Паспорт образовательного проекта
ЭТАПЫ |
СОДЕРЖАНИЕ |
Тема образовательного проекта на 2024-2025 г. |
«Формирование представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала, в ходе реализации детских проектов» |
Постановка проблемы: |
По результатам мониторинга у дошкольников не сформированы представления о своей национальности. На современном этапе в мировом масштабе происходят процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада. Исследование закономерностей развития межпоколенных стабильных общностей (этносов), возрождение их культуры посредством образовательных систем становится актуальной проблемой, приобретает важное значение в формировании личности современного человека. |
Причины: (формулировки с «не» и «нет») |
|
Цель: (вытекает из проблемы) |
Цель: Формирование представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала. |
Задачи: (вытекают из причин) |
Задачи:
|
Методологическая основа: (технологии. программы) |
|
Предполагаемый результат: исходя из задач) |
|
Мониторинг в сравнении: (ФОП) |
Два раза в год (начало и конец года) |
Период реализации проекта: |
2024-2025 г. |
Продукт: |
|
Способ презентации результатов реализации проекта: (где и каким образом планируете продемонстрировать успешный опыт) |
|
Обоснование необходимости проекта
Проблема:
Быстро изменяющиеся экономические, социальные и психологические процессы, которые происходят в современном и противоречивом мире, всё чаще заставляют нас задумываться о том, в каком будущем окажется наша страна и её подрастающее поколение.
Поэтому на современном этапе в мировом масштабе происходят процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада.
Исследование закономерностей развития межпоколенных стабильных общностей (этносов), возрождение их культуры посредством образовательных систем становится актуальной проблемой, приобретает важное значение в формировании личности современного человека.
Актуальность:
По результатам мониторинга у дошкольников не сформированы представления о своем городе, стране, национальности. На современном этапе в мировом масштабе происходят процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и истории.
Жизненно необходимо, чтобы, обратившись к истокам, к самым корням, наконец выбраться из затянувшегося безвременья, обрести свой путь и исполнить свой долг. Важнейшим приоритетом воспитания во все времена является подготовка детей к жизни в современном обществе - соблюдение элементарных общепринятых норм поведения, умение сделать правильный выбор между добром и злом. Поэтому развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины является приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.)
Цель: формирование представлений о музыкальной самобытности народов Среднего Урала.
Задачи:
- Знакомить с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества.
- Развивать способности ребенка к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора.
- Приобщать к разным видам художественно-эстетической деятельности, развивать потребность в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
- Осваивать языковые средства, средства мимики, пантомимы, интонации, передачи характера, переживания персонажей в театрализованной и других видах деятельности.
Основное содержание проекта
Пути реализации проекта:
- организация взаимодействия с детьми;
- организация взаимодействия с родителями;
- организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами;
- организация предметно-развивающей среды: разработка дидактического обеспечения.
Методы достижения поставленных целей:
Методы, которые позволят наиболее эффективно осуществлять образовательную деятельность:
- Методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству; группировка и классификация; моделирование и конструирование; ответы на вопросы детей; приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы).
- Методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемая ситуация, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на одном занятии).
- Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности; перспективное планирование, перспектива, направленная на последующую деятельность, беседа).
- Методы коррекции и уточнения детских представлений (повторение, наблюдение, эксперементирование, создание проблемных ситуаций, беседа.
Механизмы реализации проекта:
- Образовательная деятельность;
- Культурно-досуговая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Взаимодействие с педагогами;
- Взаимодействие с родителями.
Создание предметно-развивающей среды:
- оформлен иллюстративный материал: «Народы России - музыкальные инструменты; национальные костюмы;
- разработаны сценарии мероприятий: «Ярмарка»; Масленица»; «Рождественские колядки»; «Пасха»; «Спасовки»; «Ивана Купала» и др.;
- составлены описания народных танцев;
- альбом: «Уральские игры;
- альбом: «Игры разных народов»
Взаимодействие с родителями:
- Совместная организация праздников и развлечений;
- Информирование родителей в форме консультаций по теме проекта;
- Видеоролики народных танцев в исполнении дошкольников.
Взаимодействие с педагогами:
- Методические разработки по формированию у дошкольников интереса к народным традициям, используя средства народного воспитания (устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно - прикладное искусство и т.д.).
- Разработан мониторинг образовательной деятельности.
- Представление проекта на уровне ОУ.
- Представление проекта на всероссийском уровне: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- Подготовка дошкольников к участию в конкурсах разных уровней.
Ожидаемые результаты:
Подготовительная группа ( 6-7 лет)
|
Перспектива дальнейшего развития проекта:
- Проект может быть представлен как методическое пособие для музыкальных руководителей.
Литература:
- О. А.Трофимова, О.В.Толстикова, Н.В.Дягилева, О.В.Закревская; Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». - Екатеринбург: ГАОУ ДПОСО «ИРО», 2019. - 438с.
- Белоусова Р.Ю. «С чистым сердцем» парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет/ М: ОО «Русское слово - учебник», 2019 г. (ФГОС ДО ПМК «Мозаичный парк»).
- Мерзлякова С.И. «Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. «Наш веселый хоровод» / «ВЛАДОС» Библиотека музыкального руководителя и педагога музыки. Выпуск 1.
- Бойчук И.А., Т.Н.Попушина «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» / Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2013 г.
- Каплунова И. «Как у наших у ворот» пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. / Санкт-Петербург. Издательство «Композитор».
- Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей». Учебное пособие для музыкальных руководителей./ «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.
- И.Каплунова «Этот удивительный ритм». Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольный учреждений. / Издательство «Композитор» Санкт-Петербург.
- Буренина А.И. «Тутти» Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста./ «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург. 2012 г.
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет/ «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург. 2012 г.