Образовательный проект: "Формирование представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Паспорт образовательного проекта

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Тема образовательного проекта на 2024-2025 г.

«Формирование представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала, в ходе реализации детских проектов»

Постановка проблемы:

По результатам мониторинга у дошкольников не сформированы представления о своей национальности. На современном этапе в мировом масштабе происходят процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада.

Исследование закономерностей развития межпоколенных стабильных общностей (этносов), возрождение их культуры посредством образовательных систем становится актуальной проблемой, приобретает важное значение в формировании личности современного человека.

Причины: (формулировки с «не» и «нет»)

  1. Если у дошкольников не воспитывать любовь к малой Родине, то у них не сформируется осознание ее многонациональности и многоаспектности, а также толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
  2. Если у ребенка не формировать духовные ценности, основанные на традициях народа, которые составляют главное в жизни и поведении каждого человека, то ребенок не сможет сделать выбор между добром и злом в конкретной ситуации, выбор, который он совершит не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости.
  3. Если не понимать, что для ребенка важно то, что он видит, чувствует, переживает в дошкольном возрасте, то невозможно сформировать качества личности, образующие индивидуальность человека, поэтому так важна правильная организация его духовно-нравственного воспитания с самого раннего детства.
  4. Если не закладывать основы духовно-нравственных ценностей на традициях народа, окружающего мира, поведения близких и дорогих людей, их реакцию на поступки и высказывания других, то в будущем мы сможем увидеть эгоистичного, злого, ленивого, не способного на хорошие поступки человека.
  5. Если не формировать знания о стремлении народов сохранить свою самобытность, с помощью возрождения их культуры посредством образовательных систем, то данная проблема никуда не исчезнет и никогда не разрешится сама собой.

Цель: (вытекает из проблемы)

Цель: Формирование представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала.

Задачи: (вытекают из причин)

Задачи:

  • Создавать условия для формировании представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства с помощью образовательных систем: библиотека; СКЦ; театр; ДКЦ.
  • Использовать разнообразные формы, эффективные приемы и средства работы, в процессе формирования у дошкольников интереса к музыкальным традициям народа Среднего Урала в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства.
  • Развивать представления дошкольников о духовно-нравственных ценностях, где основной целью жизни становятся вечные, неизменные человеческие ценности.
  • Организовать взаимодействие и информировать педагогов и родителей по теме педагогического проекта: «Формирование представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала, в ходе реализации детских проектов»

Методологическая основа: (технологии. программы)

  • О.А.Трофимова, О.В.Толстикова, Н.В.Дягилева, О.В.Закревская; Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». - Екатеринбург: ГАОУ ДПОСО «ИРО», 2019. - 438с.
  • Белоусова Р.Ю. «С чистым сердцем» парциальная программа духовно - нравственного воспитания детей 5-7 лет/ М: ОО «Русское слово - учебник», 2019 г. (ФГОС ДО ПМК «Мозаичный парк»).

Предполагаемый результат: исходя из задач)

  1. Созданы условия для формирования представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства.
  2. Сформированы духовные ценности, основанные на традициях народа, которые составляют главное в жизни и поведении каждого человека, ребенок способен сделать выбор между добром и злом в конкретной ситуации, выбор, который он совершит не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости.
  3. Сформированы духовно-нравственные качества личности, образующие индивидуальность человека.
  4. Родители проинформированы, о том, что если с раннего возраста не закладывать основы духовно-нравственных ценностей на традициях народа, окружающего мира, поведения близких и дорогих людей, их реакцию на поступки и высказывания других, то в будущем мы сможем увидеть эгоистичного, злого, ленивого, не способного на хорошие поступки человека.
  5. Налажено взаимодействие с образовательными системами для формирования у дошкольников представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала.

Мониторинг в сравнении: (ФОП)

Два раза в год (начало и конец года)

Период реализации проекта:

2024-2025 г.

Продукт:

  1. Образовательный проект, представленный для педагогов и родителей ДОУ.
  2. Определены средства формирования представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства.
  3. Разработаны детские проекты:
    - «Наш веселый хоровод» (приложение № 1);
    - «Мы - татары»; (приложение № 2)
    - «Мы - башкиры»; (приложение № 3)
  4. Создана предметно-развивающая среда:
    - оформлен иллюстративный материал: «Народы России - музыкальные инструменты; национальные костюмы;
    - сценарии мероприятий: «Ярмарка»; Масленица»; «Рождественские колядки»; «Пасха»; «Спасовки»; «Ивана Купала» и др.;
    - сценарии сказок: тат.нар сказка «Три дочери»;
    - видеозаписи народных танцев;
    - альбом: «Уральские игры;
    - альбом: «Игры разных народов»
  5. Разработаны консультации для родителей по теме проекта «Формирования представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала в ходе реализации детских проектов»

Способ презентации результатов реализации проекта: (где и каким образом планируете продемонстрировать успешный опыт)

  1. Педагогические чтения на уровне ДОУ в 2024-2025 г. по теме проекта: «Формирование представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала, в ходе реализации детских проектов»
  2. «Представление педагогического опыта с образовательным проектом на фестивале пед. идей «Первое сентября»
  3. Участие дошкольников в конкурсах различного уровня.
    • Музыкально-ритмическая деятельность дошкольников: татарский танец; русский народный; башкирский танец; лезгинка; танец народов севера «Якутяночка»; ярмарка, на мероприятиях ДОУ.
    • Сформирована игровая деятельность - КОП: «игры разных народов»
    • Развита способность игры на Д.М.И. и нетрадиционных инструментах: Игра на ложках; игра на кубиках Никитина (А.Шалов «Балалайка»; П.Чайковский «Танец Феи Драже»)
  4. Проведены детские праздники и развлечения совместно с родителями: «Ярмарка»; «Масленица»; «Рождественские колядки»; «Пасха» и т.д.

