«Рост и воспитание детей — это большое, серьезное и страшно ответственное дело.»
Макаренко А.С.
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного роста и воспитания ребенка дошкольного возраста. Проблема взаимодействия педагогов и родителей сохраняет актуальность на протяжении многих десятилетий. Родители часто перекладывают ответственность за воспитание и развитие своих детей на образовательное учреждение, предъявляя множество требований и претензий. Воспитатели в свою очередь разводят руками и не могут понять, у кого ведущая роль и какова же их функция по отношению к родителям? Ответ на эти вопросы дают нормативные правовые акты. Закон определяет права родителей в вопросах образования детей, а ФГОС ДО и ФОП ДО конкретизируют содержание, формы и задачи взаимодействия педагогов с семьями.
Семейный кодекс и Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определили приоритетную роль родителей в образовании и воспитании детей. Тем самым завершили многолетнюю дискуссию о роли семейного и общественного воспитания. Но не секрет, что на практике воспитание оказывается сложным делом, а некомпетентный подход к нему приводит к серьезным последствиям.
Сегодня у каждого родителя есть доступ к огромному массиву информации в различных областях знаний, но не каждый готов и может соотносить ее с реальными жизненными ситуациями и грамотно применять. Как и много лет назад родители совершают ошибки в воспитании детей и нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке.
Поэтому одна из основных задач ФОП ДО – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
А основными ее принципами, установленными ФГОС ДО, являются: содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые); сотрудничество ДОО с семьей.
Как воспитателям выстраивать взаимодействие с семьей, помогать родителям и не нарушать их право на обучение и воспитание детей?
ФОП ДО предусматривает три направления взаимодействия с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
Диагностико-аналитическое направление
Педагогическая деятельность всегда строится на диагностической основе. Процесс взаимодействия с родителями также нуждается в диагностическом подходе, так как в каждой семье своя воспитательная практика.
Среди родителей воспитанников всегда найдутся зрелые, осознанные, компетентные и ответственные. Встречаются и такие семьи, которые выстраивают процесс воспитания ребенка ситуативно и интуитивно. Им не хватает информации, опыта, готовности быть ответственным и осознанным родителем. Информация о каждой семье, понимание ее взглядов на воспитание и установок помогает педагогу выстроить взаимодействие, оказать адресную помощь и поддержку родителям.
Диагностико-аналитическое направление позволяет всегда иметь обратную связь от родителей. Способы получить информацию могут быть разные. В начале года педагоги должны продумать, какие опросы и анкетирование они проведут, составить удобные для ответов и обработки вопросники. Важно выбрать оптимальное количество опросных форм, чтобы не вызвать раздражение у родителей.
Всегда следует помнить, что анкетирование проводится не ради опроса. Его цель – повысить эффективность взаимодействия с родителями. После сбора информации необходимо показать родителям, что изменилось в лучшую сторону.
Просветительское направление
Идея просвещения родителей насчитывает более ста лет, а педагог всегда был наделен просветительской функцией. Его воспринимали как носителя достоверных знаний – того, кто поможет разобраться в сложных вопросах. Сегодня просвещение – уже не просто трансляция информации от педагога к родителю. Это эффективное средство государственной поддержи семьи, помощи в становлении осознанного и компетентного родительства.
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет просветительскую деятельность как «деятельность вне рамок образовательных программ, деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Регулирует ее постановление Правительства от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности».
Педагоги вправе сами выбирать формы просветительской деятельности. Они зависят от содержания, готовности педагога и родителей к интерактивному взаимодействию, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, образовательных задач, возможностей.
Самые востребованные среди родителей – краткие форматы общения. Они предпочитают получать информацию с помощью цифровых технологий, сети Интернет, соцсетей. Педагоги при этом должны уделять большое внимание «обратной связи», учитывать образовательные потребности родителей, анализировать их воспитательную деятельность, вовлекать в диалог. Общение должно быть персонифицировано, иначе просветительская деятельность будет формальной.
Педагоги должны понимать, что информирование родителей по различным вопросам здоровья, воспитания, образования детей – только одна составляющая просветительской деятельности. Гораздо важнее помочь им осознать собственную воспитательную практику, увидеть ее сильные и слабые стороны, получить «банк» методов и приемов решения задач воспитания в семье, приобрести положительный опыт и обратную связь.
Консультационное направление
Консультирование – один из традиционных инструментов профессиональной деятельности педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, социальных педагогов и других специалистов. Педагоги ближе узнают жизнь семьи и оказывают помощь там, где она больше всего нужна. Родители начинают серьезно присматриваться к детям, задумываться над их воспитанием, а главное – убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Также ФОП ДО включает досуговую деятельность — совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Исходя из направлений, предусмотренных ФОП ДО, на протяжении многих лет в своей работе мы используем различные формы работы с родителями:
- групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы;
- информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей;
- журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей);
- сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; фотоотчеты, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей;
- досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
В конце августа традиционно совместно со старшим воспитателем был проведен установочное родительское собрание «Давайте знакомиться», где мы познакомились с родителями, провели анкетирование и рассказали о правилах и требованиях детского сада, о возрастных особенностях детей раннего возраста.
