В ГБОУ Школа № 2083 был реализован долгосрочный краеведческий проект. Дети дошкольного возраста совместно с педагогами и родителями получили возможность погрузиться в увлекательную образовательную деятельность, связанную с изучением необычного исторического места города Москвы - Девятовских каменоломен, расположенных в поселении Рязановское. Интерес представляет тот факт, что в этих каменоломнях с XIV века добывали известняк, который использовался для строительства белокаменной Москвы.
Участниками проекта была написана летопись Девятовских каменоломен, создано интерактивное образовательное пространство в дошкольной группе, разработаны общедоступные игры и другие методические материалы, которые могут быть полезны как детям, так и взрослым для изучения в интересной форме пространств нашего города.
Знакомясь с краеведением Москвы, а в частности поселением Рязановское, мы наткнулись на необычное историческое место - Девятовские каменоломни. Было принято решение, более подробно его изучить. Так возник наш одноименный краеведческий проект, целью которого было - формирование у воспитанников общего представления о Девятовских каменоломнях (Силикатах): истории, географии, назначении и природных особенностях.
Чтобы заинтересовать детей, в рамках тематической недели «Моя Москва» был создан и показан фильм «Белокаменная Москва». После которого, ребятам было предложено познакомиться с одним из мест, где добывали камень для строительства.
Вначале дети совершили виртуальную экскурсию по каменоломне (ознакомились с презентацией и видеоматериалом, взятым из интернета), затем с педагогами и родными в выходной день посетили Девятовские каменоломни. Исследовали место возле входа в пещеры, нашли белый камень - известняк. Путешествие проходило в веселой дружеской атмосфере, интерес к данному месту возрос.
Данным проектом увлеклись не только дети, но и их родители. Совместно с ними педагоги собирали информационный и исторический материал: были опрошены местные жители, а также диггеры, исследующие данные пещеры, посещен краеведческий музей, изучены статьи по данной теме.
Параллельно не только в группе, но и саду в целом создавалась интерактивная среда: появилась своя пещера, в которой провели цикл тематических образовательных событий, краеведческий уголок наполнился новыми макетами, играми, созданными педагогами совместно с детьми, методическим и наглядным материалом.
Дети в игровой форме изучили каменоломни, познакомились с их историей и особенностями. Проведя ряд опытов с известняком, поняли, почему из него строили здания в Москве.
На заключительном этапе бала создана летопись «Девятовские каменоломни». Силикаты вызвали неподдельный интерес у детей и их родителей, даже после завершения проекта, они совершают пешие прогулки до каменоломен, находя там новые артефакты.
Проект «Девятовские каменоломни» вызвал интерес у дошкольников и их родителей к родному городу, его достопримечательностям, памятникам исторического и культурного наследия, в частности к поселению Рязановское и Силикатам.
Было создано образовательное пространство по краеведческой тематике в пространстве группы и сада для самостоятельной деятельности детей.
Была изучена и проанализирована история поселка Рязановское, Девятовских каменоломен.
Была организована с детьми досуговая, игровая, познавательная деятельность, связанная с изучением истории родного города.
Созданный игровой и методический материал размещен в электронном информационном пространстве, доступен не только педагогам, но и родителям - всем тем, кто интересуется краеведением и не только.