Введение
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Девиз: призвать молодежь чаще употреблять молоко, молочные продукты, делая свой рацион здоровым и полноценным.
Цель проекта: обосновать эффективность формирования компетенций школьников в области здорового питания на основе интерактивных технологий в формате Дней здорового питания на примере Дня здорового питания «Здоровье в стакане молока».
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Развивать потребности обучающихся в знаниях о себе и своем здоровье.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Использовать интерактивные технологии в сохранении и стимулирования здоровья.
Участники: школьники, преподаватели.
Формы реализации проекта: беседы, игры, конкурсы, анкетирования, урок по теме: «Кисломолочные продукты равно здоровье»
Актуальность. Здоровьесбережение обучающихся является актуальной проблемой современного образования. От уровня здоровья подрастающего поколения напрямую зависит процветание и развитие нашей страны. Именно здоровье определяет тот жизненный ресурс, посредством которого возможны креативные решения возникающих проблем, рождение инновационных подходов, создание новых технологий (Бермус, А.Г. ,2005).
Важнейшим аспектом здоровья человека является правильное питание. Формирование культуры здорового питания предполагает не только обучение ребенка правильному подбору продуктов питания, но и управлению своим эмоциональным состоянием в процессе еды, создание позитивного настроя на пищу и на процесс ее приготовления, эстетику приема пищи, этичное взаимодействие с другими людьми в процессе еды, чувство благодарности к людям, вырастившим эти продукты, приготовившим их и подавшим на стол (). Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Современная медицина занимается преимущественно болезнями и их лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог и одна из его функций - формирование компетенций в области здорового питания. Это сложная задача. В рамках одного предмета ее не решить. Очевидно, что учитель сам должен владеть знаниями в области здорового питания, иметь активную жизненную позицию и использовать специальные воспитательные технологии.
В наше время во многих образовательных учреждениях регулярно проводятся дни здоровья, а дни здорового питания очень редко, несмотря на то, что именно в питании молодежи проявляются наиболее негативные тенденции.
Новизна: Следует отметить, что в различных программах обучения и развития детей дошкольного возраста и школьников ограничен объем знаний по теме «молоко и молочные продукты» Вместе с тем, для их здоровья и правильного развития очень важны эти знания. Молодежь сможет делать осознанный выбор в пользу молочных продуктов, а не просто потому что взрослые говорят, что они полезны. С целью формирования знаний на тему о молоке, появилась идея создания и реализации проекта.
В содержание проекта Дня здорового питания «Здоровье в стакане молока», включен комплекс интерактивных методик, направленных на формирование знаний в области здорового питания у молодежи, как в игровой и развлекательной, так и познавательной формах.
Информационная линейка о пользе молока и кисломолочных продуктов: «Польза коровьего молока», «Польза козьего молока», «Польза верблюжьего молока», «Польза ряженки», «Польза кефира», «Польза чеченского сыра», «Польза творога», «Польза сулугуни», «О полезных свойствах молока».
Форма проведения: обучающиеся подготавливают и, начиная с утра, расклеивают и (или) раздают в течение дня листовки, содержащие указанную информацию.
Карточка 1 - Польза коровьего молока
Карточка 2 - Польза козьего молока
Карточка 3 - О полезных свойствах молока
2. Демонстрация познавательных фильмов о пользе молока и молочных продуктов.
Форма проведения: в течение дня идетпоказ познавательных фильмов о пользе молока и молочных продуктов в фойе образовательного учреждения или в столовой.
3. Анимация «Веселая корова» и «Задорная коза».
Форма проведения: две девушки из числа обучающихся, одетые в наряд «коровы» и «козы» участвуют в проведении конкурсов и раздаче молочных призов.
4. Конкурс 1 «Кто быстрее и больше надоит молока?». Оснащение: химический имитатор «молока», имитатор вымени - резиновые перчатки, иголка, ведерочки, секундомер, мерные стаканы.
Форма проведения: две и более команды обучающихся, по два человека в каждом, стараются надоить из «вымени» быстрее и больше «молока».
5. Конкурс 2 "Кто знает больше молочных продуктов?".
Форма проведения: вызывается 10 участников, по кругу, по одному, они должны называть один молочный продукт, не ответивший выбывает, и так до одного победителя.
6. Конкурс 3 "В чем польза молочных продуктов?".
Форма проведения: вызывается 10 участников, по кругу, по одному, они должны называть пользу молочного продукта, не ответивший выбывает, и так до одного победителя.
7. Рационы питания для знаков зодиака.
Рацион питания для знака зодиака ОВЕН
Постное мясо, свекла, сельдерей, цветная капуста, шпинат, лук, морковь, редис, огурцы, перец горький, перец сладкий, фасоль, петрушка, рис, грецкие орехи, горчица, яблоки, черника, персики, лимон, абрикос и изюм.
Целебные травы для овна: чеснок, алоэ и базилик.
Рацион питания для знака зодиака ТЕЛЕЦ
Нежирное мясо, шпинат, свекла, цветная капуста, тыква, редис, рыба, морепродукты, яблоки, виноград и вишня.
