Подготовка к итоговой аттестации по биологии - сложный процесс. Это связано с тем, что на протяжении нескольких лет ребята разных школ нашей страны изучали предмет по разным программам, учебникам. Единые требования к изучению предмета «биология» появились лишь в 2023 году. Пройденный в 5, 6, 7 классах школьный материал, как правило, забыт и требует серьезного повторения. Подготовка к Всероссийским проверочным работам и их анализ только частично помогают справиться с пробелами в знаниях. Однако дети не всегда серьёзно относятся к урокам, а в 9 классе выбирают предмет биология для сдачи итоговой аттестации, считая его легким.
Как правило, учитель работает с заданиями ВПР все годы изучения биологии. Но не всегда результаты бывают очень хорошими. При 1 часе биологии в 5,6,7 классах очень трудно добиться прочных знаний. Ребятам необходимо помочь подготовиться к итоговой аттестации. Дети нуждаются в помощи педагога. И здесь необходимо проявить все свое мастерство для того, чтобы подготовить их к успешной сдаче экзамена. Учебники, которые использовались ранее, не всегда могут в этом помочь. Нужна кропотливая работа педагога. Но не всегда легко структурировать материал. На протяжении многих лет мной создавались методички по каждой теме курса биологии. Каждая книжка содержит теоретический материал данной темы, тестовые задания разного уровня сложности. Эти источники информации облегчают работу со школьниками. Но для получения хороших результатов необходимо создать такие условия, чтобы ребятам было интересно повторять и изучать материал, необходимый для сдачи экзамена.
Поэтому следует для повышения качества знаний обучающихся, использовать разные методы работы со школьниками. Очень хорошо себя зарекомендовала работа с группами обучающихся, выбравших ОГЭ по биологии с использование технологии «Мировое кафе». Можно использовать ее элементы, которые учитель сам изменяет для достижения поставленной цели. Если количество школьников, сдающих экзамен значительное, то ребята разбиваются на группы. Их обычно 2-3. Этого достаточно для того, чтобы изучить тему качественно. Каждая группа получает задание по определенной теме, используя источники, созданные учителем или самими обучающимися. Ребята, работая совместно, обсуждают изучаемую тему. Лучший представитель сформировавшейся команды далее в ходе занятия транслирует информацию следующей группе. По часовой стрелке представители команд переходят и знакомят ребят с полученной информацией. В результате ребят изучают тему очень качественно. По мере изучения школьники отвечают на вопросы, предложенные в инструктивных картах или книгах- помощниках. Учитель создает материал по каждой теме. Это таблицы, в которых материал структурирован, рисунки, которые отражают весь изучаемый материал, тесты с одним вариантом ответа, для отработки наиболее сложных понятий. И в конце концов ребята решают задачи ОГЭ по конкретной теме. Данная работа дает очень хорошие результаты.
Ребята отрабатывают самые сложные темы легко. В каждой группе есть дети сильные и те, которым трудно справляться с заданиями, предложенными для работы. Успешные ребята помогают, при этом лучше усваивают учебный материал. В результате к концу занятия все ребята хорошо ориентируются в изученном теме занятия и легко отвечают на вопросы ОГЭ. Презентации, предложенная для закрепления, изученного с рисунками, вопросами, задачами очень нравится ребятам и помогают подвести итог работы в классе. Для получения более глубоких знаний данного материала ребятам предлагается видео информация. Учитель находит материал в сети Интернет и дает ссылки на нужные фильмы для просмотра дома.
В течение года таким образом изучаются все темы школьного курса, ребятам очень нравиться работать в группах. Все они при обсуждении активны и даже те школьники, которые не успешны на уроке, запоминают учебный материал и отвечают на вопросы без стеснения. Такая работа снимает напряжение и страх перед экзаменом.
Очень хорошо себя зарекомендовала работа со слабоуспевающими школьниками, сдающими ОГЭ по биологии в форме консультаций. Ребята, хорошо владеющие материалом темы, проводят их для своих одноклассников. Они разбирают трудные задания. Такая работа очень полезна для всех. Одни изучают, другие хорошо закрепляют учебный материал.
В 4 четверти, когда весь материал пройден, ребята знакомятся с особенностями ОГЭ по биологии. Они пробуют себя в репетиционном экзамене. Выясняется, какие задания вызывают затруднения. Работа над сложными задачами уже не вызывает у них отрицательных эмоций. Школьники готовы к экзамену, получив достаточно хорошие знания по предмету.