1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база.
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) «О безопасности дорожного движения»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 26.03.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»);
Направленность программы. Данная дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. Направление деятельности - изучение и пропаганда правил дорожного движения.
Актуальность программы. Заключается в том, что она направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Отличительные особенности программы: она построена на обучение и воспитание в процессе практики, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что учащиеся в процессе обучения научатся безопасно участвовать в дорожном движении, ориентироваться в «дорожном» пространстве, приобретут устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения, оказания самопомощи и первой доврачебной помощи.
Адресат программы: в работе объединения участвуют обучающиеся 1-9 классов. Пол обучающихся не имеет значения. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех классах среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Режим занятий: понедельник 15.00-16.00
Объем и срок освоения программы: 1 год, 36 часов.
Особенности организации образовательного процесса.
- Формирование условий, при которых каждый школьник имеет свободный выбор функционала в отряде.
- Разнообразие направлений деятельности, адаптированных под разные интересы, стремления и запросы учащихся.
- Разносторонний характер целевого содержания программы, организующей деятельность ЮИД.
- Индивидуальный подход к членам отряда при планировании и реализации работы, создание условий, позволяющих участнику достичь высоких результатов и почувствовать себя успешным.
- Уважение права ребенка на совершение и исправление ошибки как в деятельности, так и в выборе.
- Предоставление возможности в пересмотре своих обязанностей в отряде.
- Использование особых методов отслеживания результативности участия школьника в рамках выбранного им функционала.
Сроки, объем и уровень реализации программы: объем программы - 36 часов.
Сроки реализации - 1 учебный год.
Формы организации образовательного процесса. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Виды (формы) занятий.
В программе предусмотрены следующие формы проведения занятий:
- тематические занятия;
- игровые тренинги;
- разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
- экскурсии;
- конкурсы, соревнования, КВН, викторины;
- изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
- выпуск стенгазет;
- разработка проектов по ПДД;
- встреча с работниками ГИБДД;
- просмотр видеофильмов.
Перечень форм подведения итогов:
- проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- проведение игр, конкурсов, соревнований.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи:
Обучающие:
- Научить основным правилам дорожного движения;
- Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
- Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
- Закрепить умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Развивающие:
- Развивать мотивацию к безопасному поведению;
- Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Развивать личностные свойства - самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Воспитательные:
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Личностные:
- формирование активной жизненной позиции;
- воспитание дисциплины и ответственности за поведение на дороге;
- формирование основ культуры здорового образа жизни;
- воспитание коллективизма, товарищества, взаимной поддержки.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Таблица 1
Название раздела |
Количество часов |
Формы аттестации контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практическая работа |
Что такое ЮИД? |
3 |
2 |
1 |
Практическая работа |
История возникновения ПДД |
3 |
2 |
1 |
Кроссворд |
Зачем нужно знать ПДД |
5 |
4 |
1 |
Конкурс рисунков |
Группы дорожных знаков, их функции |
7 |
6 |
1 |
Викторина «Эти дорожные знаки» |
На железной дороге |
5 |
4 |
1 |
Конкурс рисунков на тему «Правила безопасности на железной дороге» |
«Светофор - мой друг» |
3 |
2 |
1 |
Создание памяток |
Оказание первой медицинской помощи |
6 |
5 |
1 |
Тестирование |
Итоговое занятие |
3 |
1 |
2 |
Викторина «Знаток ПДД»
|
Итого часов |
36 |
26,5 |
9,5 |
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. (1 час)
Теория:
- Знакомство с работой детского объединения друг с другом, с педагогом.
- Правила техники безопасности.
- Знакомство с содержанием предстоящей работы объединения.
Практика: Беседа о ПДД.
2. Что такое ЮИД? (3 часа)
Теория:
- Положение об отрядах юных инспекторов движения.
- Определение структуры отряда.
- Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп.
- Выбор девиза, речевки.
- Дорожное движение, виды дорог и их элементы, группы дорожных знаков, светофор и регулировщик.
Практика: Разучивание девиза, речевки отряда ЮИД.
3. История возникновения ПДД. (3 часа)
Теория:
- Откуда появилось понятие «ПДД».
- История возникновения транспорта.
- Как развивалось транспортное производство.
Практика: Работа скроссвордами по темам ПДД.
4. Зачем нужно знать ПДД. Правила для пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Элементы дороги (5 часов)
Теория:
- Откуда появилось понятие ПДД.
- Правила безопасности для пешеходов.
- Создание памяток.
- Как должен вести себя пассажир.
- Отгадывание кроссвордов.
- «Я - велосипедист».
- Что такое элементы дороги и что к ним относится?
Практика: Конкурс рисунков по ПДД.
5. Группы дорожных знаков, их функции (7 часов)
Теория:
- Запрещающие знаки.
- Предупреждающие знаки.
- Информационно-указательные знаки.
- Предписывающие знаки.
- Знаки приоритета. Знаки сервиса.
- Знаки дополнительной информации.
Практика:
- Квест-игра «Нарисуй дорожный знак!»
- Викторина «Эти дорожные знаки»
6. На железной дороге (5 часов)
Теория:
- Правила безопасности пешеходов на железной дороге.
- Что запрещено, а что можно?
Практика: Викторина «Правила безопасности на железной дороге».
7. «Светофор мой друг». Сигналы регулировщика (3 часа)
Теория:
- Светофорное регулирование движения.
- Значение сигналов светофора.
- Тренировка в подаче сигналов регулировщика.
- Наблюдение за работой регулировщика на перекрестке.
Практика: Создание памяток по ПДД.
8. Оказание первой медицинской помощи (6 часов)
Теория:
- Оказание первой медицинской помощи при ушибах, порезах, ссадинах.
- Оказание первой медицинской помощи при обмороках, потере сознания, ожогах.
- Оказание первой медицинской помощи при переломах, кровотечении.
Практика: Тестирование
10. Итоговое занятие (3 часа)
Теория:
- Повторение и закрепление знаний по ПДД.
- Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Практика:
- Викторина «Знаток ПДД» (тестирование)
- Викторина «Что мы выучили за год?»
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
- будут сформированы первоначальные представления о значении правил безопасности дорожного движения;
- овладеют умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.
Метапредметные: формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательная УУД:
- будут проводить сравнение и классификацию объектов;
- будут понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- будут проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
- будут работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;
- будут предлагать помощь и сотрудничество;
- будут слушать собеседника;
- будут формулировать свои затруднения;
- будут формулировать собственное мнение и позицию;
- будут договариваться и приходить к общему решению;
- будут осуществлять взаимный контроль.
Личностные: формирование следующих умений:
- будут оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- будут объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
- ценностей;
- будут в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать
- выбор, как поступить;
- будут осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.