педагогические исследования. - 2017.
  2. Fawcett A.J., Nicolson R.I. Dyslexia, learning and pedagogical strategies. // Dyslexia Research Journal. - 2016.
  3. Иванова О.В., Смирнов В.К. Моторные навыки и их роль в развитии когнитивных функций // Психология и педагогика. - 2015.
  4. Shapiro B.K., Capute A.J., Accardo P.J. Cognitive and motor skills in children with developmental disabilities. // Pediatric Neurology. - 2014.
  5. Волкова М.И. Нейромоторные упражнения в коррекционной работе с детьми // Специальное образование. - 2016.
  6. O'Hare A., Brown J.K. Motor control deficits in dyslexia: Neurological underpinnings. // Journal of Child Neurology. - 2013.
  7. Петренко П.В. Пространственная ориентация и её влияние на навыки чтения у детей // Вопросы дефектологии. - 2014.
  8. Алексеев А.Н., Кузнецова Л.М. Эффективность применения двигательных упражнений в коррекции нарушений чтения // Современная коррекционная педагогика. - 2013.
  9. Bishop D.V.M., Snowling M.J. Developmental dyslexia and motor control issues. // Journal of Educational Psychology. - 2015.