Урок окружающего мира по теме "Разнообразие животных"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, животные


Цели урока: познакомить учащихся с классификацией животных; выявить отличительные групповые признаки.

Задачи:

  • Обучающие: создать условия для актуализации и систематизации знания о классификации животных и их групповых признаках; формирования представлений о животных в процессе работы с текстом.
  • Развивающие: способствовать развитию критического мышления, умений ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширению кругозора учащихся.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру, культуры общения в группе со сверстниками, бережного и внимательного отношения к животным.

1. Я надеюсь, что наш урок получится интересным и увлекательным. А для этого нужно быть внимательными, наблюдательными и активно работать.

2. Сообщение темы с мотивирующим приемом «Яркое пятно». Звуковой файл с записью звуков, издаваемые разными животными. (1 мин)

Учитель: - Ребята, послушайте сейчас звуки и подумайте, кто их издает, одинаковые ли они?

Учитель: - Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь?

Ученики: - О разных животных.

Тема урока: Разнообразие животных. (Тема фиксируется на доске.)

- Ребята, а кто из вас знает, какая наука изучает животных? Зоология - зоо - животные, логос - наука. Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой.

- А люди, которые изучают науку зоологию? (Ответы детей: Ученые-зоологи)

- Давайте с вами представим себя учеными-зоологами и будем делить на группы животных и определять их отличительные особенности.

- Некоторые группы животных мы уже знаем. Предлагаю вам вспомнить отличительные признаки ранее изученных групп.

1. Дикие и домашние (слайд). На какие группы можно разделить этих животных? Каковы отличительные признаки каждой группы?

2. По степени питания (слайд). На какие группы вы могли бы разделить изображенных животных? Каковы отличительные признаки каждой группы?

3. Сейчас я вам буду называть признаки животных, а вы должны будете назвать группу, к которой принадлежит это животное. (ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА НАЗВАНИЕ ГРУППЫ ПРИКРЕПЛЯТЬ НА ДОСКУ)

- Эти животные обитают на суше и в воде. Тело покрыто голой влажной кожей. Назовите животных это группы. (Земноводные)

- У этих животных передние конечности - крылья. Тело покрыто перьями. (Птицы)

- Имеют шесть ног, четыре крыла. Имеют насечки на брюшке. (Насекомые)

- Тело покрыто шерстью. Выкармливают детенышей молоком. (Звери)

- Тело покрыто чешуей. Органы передвижения плавники. Органы дыхания жабры. (Рыбы)

- Эти животные преимущественно передвигаются ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или панцирем. (Пресмыкающиеся или рептилии)

4. Проблема. А в какую группу вы бы отнесли дождевого червя и морскую звезду.

В чем затруднение? Чего мы не знаем? (Почему вы допустили ошибку при выполнение этого задания? (Ответы детей: потому что не знаем, на какие группы разделить животных)

Вывод: Существуют другие группы животных. С новыми группами животных мы познакомимся в ходе исследовательской работы.

А какая будет цель наших исследований? (Выявить группы животных и определить их отличительные особенности)

ФИЗМИНУТКА

5. Дети распределяются на группы (групповая работа)

- У вас на парте в каждой группе есть карточка/конверт, в который вложены иллюстрации животных. При помощи учебника узнайте, как называется эта группа животных, найти общие признаки этих животных и расскажите об их особенностях.

- Помните, работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.

На доске - план:

  1. Рассмотрите иллюстрации.
  2. Определите, какой общий признак у этих животных.
  3. При помощи учебника узнайте, как называется эта группа животных. стр.88-89
  4. Прочитайте в учебнике статью про эту группу.
  5. Подготовьте рассказ о своей группе животных.

6. Самостоятельная работа учащихся

7. Выступление групп

(Представители групп выходят к доске (в соответствии с номером группы), прикрепляют на доску картинки животных, рассказывают, как называется данная группа, о её особенностях. (Сопровождается слайдами)

Итак, с какими новыми группами животных мы познакомились сегодня на уроке?

- Ребята, черви, моллюски, иглокожие, раки и паукообразные это беспозвоночные животные. Почему, как вы думаете?

8. Закрепление

1) Фронтальная работа.

Отгадайте животное по описанию и определите, к какой группе относится:

а) Широко распространённые обитатели пресных вод. Обладают хорошо развитой спирально закрученной в 4-5 оборотов раковиной. (Прудовик - моллюски)

б) Главным орудием труда и самообороны служат ему клешни. Без них ему никуда, своими цепкими клешнями он добывает себе пищу, и отбивается от врагов. (рак - ракообразные)

в) Его тело состоит из двух отделов. Передний - головогрудь - представляет собой сросшиеся в единое целое голову и грудь. Из нее растут восемь суставчатых ног. Другой отдел - брюшко. В нем находятся органы пищеварения, а также паутинные железы. (паук - паукообразные)

г) имеют мягкое тело, которое у многих из них защищено раковиной. (Моллюски)

д) имеют мягкое вытянутое тело разной формы, состоящее из множества сегментов или цельное, головная и хвостовая лопасть слабо выражены (черви)

2) Работа в паре (картинка). Найти лишнее животное в каждой группе.

3) Индивидуальная работа (работа в тетради)

Рефлексия деятельности.

  • Какую цель ставили?
  • Удалось ли её решить?
  • Что узнали на уроке?
  • Что понравилось на уроке?
  • Какое задание показалось трудным?
  • Почему?

- Оцените свою работу:

  • зелёный кружок - хорошо;
  • синий - недостаточно;
  • красный - не работал.

- Оценивание работы учителем, выставление отметок.

  • Учитель ставит оценку «5» тем, кто набрал максимум баллов и был на уроке активен, по мнению других товарищей.
  • Оценку «4» кто был активен, но были неточности в ответах, набрали 8-9 баллов.
  • Остальным ребятам нужно повторить материал еще раз.

Домашнее задание

1. Прочитать еще раз материал учебника и подготовить сообщения о каждой группе животных.