Получив запрос от родителей о помощи и сотрудничестве, проанализировав анкеты, учитывая все направления работы с семьей, совместно с педагогом-психологом мы создали практико-ориентированный проект «Школа молодого родителя». Срок реализации, которого – 1 год.
Основные участники проекта: родители (законные представители) детей, посещающих группу раннего возраста, воспитатели, специалисты ДОУ.
Цель проекта: обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи, повышение педагогической культуры молодых родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста, оказание консультативно-методической помощи молодым родителям.
Задачи:
- Повышать уровень педагогических знаний родителей в вопросах развития детей раннего возраста.
- Оказывать педагогическую помощь родителям в процессе воспитания и развития детей.
- Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы; прилагать усилия для партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.
Ожидаемый результат проекта:
- Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
- Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
- Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.
В начале работы над проектом мы проанализировали научную и методическую литературу, составили план работы с родителями, учитывающий различные формы работы:
- анкетирование;
- тематические консультации;
- семинары-практикумы;
- мастер-классы;
- памятки, рекомендации;
- онлайн журнал «Школа молодого родителя».
На протяжении сентября воспитателями и специалистами проводились анкетирование и индивидуальные консультации родителей по адаптации и актуальному развитию детей. В конце месяца было проведено родительское собрание на тему «Адаптация. Первый год в детском саду», на котором педагогом-психологом и воспитателями были подведены промежуточные итоги адаптации детей в группе. Воспитатели подчеркнули значимость развития элементарных гигиенических навыков, соблюдения режима дня. Педагогом-психологом были предложены адаптированные психологические сказки.
В рамках проекта в октябре был проведён семинар-практикум «Роль игры в развитии детей раннего возраста», цель которого - формирование у родителей представлений о развивающих играх и о необходимости использования их для своих детей не только в детском саду, но и дома.
На семинаре мы познакомили родителей с многообразием игрушек и развивающих игр для детей раннего возраста, обратили их внимание на большую значимость игр для ребёнка. На мастер-классах мотивировали родителей на использование полученных знаний в практической деятельности и созданию новых игр для детей: «Мозаика из пробок», «Собери бусы», «Походи в пробках», бутылки погремушки - которые обогатили предметно-пространственную среду группы.
Для определения осведомлённости родителей по теме «Игровая деятельность детей в домашних условиях», педагогом-психологом заранее было проведено анкетирование и проведены индивидуальные консультации.
Воспитатели разместили на стенде для родителей консультацию на тему «Роль игры и игрушки в жизни детей раннего возраста».
Работа Школы молодого родителя в ноябре была продолжена анкетированием родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников». Воспитателями была проведена консультация по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
Цель, проведенного семинара – практикума «Путешествие в страну сенсорию» - помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей раннего возраста и изготовить дидактические игры, направленные на развитие сенсорных навыков (цвета, форма, величина предметов, тактильных ощущений): «Бабочка и цветочек», «Разноцветный круг», «Найди по образцу».
В декабре прошел семинар-практикум «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Мы познакомили родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях.
Такие как игры с манкой и фасолью «Найди клад», «Помоги Золушке», игры с прищепками, которые пополнили дидактический материал группы.
На семинаре большое внимание было уделено играм с пальчиками «Расскажи сказку», пальчиковые гимнастики и массажи, с использованием художественного слова. Родители с интересом наблюдали за игрой своих детей.
В январе в рамках проекта мы провели мастер-класс «С мячиком су-джок играем моторику развиваем», познакомили родителей с методом «Су-джок терапии», и приёмами использования Су-джок мячей в развитии мелкой моторики.
В феврале запланированы семинар и мастер-классы «Игры с папой» с папами, для привлечения их в нашу школу и формированию осознанного воспитания детей.
Весной познакомим родителей с темами: «Развитие творческих способностей детей раннего возраста путём использования нетрадиционных материалов, техник и игровых приемов», «Играем – речь развиваем», «Бусоград».
По мимо проведения ознакомительно-практических встреч и консультаций мы выпускаем раз в квартал журнал «Школа молодого родителя», который состоит из познавательных и рекомендательных рубрик:
- игры дома,
- игры на прогулке,
- читаем с родителями,
- вопросы к психологу,
- творческая мастерская.
Родители проявили большую заинтересованность к информации, размещенной в журнале. Рубрика Творческая мастерская получила наибольший отклик в виде совместной продуктивной деятельности детей и родителей.
Хотя практические занятия нашей школы посещает небольшое количество родителей, мы стараемся охватить всех через личные консультации, информационные стенды, чаты сада и группы. Родители чаще стали интересоваться различными технологиями и играми, стали спрашивать совета у психолога по социализации и развитию детей, что позволяет обеспечить единый подход к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи. Мы планируем и в следующем году продолжать проект «Школа молодого родителя» и расширять компетентность наших родителей в области воспитания и развития уже в младшем дошкольном возрасте.