Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Математическая шкатулка», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Актуальность программы определена тем, что она предназначена для развития математических способностей учащихся. Во время работы кружка формируются элементы логической и алгоритмической грамотности. Занятия способствуют формированию коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель и задачи программы:
Цель программы: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи программы:
задачи в обучении:
- учить применять математическую терминологию;
- дать представления о старинных системах записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию математической символики;
- формировать умения пользоваться интернет-ресурсами и справочной литературой;
- дать представление о свойствах простейших геометрических фигур на плоскости;
- совершенствовать умения использовать различные приемы решения задач.
задачи в развитии:
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности
- развитие умения делать доступные выводы и обобщения;
- развитие умения обосновывать свои мысли;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
задачи в воспитании:
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- воспитание умения работать в группе;
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
- воспитание понимания значимости математики для научно-технического прогресса;
- воспитание инициативы, ответственности, самодисциплины.
Новизна и отличительные особенности данной программы
При создании программы мною было изучено 5 программ (см. список литературы). Сопоставительный анализ позволяет выделить в качестве новых аспектов следующее: данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. В нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический материал, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Введение заданий такого характера способствует подготовке учащихся к участию в математических конкурсах. Является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в различных муниципальных, Всероссийских, дистанционных интернет - конкурсах.
Возраст обучающихся по программе: учащиеся с 7 до 8 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы и режим занятий: очная, групповая.
Срок реализации программы: 36 занятий за 1 учебный год с 03.09. по 30.05.
Продолжительность занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 мин. (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв)
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
В результате занятий в кружке учащиеся должны
знать:
- старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;
- названия больших чисел;
- правильно применять математическую терминологию;
- приёмы быстрого счёта;
- методы решения логических задач;
- свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
В результате занятий в кружке учащиеся должны
уметь
- пользоваться приёмами быстрого счёта;
- решать текстовые задачи;
- составлять план решения задач;
- использовать различные приёмы при решении логических задач;
- решать геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
- решать математические ребусы;
- работать с дополнительной литературой, справочниками, интернет-ресурсами.
По окончании программы:
Программные требования к уровню воспитанности:
у учащихся проявятся
- чувства справедливости, ответственности;
- толерантное отношение к членам группы;
- отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
- понимания значимости математики для научно-технического прогресса;
- инициатива, ответственность, самодисциплина.
Программные требования к уровню развития:
будут сформированы следующие способности:
- внимательность, настойчивость, целеустремленность;
- умение преодолевать трудности;
- умения делать доступные выводы и обобщения;
- умения обосновывать свои мысли;
- самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и содержание итоговых занятий:
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики» - Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения «Слагайки и Вычитайки».
- Блиц-турнир по решению задач.
- Познавательная игровая программа «Весёлый интеллектуал».
- Всероссийский олимпиада «Математика плюс»
Способы фиксации учебных результатов программы:
- участие в школьных, районных, городских конкурсах;
- участие в олимпиадах различного уровня;
- создание портфолио, где предусматривается хранение работ, отчетов, грамот, благотворительных писем.
Методы выявления уровня воспитанности:
- анкетирование.
Методы выявления результатов развития:
- Анализ творческих достижений учащихся (начало-конец учебного года)
- Тестовые, контрольные задания детям (творческие и практические);
- Анализ поведения учащихся на занятиях, заинтересованность предметом;
- Анализ достижения воспитанников, картотека учета достижений детей;
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в школьных, районных, городских конкурсах;
- участие в олимпиадах различного уровня;
- создание портфолио, где предусматривается хранение работ, отчетов,
- грамот, благодарственных писем.
