Цель: Формирование у детей представлений об опасных предметах и ситуациях, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах пользования ими.
Задачи:
- Формировать представления детей об опасности при обращении с различными предметами в быту;
- Дать детям знания о правилах пользования колющими, режущими, огнеопасными предметами;
- Формировать связную речь, делать собственные умозаключения;
- Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами;
- Развивать внимание, мышление при решении проблемных ситуаций.
Оборудование: Иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта», компьютерная презентация, ноутбук
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, проблемная ситуация.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с опасными ситуациями в быту, заучивание стихов об опасных предметах и ситуациях в быту.
Ход НОД
Воспитатель:
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмитесь
Все друг другу улыбнитесь.
Ребята, а кто-нибудь из вас оставался дома один? (Ответы детей.)
Воспитатель: А вы знаете, как вести себя дома, когда родители оставляют вас дома одних?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стулья. Давайте рассмотрим картинки с изображением опасных бытовых предметов и разных ситуаций с ними.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что изображено на картинках? Давайте определим, что может в доме могут таить в себе опасность. Послушайте, что я вам сейчас расскажу.
Если в дверь звонок раздался
Сразу ты откроешь дверь?
Или спросишь: «Кто стучится?»
Незнакомцу ты не верь!
Никогда и никому не открывайте дверь, если вы дома одни! Сейчас Даша прочитает нам стихотворение о том, что делать, если в дверь звонит чужой человек.
Ребенок:
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе.
Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку.
В полотняной стране,
По реке простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
- Для чего нам нужен утюг? А чем опасен он?
Дети: Если дотронуться до горячего утюга, что может произойти? (ожог, боль). А если забыли выключить утюг, то может произойти пожар!
Воспитатель: Молодцы. Теперь следующая загадка.
Длинный носик, круглый бок.
В нём горячий кипяток,
Он шипит, кипит,
Всем чай пить велит (Чайник)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, от чайника есть польза? (Ответы детей)
Воспитатель: А почему он опасен?
Электрочайник - это электрический прибор, который включается в розетку. А в розетке ток, который может быть очень опасным. Послушайте, что вам расскажет Ян.
Ян:
Ты сейчас запомнить должен:
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в неё совать.
Воспитатель: Следующая загадка.
Тук-тук-тук,
Раздаётся громкий стук
Что же мальчик в руки взял?
Чем он гвоздик забивал? (Молоток)
- Ребята, А когда и зачем может понадобиться молоток?
Дети: Нужно забить гвоздь, чтобы повесить картину, отремонтировать стол или стул, и т.д.)
Воспитатель: А какую травму можно получить от молотка?
Дети: Ударить по пальцу, разбить предмет, уронить на ногу.
Воспитатель:
Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик? (Ножницы)
- Для чего используются ножницы?
Дети: Отрезать ткань, вырезать что-то из бумаги, стричь волосы.
Воспитатель: Что может случиться при неаккуратном обращении с ними?
Дети: Порезать палец, наткнуться, пораниться самому или поранить кого-нибудь.
Воспитатель:
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою шнур тащу. (Игла)
- А нужный ли предмет в доме - игла? Какую опасность она в себе таит, если неправильно ею пользоваться?
Дети: Можно уколоться.
Воспитатель:
Это тесный, тесный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр!
Не шути с сестричками-тоненькими ….. (спичками).
- Для чего нужны спички?
Дети: Спички нужны, чтобы разжечь свечу, развести огонь.
Воспитатель: А что делать, если всё-таки случится пожар? Как надо действовать?
Дети: Вызвать пожарных, если случится пожар. Позвать взрослых на помощь.
Воспитатель: А по какому номеру необходимо звонить? (01, 010 сот.) Послушайте стихотворение, которое прочитает Вероника Т.
Ребёнок:
Сам не справишься с пожаром!
Этот труд не для детей,
Не теряя время даром,
«01» звони скорей!
- А чем пожарные тушат огонь? (Водой.) Давайте накачаем для них воды.
Физминутка «Насос»
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем (Делаем лёгкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем выпрямляются).
Влево-раз, вправо-два
Потекла ручьём вода. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища до подмышечной впадины; наклон влево, движение вверх правой рукой).
Воспитатель: Послушайте еще одно стихотворение
1.
Есть в квартире много скляночек,
Разных тюбиков и баночек.
В них хранятся средства разные,
Даже иногда опасные.
2.
Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки -
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!
Воспитатель: Ребята, а таблетки и лекарства для чего нужны?
Дети: Лечить от болезней: живот, горло и т.п.
Воспитатель: А какие от них опасности?
Дети: Можно много выпить и отравиться.
Воспитатель: А у кого есть балкон в квартире? Для чего он нужен? Какая опасность может подстерегать нас на балконе? Чего нельзя делать на балконе?
Дети: Бегать, прыгать, кувыркаться, переваливаться.
1.
Выйдешь на балкон - так знай:
Там на стулья не вставай!
Это может быть опасно -
С высоты лететь ужасно.
2.
На перила не взбирайся,
Низко не перегибайся -
Будет сложно удержаться…
Ты ж не хочешь вниз сорваться?
Воспитатель: Любые предметы и вещи могут быть одновременно и полезными для человека и подвергать его большой опасности. Если пользоваться ими неправильно или брать их без разрешения, то может произойти несчастный случай. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать несколько правил, которые помогут избежать неприятностей:
- Не впускай в дом незнакомца;
- Не играй со спичками;
- Не бери ножницы и иголки без разрешения взрослых;
- Будь внимателен и осторожен с электроприборами;
- Не выходить на балкон.
Воспитатель: Чем же можно заняться дома, когда ты остаёшься один дома, и родителей нет рядом?
Дети: Можно порисовать, полепить, поиграть с любимыми игрушками, посмотреть интересные мультфильмы, прочитать добрые книжки.
Воспитатель: Ну, вот ребята, мы сегодня и вспомнили все правила, которые вы должны знать и соблюдать, когда остаетесь одни дома. И я надеюсь, благодаря этому, вы сможете найти выход из любой сложной ситуации, если такая возникнет.