Занятие "Мы покормим птиц зимой"

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: зимующие птицы, птицы зимой


Цель: прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней, через изготовление кормушки для зимующих птиц.

Задачи:

  • образовательные: обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах;
  • коррекционно-развивающие: корригировать познавательные интересы детей; развивать их творческие способности, память, мышление;
  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.

Ход занятия

Вступительная часть

Организационный момент

Слайд № 1 (колокольчик)

Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы?
- Да!
Всё готово?
- Да!
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, наши гости! Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. У вас отличное настроение… Дыхание ровное, спокойное. Вы сможете выполнять любые задания и отвечать на самые сложные вопросы.

Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.

- Что вы, ребята, услышали сейчас? (звучали голоса птиц)

Сообщение темы и цели занятия.

Воспитатель: - В какое время года можно услышать голоса птиц? (весной и летом)

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (нет)

- Почему? (птицам сейчас не до песен им голодно и холодно)

- Сегодня мы с вами поговорим о птицах. О том, как трудно существовать птицам зимой.

Слайд №2 (Тема занятия)

Тема нашего занятия «Мы покормим птиц зимой».

- А сейчас отгадайте загадку:
На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе.
-Какое это время года? (Зима)

Слайд № 3 (зима)

- Давайте поговорим об этом времени года.

- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

Слайд № 4 (зимние месяцы)

- Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла).

- Какие изменения произошли с растениями? (Деревья стоят без листьев, трава пожухла и покрылась снегом.)

- Снег защищает землю от мороза, и только хвойные деревья стоят зеленые.

- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах? (Есть, но очень мало).

- Можно ли увидеть зимой насекомых? (Нет)

- Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям - птицам стало холодно и голодно. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода.

«Как птице перезимовать?»

Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.

Слайд № 4 (птицы на ветке зимой)

Основная часть занятия

- Скажите, птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм? (Нет)

- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края.

- А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас? (Перелетные)

- А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами? (Зимующие)

- Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это… птицы зимнего леса. Наши зимующие птицы.

Слайд № 5 (зимующие птицы)

Игра «Узнай птицу!»

По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.

Носом в дерево ток, да ток,
Словно отбойный молоток.
На хвост опирается,
К жучкам подбирается.
С любой корой справится,
А красная шапка никак не свалится. (Дятел)

Слайд № 6 (дятел)

Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив, Чив-чив! (Воробей)

Слайд № 7 (воробей)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Слайд № 8 (синица)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... (Сорока)

Слайд № 9 (сорока)

Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуд -
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)

Слайд № 10 (снегирь)

- А сейчас познакомимся ещё с одной птицей… Её ещё называют «северным попугайчиком». Она искусно лазает по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривым клювом. (Клест)

Слайд № 11 (клёст)

А про какую птицу говорят: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка?

(Серая ворона)

Слайд № 12 (серая ворона)

Птицей мира он зовется.
Сизый, белый и хороший.
С крыш стрелой к земле несется,
Если видит гору крошек. (Голубь)

Слайд № 13 (голубь)

- Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение - серый галстучек вокруг шеи (Галка).

Слайд № 14 (галка)

Физ. минутка «Птички» (звучит тихая музыка)

- Ребята, давайте с вами немного отдохнём.

Птички прыгают, летают, (имитируют полет)
Птички прыгают, поют, (поют)
Птички крошки собирают, (наклоны вниз)
Зёрнышки клюют. (клюют)
Пёрышки почистили, (чистят)
Клювики почистили,
Дальше полетели (кружатся, летают)
И на место сели. (садятся за парты)

- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Слайд № 15 (кормушка)

Практическая часть

Чтобы помочь зимующим у нас птицам, необходимо регулярно подкармливать их в течение всей зимы и ранней весны, устраивать птичьи кормушки.

