План-программа "Говоруша" по логоритмике для детей 3–5 лет

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: логоритмика


Информационная часть программы: образовательная.

Образовательная область: познавательная, коммуникативная.

Форма реализации программы: фронтальная.

Возрастная направленность: вторая младшая, средняя группы.

Продолжительность программы: один год.

Пояснительная записка

Все мы с вами знаем, что речь - одна из важных сторон развития маленького человечка. Речь - это чудесный дар природы, который не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая работа для ребёнка.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга», 1866). Также было доказано советским учёным, неврологом и психиатром В.М.Бехтеревым, что в начале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребёнка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребёнка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя: пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут, так как занятия являются интегрированными. Тематика берётся на два - четыре занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Кружок проводится 2 раза в неделю. Количество занятий 60, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий) в год (один академический час равен - 30 минутам).

Главная задача педагога-создание на занятиях атмосферы радости.

Основной целью программы является развитие речевой и неречевой моторики, координации движений, активизации всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной, а также воспитание музыкально-эстетических представлений у детей.

По желанию педагога возможно заменить тему занятия, музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Направленность программы: тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учётом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приёмы массажа). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

Цель кружка:

  • развитие музыкально-речевых способностей у детей 3-5 лет;
  • использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми 3-5 лет;
  • преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;
  • адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды;
  • развитие у детей эмпатии.

Задачи кружка:

  • создание на занятиях логоритмического кружка атмосферы праздника, радости; ввести ребёнка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;
  • развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  • воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;
  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие слухового внимания и памяти;
  • укрепление костно-мышечного аппарата;
  • развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;
  • развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.

Взаимодействие с родителями:

  • индивидуальные консультации;
  • тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
  • информирование о результативности работы;
  • открытые занятия.

Предполагаемый результат:

  • сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • способность правильно выполнять артикуляции звуков;
  • сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
  • способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела;
  • сформированность интонационной выразительности речи;
  • способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
  • улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
  • способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
  • улучшения показателей диагностики развития речи;
  • воспитание бережного отношения к природе и животным;
  • воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям родного края, труду людей;
  • воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Использование наглядного материала:

  • иллюстрации и репродукции;
  • дидактический материал;
  • игровые атрибуты;
  • музыкальные инструменты;
  • аудиоматериалы;
  • живые игрушки (дети, одетые в соответствующие костюмы);
  • индивидуальные зеркала.

Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям:

  • познание: занятия, наблюдения, беседы, игры;
  • социализация: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен);
  • музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для реалаксации, упражнений, игр;
  • физическая культура: проводятся подвижные игры;
  • коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности: Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.

Формы работы кружка: групповая.

Структура логоритмического занятия:

  • Вводная часть длится 5 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
  • Основная часть занимает 20 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
  • Заключительная часть занимает 5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

Содержание занятий по логоритмике.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция - основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения - необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата - основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях используются:
    • упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
    • выработка продолжительного речевого выдоха,
    • тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса - силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку - тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах - «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Календарно-тематическое планирование занятий для детей 3-5 лет

Месяц

Неделя

№ занятия

Тема занятия

Всего занятий

Октябрь

8

1

1, 2

Вводное занятие:
«Кошка в гостях у ребят»

2-3

3,4,5,6

«Путешествие в осенний лес»
«Осенние листья»

4

7,8

«Чудесное лукошко» «Осенние подарки»

Ноябрь

8

1-2

9,10,11,

«Во саду ли в огороде»

3

12, 13,14

«Музыкальные инструменты»

4

15,16

«Осенняя прогулка»

Декабрь

6

1

17,18,

«Рады матушке Зиме»

2

19, 20,

«Лесные зверюшки»

3

21,22

«Зимние забавы»

Январь

6

1-2

23, 24,25,

«Рукавичка» «Снеговик»

3

26,27, 28

Кошка и котята

Февраль

8

1

29, 30

«На зарядку становись»

2-3

31,32, 33,

«Будем сильными расти»

4

34, 35,36,

« Колобок»

Март

9

1

37, 38

«Музыкальный магазин»

2

39, 40

«Весеннее солнышко»

3

41, 42, 43,

«В гости к нам пришли матрешки»

4

44, 45,

«Медвежата проснулись»

Апрель

8

1

46, 47,48,

«Прилетайте, птицы»

2

49, 52,

«Весенний ручеек»

3-4

50,51, 53,

«Утренние лучи»,

Май

7

1

54, 55, 56,

«Строим дом»

2

57, 58,

«Мы играем»

3

59, 60

«У бабушки в деревне»