Урок по плаванию "Послушные волны"

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Видеоурок

Класс: д/с

Ключевые слова: обучение плаванию, Аквааэробика


Аквааэробика - это выполнение широкого спектра физических упражнений в воде: от активных развлечений в воде (игры, аттракционы в аквапарках) до серьезных занятий под музыку, часто имеющих спортивную направленность.

Для понимания воздействия аквааэробики на человеческий организм и правильного ее применения необходимо знать специфические особенности выполнения физических упражнений в воде.

На тело занимающегося действуют сила тяжести и выталкивающая сила, равная весу вытесненной им воды. В воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела; создает условия для корригирования нарушений осанки.

На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидростатическое давление. Вода, раздражая весь комплекс рецепторов тела, воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систему, обеспечивая на весь день ощущение бодрости и повышая работоспособность.

Одним из следствий гидростатического давления является большая нагрузка на грудную клетку при вдохе и на дыхательные мышцы при форсированном выдохе в воду. Это стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких, вырабатывает правильный ритм дыхания. Большая плотность воды (по сравнению с воздухом) требует больших усилий для преодоления ее сопротивления при движениях. У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ.

Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при занятиях аквааэробикой расходуется больше энергии (в зависимости от температуры воды и темпа выполнения движений), чем в наземных видах спорта. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе (теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость - в 4 раза больше, чем воздуха).

Аквааэробика так же, как и плавание, повышает сопротивляемость организма воздействию температурных колебаний, воспитывает стойкость к простудным заболеваниям. Одной из особенностей аквааэробики является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличие от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах. Давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Поэтому занятия аквааэробикой при соответствующей дозировке допустимы для детей с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления сердечно-сосудистой системы.

Занятия аквааэробикой помогают развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико их оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм: формирование «мышечного корсета», предупреждение искривлений позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности.

Аквааэробика для детей включает элементы плавания и синхронного плавания, водного поло, различных игр и эстафет на воде. Проходит в непринужденной игровой форме, что приносит удовольствие и веселье.

Упражнения для освоения в водной среде. С упражнений для освоения в водной среде начинаются первые занятия по аквааэробике с не умеющими плавать и плохо плавающими. С учетом возраста занимающихся упражнения выполняются на специальном уроке по освоению с водной средой или же включаются в комплекс упражнений по аквааэробике.

Упражнения для ознакомления с основными свойствами воды. В эту группу упражнений входит большинство движений, составляющих основу аквааэробики: ходьба, бег, удары ногами, махи, «ножницы», «велосипед», прыжки и различные их варианты (можно использовать гибкие палки, ручные и ножные манжеты, поддерживающие пояса). При выполнении этих движений необходимо прежде всего следить за техникой и правильной осанкой.

Упражнения для освоения и совершенствования навыка плавания

Последовательность выполнения упражнений: упражнения с неподвижной опорой, упражнения с подвижной опорой, упражнения в плавании. Выполнять упражнения можно в парах, тогда один из партнеров может быть использован в качестве неподвижной или подвижной опоры.

Включение в комплексы аквааэробики 20-25% упражнений, направленных на обучение плаванию, дает возможность освоить плавание спортивными способами в течении 25-30 занятий.

Игры на воде. Игры на воде являются одним из основных средств аквааэробики на занятиях с детьми дошкольного возраста. В зависимости от возраста и уровня подготовленности участников игры на воде делятся на три группы.

Первая группа - игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Они просты и не требуют предварительного объяснения. Это в основном игры, направленные на ознакомление с водной средой и овладение основными движениями, составляющие комплексы упражнений аэробного характера. Сюда относятся игры типа "Кто быстрее спрячется под водой?", "У кого больше пузырей?", "Кто дальше проскользит?" и т.д.

Вторая группа - игры сюжетного характера. Эти игры рассчитаны на детей дошкольного возраста с целью их ознакомления с водной средой, уверенно чувствующих себя в воде. В сюжетных играх иногда необходимо разделить участников на соревнующиеся группы. Сюда относятся игры типа "Караси и карпы", "Рыбы и сеть", и др. игра может продолжаться в течении всего занятия.

Третья группа - командные игры. Участники объединяются в равные по силам команды. Такие игры воспитывают у них чувство коллективизма, развивают инициативность и быстроту ориентировки; требуют проявления самостоятельности, достаточного развития волевых усилий, умения управлять собой.

Разнообразие игр, включающих элементы некоторых водных видов спорта, дает возможность детям освоится с водной средой и постепенно перейти к выполнению упражнений аэробного характера под музыку.

Начиная занятия с дошкольниками, преподаватель должен учитывать, что может встретиться с детьми разной подготовленности. Естественно, что те, кто начал заниматься раньше, имеют значительные преимущества. Вода для них - среда известная, привычная. Для детей, которые пришли в бассейн впервые предстоит освоится с водой. Водобоязнь, нежелание показаться смешным в сравнении со сверстниками - эти факторы затрудняют процесс обучения плаванию по стандартной методике. Задачи, организация и приёмы педагогического руководства занятиями по плаванию в подобных группах на порах имеют существенные отличия. Аквааэробика же позволяет и подготовленных, и не подготовленных детей поставить в одинаковые условия.

Короткая версия урока "Послушные волны" ссылка ВКонтакте https://ok.ru/video/5076701153850

Короткая версия урока "Послушные волны" ссылка на YouTube https://youtu.be/P0QTtxaL-eI?si=X4dyo1VQF-eYgkjx