Учебно-тематический план работы объединения «Занимательная математика». 1 класс
Название темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Математика - это интересно. Зачем изучать математику |
0,5 ч. |
0,5 ч. |
- |
анкетирование |
Инструктаж по технике безопасности. Водное занятие |
0,5 ч. |
0,5 ч. |
- |
|
Раздел 1 «Математика - точная наука» |
4 ч. |
1,5ч. |
2,5ч. |
|
Математика вокруг нас |
1ч. |
0,5 ч. |
0,5ч. |
|
Развитие концентрации внимания |
1ч. |
- |
1ч. |
|
Из истории чисел и цифр
|
2ч. |
1ч. |
1ч. |
Познавательная игровая программа «Весёлый интеллектуал» |
Раздел 2 «Развитие познавательных способностей» |
21 ч. |
7 ч. |
14 ч |
|
Игра «Лестница-чудесница» |
1ч |
- |
1ч |
|
Игра на развитие восприятия. «Скопируй рисунок» |
2 ч. |
1 ч. |
1 ч. |
|
Графические диктанты |
2 ч. |
1ч. |
1ч. |
|
Игры «Угадай цифру», «Назови число», «Золотой ключик» |
2ч |
1ч. |
1ч |
|
Игра «Путешествие на Луну»
|
1 ч
|
-
|
1ч
|
|
Создание математической газеты |
2ч |
2ч. |
||
Игра на развитие внимания. «Расставь числа в возрастающем порядке». Математические раскраски |
2ч. |
1 ч. |
1ч. |
|
Игра на развитие памяти. « Нарисуй по памяти в таком же расположении». Математические раскраски |
3 ч. |
1 ч. |
2ч. |
|
Игра на развитие логического мышления. «Какой фигуры не хватает?» Тест «Проверь себя» |
3 ч. |
1 ч. |
2 ч. |
Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики». Тест |
Решение головоломок и ребусов |
1 ч. |
- |
1 ч. |
|
Раздел 3 «Текстовые задачи» |
10ч. |
1 ч. |
9 ч |
|
Занимательные задачки. |
1 ч. |
- |
1 ч. |
|
Учимся решать логические задачи. Задачи на сообразительность |
1 ч. |
- |
1 ч. |
|
«Путешествие в страну чисел» |
1 ч. |
- |
1 ч. |
|
Игра-путешествие «В супермаркете» |
1 ч. |
1 ч. |
||
Проект «Мудрая Сова» |
1 ч. |
- |
,1 ч. |
|
Математические сказки |
1 ч. |
1 ч. |
||
Весёлые задачки. Графические диктанты |
1 ч. |
- |
1 ч. |
Конкурс |
Математическая эстафета. Тест «Проверь себя» |
2 ч. |
1ч. |
1 ч. |
Познавательная игровая программа «Весёлый интеллектуал»
|
Итоговое занятие «Что узнали? Чему научились?» |
1 ч. |
1 ч. |
викторина |
|
Итого |
36ч. |
10,5 ч. |
25,5 |
Примерный календарно-тематический план
Содержание программы
1. Вводное занятие. 1 час
Теория (0,5 ч.) - Знакомство учащихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Инструктаж по технике безопасности.
Практика (0,5 ч.) - Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Тест
2. Раздел 1 «Математика точная наука». 4 ч.
Теория - «Математика вокруг нас» (2 ч.) (беседа), «Из истории чисел», «Как люди научились считать», «Графические диктант», «Путешествие по лабиринту»
Практика - Развитие концентрации внимания (2 ч):
Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е», Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого), «Дорисуй рисунок», «Подсчет элементов», «Сыщики», «Жук на полянке», «Слова и цвета».
3. Раздел 2 «Развитие познавательных способностей» 21ч.
Теория: 7 ч. «Скопируй рисунок» (1ч.). «Графические диктанты» (1ч). «Угадай цифру»(1ч). «Путешествие по лабиринту» (1 ч), Игра на развитие внимания (1 ч). Игры на развитие памяти (1ч). Игры на развитие логического мышления. Решение головоломок и ребусов (1ч).
Практика: 14 ч - Игра «Лестница-чудесница» (1 ч), «Скопируй рисунок» (1ч.), «Графические диктанты» (1 ч). «Угадай цифру», «Назови число», «Золотой ключик» (1 ч). «Путешествие на Луну» (1 ч.). «Путешествие по лабиринту» (1 ч). «Создание стенгазеты» (2 ч). «Расставь числа в возрастающем порядке». Математические раскраски (1ч.), «Нарисуй по памяти в таком же расположении» (1 ч), Игры на развитие логического мышления, «Какой фигуры не хватает?» Тест «Проверь себя». Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики» (2 ч). Решение головоломок и ребусов (2 ч).
4. Раздел 3 «Текстовые задачи» 10 ч.
Теория: 1 ч - «Путешествие в страну чисел», «Веселые задачи», «Графические диктанты» (1ч).
Практика: 9 ч - «Занимательные задачки» (1ч). «Учимся решать логические задачи», «Задачи на сообразительность» (1ч). «Путешествие в страну чисел» (1ч). Игра "В супермаркете" (1ч). Проект "Мудрая сова" (1ч). Математические сказки (1ч) Путешествие в страну чисел (1ч). Веселые задачи, графические диктанты (1ч). Математическая эстафета. Тест «Проверь себя». (1ч)
Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Список литературы
- Программа кружка «Занимательная математика». Автор Л.Н.Васильева http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2013/01/30/programma-kruzhka-zanimatelnaya-matematika. Опубликовано 30.01.2013.
- Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика». Автор Л.А.Иванова. http://festival.1september.ru/articles/650180/. Опубликовано 27.04.2015.
- Дополнительная образовательная программа кружка «Занимательная математика». Автор Е.А.Шепелева http://school2ur.narod.ru/programma_kruzhka_zanimatelnaja_matematika_2klass.pdf. Опубликовано 30.08.2018.
- Дополнительная образовательная программа кружка «Хочу все знать». Л.В.Шакирова http://www.maam.ru/obrazovanie/kruzhkovaya-rabota опубликовано 18.11.2012.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей)
- Тетрадь на печатной основе «Занимательная математика» Л.А.Иляшенко. Москва МТО ИНФО 2021.
- Тетрадь на печатной основе «В стране математики» В.Г.Голубь. Воронеж М-книга 2020.
Интернет-сайты
- http://pedrazvitie.ru/?yclid=3133783054909966353
- http://www.nachalka.com/
- www.center.fio.ru
- http://nsc.1sept.ru
- http://www.zankov.ru
- http://school-collection.edu.ru
- http://www.n-shkola.ru/