Подростковый возраст - важный этап формирования личности, когда творчество может стать значимым в процессе самовыражения и самоидентификации. Творческая деятельность в «Артеке» выполняет одну из главных воспитательных функций, поскольку помогает подросткам не только осваивать новые навыки, но и формировать позитивные ценности, такие, как: ответственность, трудолюбие, стремление к достижению целей. Творчество становится важным механизмом воспитания, развивая у детей стремление к познанию, экспериментированию и самореализации, предоставляет им возможность понимать свои сильные стороны, развивать уверенность в своих способностях, а также расширяет поиск новых интересов и целей.
В «Артеке» творчество является неотъемлемой частью воспитательного процесса и играет ключевую роль в раскрытии потенциала каждого ребёнка. С первых месяцев существования «Артека» в лагере велась кружковая работа, благодаря которой тысячи детей приобрели трудовые навыки и нашли своё призвание. Первые наставники (вожатые и сотрудники лагеря) делились с детьми своими увлечениями и умениями. Занятия по стрельбе, сапожному делу, кройке и шитью, изготовление поделок из природных материалов (с 1925-1930 годов), кружки авиамоделирования, столярного дела, слесарного дела, юных художников и моряков и др. (с 1930-х годов), кружки по различным направлениям технического и прикладного творчества (с 1945-1950-х годов). В 1960-70-е годы прошлого века была создана четкая система кружков, охватывающая науку, технику (технические и модельные кружки) и общественно-полезный труд. В 1970-х годах был создан централизованный отдел технического творчества. Со временем название структуры менялось, но расширялась сеть кружков. С 1986 года в «Артеке» работало уже 8 лабораторий и более 22 кружков по 18 профилям, а также автошкола и картинг. В целом функционировало более 40 кружков. Занятия в кружках не только развивали у детей практические умения, но и помогали им находить своё призвание и формировать интерес к различным сферам жизни.
Постепенно в «Артеке» была создана целая система творческого воспитания, которая продолжает успешно функционировать до сих пор. Сегодня кружки - это студии, реализующие дополнительные общеразвивающие программы в структуре Центра дополнительного образования. Каждый артековец выбирает направление, в котором будет учиться в течение 21 дня, открывая для себя новые знания и навыки. Программы студий охватывают как народные промыслы, так и современные технологии, способствуя личностному развитию и интересу к обучению: астрономия и астрофография, витражная роспись, вышивка картин, дизайн и рукоделие, живопись и графика, квилинг, керамика, мир искусства, моделирование игрушек, музыка и танцы, мягкая игрушка, музыкальный театр, обереги, робототехника и программирование, пирография, печатная графика, 3D-печать с элементами сканирования и многие другие. Независимо от уровня подготовки, каждый ребенок находит занятие по душе. Педагоги обеспечивают поддержку и обратную связь.
Многие студии работают в рамках инклюзивного образования. В Программе воспитания детского лагеря ФГБОУ «МДЦ «Артек» зафиксировано: «Центром дополнительного образования и управлением по физической культуре спорту и туризму разрабатываются дополнительные модули в программы дополнительного образования, в том числе для детей с нарушением слуха - «Фитодизайн. Сухоцветы», «Обереги», «Мастер керамист»; для детей с нарушением зрения - «ЭкоГрад. Про», «Обучение игре на гитаре», «Керамика.Арт»; для детей с нарушением речи - «Вышивка картин», «Моделирование игрушек», «Фотовидение»; для детей инвалидов-колясочников - «Керамика» и др.».
Разнообразные возможности творческого самовыражения предоставляются детям за программой традиционного общеартековского события - «Город мастеров». Это «уникальная интерактивная площадка для развития и реализации различных способностей детей. Артековцы становятся участниками мастер-классов прикладного творчества и профильных отрядов, а также театральных, танцевальных, инструментальных, музыкальных спортивно-туристических станций, организованных педагогами центра дополнительного образования» (Программа воспитания детского лагеря ФГБОУ «МДЦ «Артек»).