Изготовлять кормушки не сложно. Только надо задолго до наступления холодов взяться за это дело и уже осенью в разных местах установить готовые кормушки. Кормушки бывают разные. Одни - общие для всех зимующих птиц (лоток, столик, домики), другие - только для определенных видов птиц: синиц, дятлов (кормушка - клетка, застекленная кормушка, кормушка из молочной бутылки, кормушка-полено и др.).

Слайд № 16 (разновидности кормушек)

Кормушка - оборудование для подачи корма птицам.

Кормушку устанавливают на деревьях и кустарниках, обычно снабжая защитой от ветра.

- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее - холод или голод? Почему?

- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В суровую зиму из десяти синичек выживает одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

- Сегодня мы с вами изготовим кормушку для зимующих птиц.

Ребята, а из чего можно изготовить кормушку?(Ответы детей)

Сегодня мы кормушку сделаем из картонной коробки

Что нам для этого понадобится?(дети перечисляют)

Инструктаж по технике безопасности

Прежде чем мы приступим к изготовлению кормушки, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Слайд № 17 (правила безопасной работы с ножницами)

Слайд № 18 (правила безопасной работы с клеем)

Изготовление кормушки

Тихим фоном пение птиц

Воспитатель: - Ребята, внимательно послушайте стихотворение. Потом скажите, какие птицы прилетали на нашу кормушку, которую мы смастерили.

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед прилетели на обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

Слайд № 19 (кормушка с птицами)

Наши кормушки готовы. Они получились прочными, красивыми. И мы сейчас уже можем их вынести на улицу и повесить на дерево. Но мне кажется, что то в этих кормушках не хватает. Чего же?(корм для птиц)

Игра: «Угощение для птиц»

- Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.

(Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц.)

  1. Рябина сушёная.
  2. Макароны.
  3. Семечки подсолнечника.
  4. Ягоды шиповника.
  5. Ржаной хлеб.
  6. Белый хлеб.
  7. Шоколадные конфеты.
  8. Яблоко.
  9. Пшено (крупа, зерно).
  10. Гречневая каша.
  11. Сало соленое.
  12. Кусочки сырого мяса.
  13. Карандаш.
  14. Карамелька.

Вот у нас есть волшебный мешочек, где мы собрали то, чем можно покормить птиц зимой. Вы можете пополнять его, принося из дома полезные вкусняшки для птиц, и подсыпать в сделанные кормушки.

Заключительная часть

Рефлексия

- О ком мы говорили на занятии? (О птицах.)

- О каких птицах? (О зимующих)

- Почему о них? (Зима - трудный период для птиц.)

- Какие трудности испытывают птицы зимой? (Им нечего есть.)

- Как им помочь? (Нужно повесить кормушки и подкармливать птиц.)

- Ребята, а какой же вывод мы сделаем в заключение нашего занятия? Что полезного вы возьмёте для себя?

(Зимой птицам нужно обязательно помогать, подкармливать их хлебными крошками, зернами, салом и так далее.)

- Ребята, если вам понравилось занятие возьмите солнышко, а если нет то тучку.

Слайд № 20 (солнышко и тучка)

Воспитатель: - Птицы - наши друзья! Мы сделали для них кормушку! Берегите птиц! Покормите птиц зимой! Помогите птицам! Может тогда и другие ребята откликнутся, а вместе с ними и взрослые.

- Да, быть может, именно ваша горсточка хлебных крошек спасет чью-то маленькую жизнь.

(Звучит песня «Воробьиная песенка». Слова П.Синявского, музыка З.Компанеец)

- Теперь давайте возьмем нашу кормушки и корм, пойдем на улицу и повесим кормушку на дерево.

(Идём все на улицу.)

Операция «Повесь кормушку»

(Дети вешают кормушки на дерево, насыпают в нее корм.)

- А теперь давайте произнесем закличку для птиц, позовем их в гости.

(Дети хором произносят стихотворение З.Александровой.)

Мы кормушки смастерили,
Мы столовую открыли.
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.