Цель: прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней, через изготовление кормушки для зимующих птиц.
Задачи:
- образовательные: обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах;
- коррекционно-развивающие: корригировать познавательные интересы детей; развивать их творческие способности, память, мышление;
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.
Ход занятия
Вступительная часть
Организационный момент
Слайд № 1 (колокольчик)
Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы?
- Да!
Всё готово?
- Да!
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, наши гости! Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. У вас отличное настроение… Дыхание ровное, спокойное. Вы сможете выполнять любые задания и отвечать на самые сложные вопросы.
Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.
- Что вы, ребята, услышали сейчас? (звучали голоса птиц)
Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель: - В какое время года можно услышать голоса птиц? (весной и летом)
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (нет)
- Почему? (птицам сейчас не до песен им голодно и холодно)
- Сегодня мы с вами поговорим о птицах. О том, как трудно существовать птицам зимой.
Слайд №2 (Тема занятия)
Тема нашего занятия «Мы покормим птиц зимой».
- А сейчас отгадайте загадку:
На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе.
-Какое это время года? (Зима)
Слайд № 3 (зима)
- Давайте поговорим об этом времени года.
- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
Слайд № 4 (зимние месяцы)
- Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла).
- Какие изменения произошли с растениями? (Деревья стоят без листьев, трава пожухла и покрылась снегом.)
- Снег защищает землю от мороза, и только хвойные деревья стоят зеленые.
- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? (Есть, но очень мало).
- Можно ли увидеть зимой насекомых? (Нет)
- Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям - птицам стало холодно и голодно. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода.
«Как птице перезимовать?»
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Слайд № 4 (птицы на ветке зимой)
Основная часть занятия
- Скажите, птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? (Нет)
- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края.
- А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас? (Перелетные)
- А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами? (Зимующие)
- Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это… птицы зимнего леса. Наши зимующие птицы.
Слайд № 5 (зимующие птицы)
Игра «Узнай птицу!»
По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.
Носом в дерево ток, да ток,
Словно отбойный молоток.
На хвост опирается,
К жучкам подбирается.
С любой корой справится,
А красная шапка никак не свалится. (Дятел)
Слайд № 6 (дятел)
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив, Чив-чив! (Воробей)
Слайд № 7 (воробей)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Слайд № 8 (синица)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... (Сорока)
Слайд № 9 (сорока)
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуд -
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Слайд № 10 (снегирь)
- А сейчас познакомимся ещё с одной птицей… Её ещё называют «северным попугайчиком». Она искусно лазает по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривым клювом. (Клест)
Слайд № 11 (клёст)
А про какую птицу говорят: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка?
(Серая ворона)
Слайд № 12 (серая ворона)
Птицей мира он зовется.
Сизый, белый и хороший.
С крыш стрелой к земле несется,
Если видит гору крошек. (Голубь)
Слайд № 13 (голубь)
- Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение - серый галстучек вокруг шеи (Галка).
Слайд № 14 (галка)
Физ. минутка «Птички» (звучит тихая музыка)
- Ребята, давайте с вами немного отдохнём.
Птички прыгают, летают, (имитируют полет)
Птички прыгают, поют, (поют)
Птички крошки собирают, (наклоны вниз)
Зёрнышки клюют. (клюют)
Пёрышки почистили, (чистят)
Клювики почистили,
Дальше полетели (кружатся, летают)
И на место сели. (садятся за парты)
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Слайд № 15 (кормушка)
Практическая часть
Чтобы помочь зимующим у нас птицам, необходимо регулярно подкармливать их в течение всей зимы и ранней весны, устраивать птичьи кормушки.
Изготовлять кормушки не сложно. Только надо задолго до наступления холодов взяться за это дело и уже осенью в разных местах установить готовые кормушки. Кормушки бывают разные. Одни - общие для всех зимующих птиц (лоток, столик, домики), другие - только для определенных видов птиц: синиц, дятлов (кормушка - клетка, застекленная кормушка, кормушка из молочной бутылки, кормушка-полено и др.).
Слайд № 16 (разновидности кормушек)
Кормушка - оборудование для подачи корма птицам.
Кормушку устанавливают на деревьях и кустарниках, обычно снабжая защитой от ветра.
- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее - холод или голод? Почему?
- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В суровую зиму из десяти синичек выживает одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
- Сегодня мы с вами изготовим кормушку для зимующих птиц.
Ребята, а из чего можно изготовить кормушку?(Ответы детей)
Сегодня мы кормушку сделаем из картонной коробки
Что нам для этого понадобится?(дети перечисляют)
Инструктаж по технике безопасности
Прежде чем мы приступим к изготовлению кормушки, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и клеем.
Слайд № 17 (правила безопасной работы с ножницами)
Слайд № 18 (правила безопасной работы с клеем)
Изготовление кормушки
Тихим фоном пение птиц
Воспитатель: - Ребята, внимательно послушайте стихотворение. Потом скажите, какие птицы прилетали на нашу кормушку, которую мы смастерили.
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед прилетели на обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
Слайд № 19 (кормушка с птицами)
Наши кормушки готовы. Они получились прочными, красивыми. И мы сейчас уже можем их вынести на улицу и повесить на дерево. Но мне кажется, что то в этих кормушках не хватает. Чего же?(корм для птиц)
Игра: «Угощение для птиц»
- Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.
(Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц.)
- Рябина сушёная.
- Макароны.
- Семечки подсолнечника.
- Ягоды шиповника.
- Ржаной хлеб.
- Белый хлеб.
- Шоколадные конфеты.
- Яблоко.
- Пшено (крупа, зерно).
- Гречневая каша.
- Сало соленое.
- Кусочки сырого мяса.
- Карандаш.
- Карамелька.
Вот у нас есть волшебный мешочек, где мы собрали то, чем можно покормить птиц зимой. Вы можете пополнять его, принося из дома полезные вкусняшки для птиц, и подсыпать в сделанные кормушки.
Заключительная часть
Рефлексия
- О ком мы говорили на занятии? (О птицах.)
- О каких птицах? (О зимующих)
- Почему о них? (Зима - трудный период для птиц.)
- Какие трудности испытывают птицы зимой? (Им нечего есть.)
- Как им помочь? (Нужно повесить кормушки и подкармливать птиц.)
- Ребята, а какой же вывод мы сделаем в заключение нашего занятия? Что полезного вы возьмёте для себя?
(Зимой птицам нужно обязательно помогать, подкармливать их хлебными крошками, зернами, салом и так далее.)
- Ребята, если вам понравилось занятие возьмите солнышко, а если нет то тучку.
Слайд № 20 (солнышко и тучка)
Воспитатель: - Птицы - наши друзья! Мы сделали для них кормушку! Берегите птиц! Покормите птиц зимой! Помогите птицам! Может тогда и другие ребята откликнутся, а вместе с ними и взрослые.
- Да, быть может, именно ваша горсточка хлебных крошек спасет чью-то маленькую жизнь.
(Звучит песня «Воробьиная песенка». Слова П.Синявского, музыка З.Компанеец)
- Теперь давайте возьмем нашу кормушки и корм, пойдем на улицу и повесим кормушку на дерево.
(Идём все на улицу.)
Операция «Повесь кормушку»
(Дети вешают кормушки на дерево, насыпают в нее корм.)
- А теперь давайте произнесем закличку для птиц, позовем их в гости.
(Дети хором произносят стихотворение З.Александровой.)
Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.