Детское творчество в «Артеке» находит свое яркое выражение благодаря множеству студий, каждая из которых предлагает уникальные возможности для самовыражения и развития талантов, поддержки и вдохновения. Это разнообразие позволяет каждому ребенку найти занятие по душе и раскрыть свой потенциал, что делает пребывание в «Артеке» незабываемым опытом для каждого юного творца. Участие в студиях дополнительного образования в «Артеке» не только помогает подросткам раскрыть свои творческие способности, но и развивает важные для жизни навыки - нестандартное мышление, самостоятельность в принятии решений, критический анализ и умение работать в команде, что делает творческую работу в «Артеке» незаменимой частью образовательного процесса. Например, в студии «Пирография» подросткам предоставляется возможность выполнять работы, которые требуют творческого подхода и выхода за рамки привычного. Постоянная практика решения задач в непривычных условиях учит их смотреть на проблемы под разными углами, что способствует развитию гибкого мышления. Подростки могут экспериментировать с материалами, идеями и технологиями, пробовать разные подходы к решению задач. Здесь они не сталкиваются с жёсткими рамками и стандартными решениями, а напротив, поощряются к поиску оригинальных идей. Это развивает у них умение мыслить нестандартно, генерировать новые идеи и видеть решения там, где их не находят другие.
Анализ многолетней практики творческих кружков/ студий, опыт коллег, собственный опыт педагогической деятельности (более 40 лет) позволяет сделать выводы, что студии дополнительного образования в условиях МДЦ «Артек» играют важнейшую роль в творческом самовыражении подростков, что проявляется через следующее:
- образовательная среда «Артека» сочетает в себе элементы активного отдыха и творчества;
- многообразие программ дополнительного образования, построенных на интерактивном обучении, способствует развитию критического мышления и креативности;
- творчество в студиях позволяет подростку почувствовать себя создателем чего-то нового и уникального, что помогает укрепить уверенность в себе, развить креативное мышление и самостоятельность;
- в процессе творческой работы подростки получают не только индивидуальное развитие, но и социализируются, поскольку, работая в парах/в командах, они учатся взаимодействовать друг с другом, обсуждать идеи и принимать совместные решения;
- развитие коммуникативных навыков, уважение к мнениям других (ровесников и взрослых) развивает чувство ответственности за общий результат;
- творческий процесс часто сопровождается неудачами и ошибками - участие в студиях учит подростков воспринимать эти моменты как часть пути к успеху, поскольку, преодолевая трудности, они развивают стойкость и уверенность в том, что могут справиться со многими вызовами;
- обратная связь и признание успешных творческих достижений дают возможность подросткам получить признание за свои усилия - положительная обратная связь от наставников и сверстников укрепляет их уверенность и повышает мотивацию продолжать заниматься творчеством;
- творческая деятельность помогает подросткам преодолевать страхи и сомнения (например, успехи на сцене, в мастерских или выставках формируют уверенность в своих силах), и уверенность переносится и на другие сферы жизни - учебу, общение с ровесниками и взаимодействие со взрослыми;
- природа «Артека» играет важную роль в развитии креативности подростков - наблюдение за красотой окружающего мира способно вдохновлять их на создание собственного творчества, ведь природные элементы становятся не только фоном, но и активным участником этого творчества.
Таким образом, можно сделать вывод, что студии дополнительного образования в условиях «Артека» играют значимую роль в процессе самовыражения подростков. Творческая деятельность помогает им раскрывать внутренние переживания, эмоции и мысли через различные жанры искусства, что особенно важно в подростковый период, когда формируется личная идентичность и самосознание. Участие в студиях дополнительного образования способствует развитию у подростков навыков нестандартного мышления и принятия самостоятельных решений, поскольку в процессе выполнения творческих проектов дети сталкиваются с задачами, требующими креативного подхода, анализа и самостоятельного поиска решений, что положительно сказывается на их познавательных способностях и уверенности в своих силах. Опыт, полученный в студиях дополнительного образования, помогает подросткам не только в период нахождения в «Артеке», но и в дальнейшем, оказывая влияние на их жизненные цели и выбор профессии. Развитие творческого потенциала, уверенности в себе и навыков решения задач создаёт прочную основу для успешного взросления и самореализации в будущей жизни.
Литература
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Москва // Мышление и речь: сборник / Л.С.Выготский. - Москва: Астрель. - 2011. - С. 467-564.
- Иванов А.А. Город, где раскрываются таланты детей // АРТЕК - СО-БЫТИЕ: информационно-методический журнал. - 2011. - №1 (1). - С. 59-61.
- Программа воспитания детского лагеря ФГБОУ «МДЦ «Артек» // АРТЕК - СОБЫТИЕ: информационно-методический журнал. - 2023. - № 23. - С. 67-91.
- Свистов В.Т. Летопись Артека: год за годом. - Запорожье: Берегиня. - 1990. - 345 с.