Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: орфографическая зоркость


ВВЕДЕНИЕ

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снижается (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).

Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение "видеть" орфограммы.

Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе проистекает:- во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы (в настоящее время четко определились две теоретические концепции русской орфографии: морфологическая и фонематическая);- во- вторых, из-за неразработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.

Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. В практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку младших школьников, направленный на повышение орфографической грамотности.

Предметом исследования являются методические приемы обучения орфографии русского языка

Цель работы представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- на основе анализа лингвистической и психолого - педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;

- определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;

- разработать методическую систему формирования орфографической зоркости и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе.

Для решения поставленных задач использованы следующие научно-исследовательские методы:

а) лингвистические (описательный, функциональный)

б) методические (социально педагогический - наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы, экспериментальный и статистический методы).

Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, И.А.Зимняя, С.Л.Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я.Лернер, М.С.Скаткин), труды по русской орфографии (Л.В.Щерба, А.М.Гвоздев, Л.Р.Зиндер, Р.Ф.Иванова), исследования по методике преподавания русского языка (М.Р.Львов, Н.Н.Алгазина, В.В.Бабайцева, А.В.Текучев).

Научная новизна исследования заключается в том, что по-новому интерпретированы методические приемы изучения орфографии.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании методической системы формирования орфографической зоркости учащихся начальной школы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут найти применение в школах.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

1.1. Лингвистические основы орфографии

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.

Почему наши дети так безграмотны? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны. Можно отметить ряд положительных факторов, т.е. факторов, порождавших надежду на улучшение результата в обучении правописанию.

Во-первых, упорядочены и расширены словарики непроверяемых слов по классам, прочно вошел в школьную программу "Орфографический словарь" П.А.Грушникова.

Во-вторых, уточнены "Нормы оценки знаний и умений учащихся", введено разграничение грубых и негрубых ошибок, введена оценка речи - словаря, синтаксиса, текста, введено понятие "речевые ошибки".

В-третьих, в программах стали формулироваться умения, которыми должны овладеть школьники, включая умения по правописанию.

В-четвертых, в учебниках, в частности в учебниках "Русский язык" Т.Г.Рамзаевой, Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, введены рассуждения по грамматике и орфографии, памятки (в сущности алгоритмы), уменьшено количество образцов выполнения упражнений, что свидетельствует о повышении уровня логической работы учащихся, их самостоятельности, уровне их познавательной активности.

Но для оценки сложившегося положения в обучении правописанию отметим ряд отрицательных факторов. Во-первых, понижение уровня чтения, особенно самостоятельного. Начальная школа стала выпускать детей, владеющих скоростью чтения 85 слов в минуту при нормальном чтении 120 слов, причем, и этого уровня (85 слов) достигают 80-90% учащихся. В последние годы существенное снижен у детей читательский интерес. Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение - одна из причин неблагополучия в правописании.

Во-вторых, несомненное понижение уровня познавательного интереса учащихся. Мотив "нужно" и "требует учитель" теперь не срабатывает, система правил трудна, нередко предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных.

Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. Орфография - общепринятая система правил написания слов. По своему происхождению слово орфография восходит к греческим словам "orfos" - "прямой", "правильный" и "grapho" - "пишу", т.е. буквально означает "правильно пишу".

Русская орфография состоит из пяти основных разделов:

  1. Передача буквами фонемного состава слов.
  2. Слитные, раздельные и дефисные написания слов и их частей.
  3. Употребление прописных и строчных букв.
  4. Перенос части слова с одной строки на другую.
  5. Графические сокращения.

Существуют различные подходы к решению орфографические проблем в школе. Два пути овладения навыками правописания описаны в методической литературе. Еще в прошлом столетии начались горячие споры между сторонниками грамматического и антиграмматического направления в методике обучения правописанию. Длительный период споров завершился недавно безоговорочным признанием положения, согласно которому наилучшие условия для формирования орфографического навыка создаются, если вначале он складывается как действие полностью осознанное. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л.И.Божович, Д.Н.Богоявленскому, С.Ф.Жуйкову, а также известным ученым-методистам А.М.Пешковскому, А.Н.Гвоздеву, Н.С.Рождественскому. Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены фонетические, лексические и другие особенности слова. Было доказано, что успешность обучения правописанию зависит от того, насколько современно, глубоко и правильно осознает учащийся особенности слова как языковой структуры.

Существуют следующие принципы правописания:

  • морфологический;
  • фонематический;
  • традиционный;
  • дифференцирующий;
  • фонетический.