Приложения 1-5

Обоснование необходимости проекта

Проблема:

Быстро изменяющиеся экономические, социальные и психологические процессы, которые происходят в современном и противоречивом мире, всё чаще заставляют нас задумываться о том, в каком будущем окажется наша страна и её подрастающее поколение.

Поэтому на современном этапе в мировом масштабе происходят процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада.

Исследование закономерностей развития межпоколенных стабильных общностей (этносов), возрождение их культуры посредством образовательных систем становится актуальной проблемой, приобретает важное значение в формировании личности современного человека.

Актуальность:

По результатам мониторинга у дошкольников не сформированы представления о своем городе, стране, национальности. На современном этапе в мировом масштабе происходят процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и истории.

Жизненно необходимо, чтобы, обратившись к истокам, к самым корням, наконец выбраться из затянувшегося безвременья, обрести свой путь и исполнить свой долг. Важнейшим приоритетом воспитания во все времена является подготовка детей к жизни в современном обществе - соблюдение элементарных общепринятых норм поведения, умение сделать правильный выбор между добром и злом. Поэтому развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины является приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.)

Цель: формирование представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала.

Задачи:

  • Знакомить с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества.
  • Развивать способности ребенка к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора.
  • Приобщать к разным видам художественно-эстетической деятельности, развивать потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
  • Осваивать языковые средства, средства мимики, пантомимы, интонации, передачи характера, переживания персонажей в театрализованной и других видах деятельности.

Основное содержание проекта

Пути реализации проекта:

  • организация взаимодействия с детьми;
  • организация взаимодействия с родителями;
  • организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами;
  • организация предметно-развивающей среды: разработка дидактического обеспечения.

Методы достижения поставленных целей:

Методы, которые позволят наиболее эффективно осуществлять образовательную деятельность:

  • Методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству; группировка и классификация; моделирование и конструирование; ответы на вопросы детей; приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы).
  • Методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемая ситуация, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на одном занятии).
  • Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности; перспективное планирование, перспектива, направленная на последующую деятельность, беседа).
  • Методы коррекции и уточнения детских представлений (повторение, наблюдение, эксперементирование, создание проблемных ситуаций, беседа.

Механизмы реализации проекта:

  • Образовательная деятельность;
  • Культурно-досуговая деятельность;
  • Игровая деятельность;
  • Взаимодействие с педагогами;
  • Взаимодействие с родителями.

Создание предметно-развивающей среды:

  • оформлен иллюстративный материал: «Народы России - музыкальные инструменты; национальные костюмы;
  • разработаны сценарии мероприятий: «Ярмарка»; Масленица»; «Рождественские колядки»; «Пасха»; «Спасовки»; «Ивана Купала» и др.;
  • составлены описания народных танцев;
  • альбом: «Уральские игры;
  • альбом: «Игры разных народов»

Взаимодействие с родителями:

  • Совместная организация праздников и развлечений;
  • Информирование родителей в форме консультаций по теме проекта;
  • Видеоролики народных танцев в исполнении дошкольников.

Взаимодействие с педагогами:

  • Методические разработки по формированию у дошкольников интереса к народным традициям, используя средства народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно - прикладное искусство и т.д.).
  • Разработан мониторинг образовательной деятельности.
  • Представление проекта на уровне ОУ.
  • Представление проекта на всероссийском уровне: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  • Подготовка дошкольников к участию в конкурсах разных уровней.

Ожидаемые результаты:

Подготовительная группа ( 6-7 лет)
- ребенок обладает установкой на толерантность, способностью мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с людьми других национальностей и др.); с удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения;
- ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения с детьми других этносов и использует их при решении проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия;
- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, необычным памятникам, зданиям; к событиям настоящего и прошлого родного края; к национальному разнообразию людей своего края, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с прошлым и настоящим родного края;
- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на ма­териале народной культуры; самостоятельно может рассказать о малой родине, родном крае (их досто­примечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), использует народный фольклор, песни, на­родные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства, литературного народного, музыкального творчества;
- ребенок знает название и герб своего города.
(поселка, села), реки (водоема), главной площади, местах отдыха; фамилии уральских композиторов, писателей и названия их произведений (П.П. Бажов, Д.Н Мамин-Сибиряк); другие близлежащие населенные пункты и крупные города Урала; Урал - часть России, Екатеринбург - главный город Свердловской области.

Перспектива дальнейшего развития проекта:

  • Проект может быть представлен как методическое пособие для музыкальных руководителей.

Литература:

  1. О. А.Трофимова, О.В.Толстикова, Н.В.Дягилева, О.В.Закревская; Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». - Екатеринбург: ГАОУ ДПОСО «ИРО», 2019. - 438с.
  2. Белоусова Р.Ю. «С чистым сердцем» парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет/ М: ОО «Русское слово - учебник», 2019 г. (ФГОС ДО ПМК «Мозаичный парк»).
  3. Мерзлякова С.И. «Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. «Наш веселый хоровод» / «ВЛАДОС» Библиотека музыкального руководителя и педагога музыки. Выпуск 1.
  4. Бойчук И.А., Т.Н.Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» / Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2013 г.
  5. Каплунова И. «Как у наших у ворот» пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. / Санкт-Петербург. Издательство «Композитор».
  6. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей». Учебное пособие для музыкальных руководителей./ «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.
  7. И.Каплунова «Этот удивительный ритм». Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольный учреждений. / Издательство «Композитор» Санкт-Петербург.
  8. Буренина А.И. «Тутти» Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста./ «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург. 2012 г.
  9. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет/ «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург. 2012 г.