Травы: барбарис, шалфей, щавель, тысячелистник, чистотел, мать-и-мачеха.
Рацион питания для знака зодиака БЛИЗНЕЦЫ
Говядина, рыба, фрукты, свекла, горох, молоко, бобы, хлебные корочки, арахис.
Рекомендуемые растения: свекла, алоэ и шалфей.
Рацион питания для знака зодиака РАК
Рыба, морепродукты, молоко, кисломолочные продукты, злаки, фрукты, овощи. Употребление кондитерских изделий для раков противопоказано.
Полезные травы: тысячелистник, липовый цвет, анис, боярышник, ромашка аптечная, чеснок, розмарин, хрен и лук.
Рацион питания для знака зодиака ЛЕВ
Постное мясо, березовый сок, чеснок, одуванчик (лист одуванчика заваривать, как чай, и пить вечером перед сном), дичь, куриное мясо, яйца, соя, грибы, лук, петрушка, горох, шпинат, сливы, абрикосы, апельсины.
Целебные травы для львов: одуванчик, мята перечная, укроп и петрушка.
Рацион питания для знака зодиака ДЕВА
Чай, кисломолочные продукты, шпинат, яблоки, сливы, кабачки, миндаль, груши, грецкие орехи, цитрусовые, бобовые, крупы, овес, твердый сыр, свинина.
Людям, которые родились под знаком девы строго не рекомендуется голодать более суток.
Рекомендуемые девам растения: мята, лаванда и брусника.
Рацион питания для знака зодиака ВЕСЫ
Дичь, картофель, молочные и кисломолочные продукты, помидоры, злаки, огурцы, редис, салат, морепродукты, но не рыба, крупы: гречневая, овсяная и перловая, груши абрикосы, крыжовник и кукуруза.
Травы: чабрец, щавель и фиалка трехцветная.
Рацион питания для знака зодиака СКОРПИОН
Постное мясо, дичь, морепродукты, орехи, яйца, соевые бобы, капуста, лук, редис, инжир, чеснок, крыжовник, чернослив, яблоки. Рекомендуется пить чай с чабрецом или мятой.
Полезные травы для скорпионов: крапива и полынь.
Рацион питания для знака зодиака СТРЕЛЕЦ
Нежирное мясо, яйца, горох, печень, чечевица, соя, шпинат, салат из капусты, петрушка и черная смородина.
Целебные растения для стрельцов: крапива, спорыш, мать-и-мачеха, красный клевер хвощ полевой, мальва и шалфей.
Рацион питания для знака зодиака КОЗЕРОГ
Постное мясо, яйца, молоко, творог, чечевица, спаржа, капуста, шпинат, сельдерей, фасоль, огурцы, орехи, ячмень, земляника, чернослив, голубика и сухофрукты.
Рекомендуемые растения: спорыш, коровяк, айва, свекла.
Рацион питания для знака зодиака ВОДОЛЕЙ
Молочные и кисломолочные продукты, апельсины, злаки, рыба, яблоки, груши, лимоны, виноград, соевые бобы, зелень, капуста, репа, морковь, сельдерей, морепродукты, земляника, чеснок, чечевица, инжир.
Отлично для людей, рожденных под знаком водолея пить чай, заваренный березовыми почками, чабрецом липовым цветом или шалфеем.
Травы: львиный зев и пижма.
Рацион питания для знака зодиака РЫБЫ
Говяжья печень, рыба, морепродукты, масло подсолнечное, яйца, орехи, сыр, изюм, грецкие орехи, шпинат, фасоль, огурцы, салаты, редис, перловая крупа, пшеница и пшеничные изделия.
Целебные растения для рыб: ромашка аптечная, полынь, липовый цвет, василек, крапива, цветки и ягоды черной бузины, морские водоросли.
Все вышеперечисленные продукты рекомендуется употреблять не менее одного раза в неделю, а в случае заболевания - постоянно.
Соблюдение правильного питания, подходящего Вам по знаку зодиака хотя бы на протяжении месяца, позволит Вам не только оградить себя от многих заболеваний, но и избавиться от уже имеющихся болезней.
8. Баннер для пожеланий, ассоциаций вызванных словом «Молоко».
Каждый участник мог оставить свой след на этом празднике написав пожелания на баннере.
9. Флешмоб "молочные усы".
Выводы. Проект носит модульный характер, мероприятия могут комбинироваться и дополняться по выбору учителя и обучающихся, но каждое мероприятие должно быть пронизано девизом проекта: призвать молодежь чаще употреблять молоко и молочные продукты, делая свой рацион здоровым и полноценным.
Список использованной литературы
- Александрова, И.Э. Питание как фактор формирования здоровья школьников / И.Э.Александрова // Охрана здоровья детей и подростков. - М., 2002. - С. 86-96.
- Амерханова, Н.А. Береги здоровье смолоду: учеб. пособие / Н.А.Амирханова [и др.]; под ред. Н.А.Амирхановой. - Уфа: Изд-во УГАТУ, 2009. - 151 с.
- Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А.Г.Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сент. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.