Морфологический принцип основан на одинаковом написании (независимо от их произношения) морфем значащих частей слова. Написание корня "вод" - сохраняется, например, единым во всех словах с этим корнем: вод-а, вод-ный, вод-янка, вод-о-воз. В то же время произношение этого корня в разных словах является различным: [вад] а, [вод] ный, [вад] янка, [въд] овоз.Таким же образом соблюдается единство написания одной и той же приставки (за немногими исключениями), одного и того же суффикса, одной и той же флексии. Постоянная, систематическая работа учащихся по проверке орфограмм на основе морфологического принципа способствует усвоению состава слова, словообразования, обогащению словаря - ведь необходимо все время подбирать родственные, проверочные слова.

Фонематический принцип гласит: «Одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во все ее видоизменениях, как бы они ни звучала в том или ином фонематическом положении. В результате получается, что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково». Из фонематического принципа вытекают три обобщенных правила, на которых базируется русская орфография. Первое правило - безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: "тропинка" - потому что "трупы"; в "корзинк(е)" - потому что в "рукй". Второе правило - "сомнительные" согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными (сенсорными и в): "глаз" - потому что "глаЗа", "колоски" - потому что "колоСок". Третье правило - мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твердым согласным или на конце слова: "бантик" - потому что "баНт"; "встанька - потому что "встаНЬ".

Исторический принцип русской орфографии заключается в таком традиционном написании слов, при котором буквенный состав последних соответствует не современному их произношению, а прежнему, устаревшему для нашего времени. Русская орфография складывалась в процессе длительного исторического развития, поэтому в ней с течением времени образовалось много написаний, не отражающих своевременные произносительные нормы. В словах русского языка после букв "ж" и "ш" пишется "и", например: жизнь, шило. Это написание отражает древнерусское произношение, когда шипящие согласные звуки [ж'] и [ш'] были мягкими. Влиянием старославянского языка объясняется написание приставок раз-, рас-: расписание, развалить, рассказать - вместо исконно русских роз-, рос- (розвальни, роспись).

Дифференцирующими написаниями называются такие, в которых одинаково произносимые слова на письме обозначаются по-разному. С помощью дифференцирующих написаний различаются разные лексемы: компания - компания друзей и кампания - посевная кампания; туш - особый вид музыкального произведения и тушь - особый вид чернил для письма. Дифференцирующее значение имеет употребление прописной и строчной букв (орел - птица, Орел - название города). К числу дифференцирующих относятся некоторые случаи слитных и раздельных написаний: Работа выполнена не плохо (плохой назвать ее нельзя). Работа выполнена неплохо (т.е. хорошо).

Фонетический принцип орфографии предполагает такое написание слов, при котором их буквенный состав максимально приближается к звуковому. В написаниях, основанных на фонетическом принципе, буквенный состав слов соответствует их фонетическому составу (дом, пол). На фонетическом принципе основано, например, правописание приставок без-, воз-, низ-, из-, раз-, роз-, чрез-, вз- и др. Эти приставки мы пишем то с буквой "з", то с буквой "с" в зависимости от того, какой конечный звук этих приставок нами произносится в различных словах (без-брежный, но бес-пощадный; из-бранный, но ис-полненный). Фонетическими являются написания корней некоторых слов, например: зар-я - зорь-ка; руч-ной - дву-руш-ничать; подскок - скак-ать.

1.2. Понятие об орфограмме. Типы орфограмм

При изучении особенностей усвоения орфографии нужно прежде всего дифференцировать орфограммы. Существуют разные определения понятия "орфограмма".

Орфограмма - это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.

Орфограммой называют то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный.

Теоретическую основу обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:

1. Несовпадение буквы и звука.

2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие "опасные" звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

  • гласные - а, о, и, е;
  • пары звонких и глухих согласных;
  • сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  • сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
  • согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;
  • повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;
  • мягкие согласные (особенно "л" мягкое) также относятся к числу "опасных";
  • "опасными позициями" в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.

3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.

Знания типов орфограмм и элементарный опыт их определения помогает ученику в отыскивании орфограммы, придают поиску определенность.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;

Обычно принято считать, что главный признак орфограммы - это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слышат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под диктовку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может по всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним:
а) гласные о--а, и--е;
б) пары звонких и глухих согласных б--п, г--к, в--ф и т.д.;
в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;
г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);
д) сочетания нч, нщ;
е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];
ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфограммы могут встретиться в приставке, какие - в корне, какие - в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что это приставка.

Важнейшие орфограммы, изучаемые в начальной школе

№ п/п

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения;
б) гласные а, о, и, е;
в) место в слове

2

Звонкие и глухие со-гласные

а) парные согласные б--п, г--к, в--ф, д--т, з--с, ж--ш;
б) место в слове (в корне, в абсолютном конце слова или перед согласным)

3

Непроизносимые со-гласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.;
б) место в слове

4

Разделительный ь

наличие звука [й] после мягкого согласного, наличие гласных я, е, ю, ё

5

Разделительный ъ

а) наличие звука[ й] после согласного, наличие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [й]);
б) место орфограммы: на стыке приставки, оканчивающейся на согласный, и корня

6

Раздельное написание предлогов, слитное на-писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или приставкой;
б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

7

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква;
б) значение слова: название или имя

8

Заглавная буква в начале предложения

а) место в слове: первая буква;
б) место в предложении: первое слово

9

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

10

ь на конце имен суще-ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мягких шипящих ч и щ или всегда твердых ш и ж;
б) часть речи: имя существительное;
в) род: мужской или женский

11

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании;
б) наличие в окончании безударного е--и;
в) часть речи: имя существительное

12

Правописание окончаний имен прилагательных -ого, -его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов

а) часть речи: глагол;
б) место: в окончании слова;
в) наличие знакомых окончаний - ут -- ют, - ат--ят, отсутствие ударения;
г) время глагола: настоящее или будущее

Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:

1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;

2) орфографическое поле, необходимое для проверки;

3) опознавательные признаки данной орфограммы;

4) умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.

1.3. Анализ программ и учебников

Содержание о построение курса русского языка определяется программой. Действующие программы по русскому языку для начальной школы ориентированы на приобретение первоначальных сведений по всем разделам науки о языке. В настоящее время преподавание русского языка в начальной школе ведется по программе средней общеобразовательной школы. Русский язык. 1-4 класс. Главная функция нашего учебника - это руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает основной цели развивающего обучения. При этом значительная роль отведена проблемному методу изложения знаний, проблемным заданиям. На основе программы построены учебники «Русский язык» для первых-четвертых классов под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Рассмотрим, как в этих учебниках реализуется процесс формирования орфографической зоркости младших школьников.

Орфографические правила по программе изучаются во втором - четвертом классах (связи с распределением учебного материала по фонетике и графики второй класс словообразованию и морфологии четвертый класс). Прочному усвоению материала, как подчеркнуто в программе, способствует повторение. Поэтому значительное место отводится повторению тем, которые изучаются несколько этапов. Учебники включают такое содержание, имеют такую структуру и такие задания, которые активизируют мыслительную деятельность, создают условия для раскрытия их творческих способностей. Сведения по орфографии в учебниках даны строго в соответствии с программой и предполагает большой объем теоретического материала и обучение правописанию на грамматической основе. Решающая роль в учебниках отводится теоретическим знаниям, а на их основе строятся орфографические упражнения. Упражнения строятся на таких принципах:

  1. Большой объем словарного материала
  2. Преобладание упражнений с грамматическими заданиями
  3. Большое количество вопросов, подготавливающее учеников к восприятия нового материала
  4. При изложении материала широко применяется индукция
  5. Присутствие достаточного числа упражнений на подбор собственных примеров.

Учебники строится с учетом единообразия требований к содержанию, структуре, подбору дидактического (языкового) материала, методам, приемам, формам его анализа и обобщения, системе учебных заданий, которые определяются дидактическими принципами и типическими свойствами методической системы обучения, направленного на общее развитие младших школьников. Особенности учебника обусловливают определенную организацию процесса обучения и педагогического руководства учебно-познавательной деятельностью школьников. При выполнении заданий повышенной трудности учащимся предлагаются варианты помощи, что связано с реализацией одного из свойств методической системы развивающего обучения -- свойства вариантности, учитывающего прежде всего индивидуальные особенности школьников. Упражнения, подводящие к выводу, лучше выполнять коллективно. Для коллективной классной работы следует использовать и такие упражнения, в которых от детей требуется придумать слова или предложения в соответствии с грамматическим заданием.

Большое внимание нужно уделять повторению пройденного материала. В учебнике нет разделов, специально посвященных повторению. Оно должно органически связываться с изучением нового материала. Работу над упражнениями следует организовывать так, чтобы шло сопоставление новых знаний с ранее изученными.

Учебники содержит большое количество отрывков из художественных произведений. Очень важно использовать этот материал не только для грамматического анализа, но и для выявления выразительных средств языка и его эстетического воздействия на читателя. Целесообразно связывать выполнение этих заданий с работой по стилистике.

Вывод по главе

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие). Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.

См. продолжение статьи