Целостное развитие личности дошкольника через музыкальное движение. Дополнительная общеразвивающая программа по физической культуре и спорту: "Юный инспектор дорожного движения"

Разделы: Музыка, Спорт в школе и здоровье детей


1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)

Нормативно-правовая база.

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) «О безопасности дорожного движения»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 26.03.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»);

Направленность программы. Данная дополнительная образовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. Направление деятельности - изучение и пропаганда правил дорожного движения.

Актуальность программы. Заключается в том, что она направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею городского общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.

Отличительные особенности программы: она построена на обучение и воспитание в процессе практики, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что учащиеся в процессе обучения научатся безопасно участвовать в дорожном движении, ориентироваться в «дорожном» пространстве, приобретут устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения, оказания самопомощи и первой доврачебной помощи.

Адресат программы: в работе объединения участвуют обучающиеся 1-9 классов. Пол обучающихся не имеет значения. Создаётся актив детей для оказания помощи изучения правил дорожного движения во всех классах среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.

Режим занятий: понедельник 15.00-16.00

Объем и срок освоения программы: 1 год, 36 часов.

Особенности организации образовательного процесса.

  1. Формирование условий, при которых каждый школьник имеет свободный выбор функционала в отряде.
  2. Разнообразие направлений деятельности, адаптированных под разные интересы, стремления и запросы учащихся.
  3. Разносторонний характер целевого содержания программы, организующей деятельность ЮИД.
  4. Индивидуальный подход к членам отряда при планировании и реализации работы, создание условий, позволяющих участнику достичь высоких результатов и почувствовать себя успешным.
  5. Уважение права ребенка на совершение и исправление ошибки как в деятельности, так и в выборе.
  6. Предоставление возможности в пересмотре своих обязанностей в отряде.
  7. Использование особых методов отслеживания результативности участия школьника в рамках выбранного им функционала.

Сроки, объем и уровень реализации программы: объем программы - 36 часов.

Сроки реализации - 1 учебный год.

Формы организации образовательного процесса. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Виды (формы) занятий.

В программе предусмотрены следующие формы проведения занятий:

  • тематические занятия;
  • игровые тренинги;
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
  • экскурсии;
  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины;
  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • выпуск стенгазет;
  • разработка проектов по ПДД;
  • встреча с работниками ГИБДД;
  • просмотр видеофильмов.

Перечень форм подведения итогов:

  • проведение практических занятий по вождению велосипеда;
  • участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
  • проведение игр, конкурсов, соревнований.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Задачи:

Обучающие:

  • Научить основным правилам дорожного движения;
  • Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
  • Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
  • Закрепить умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

Развивающие:

  • Развивать мотивацию к безопасному поведению;
  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • Развивать личностные свойства - самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Личностные:

  • формирование активной жизненной позиции;
  • воспитание дисциплины и ответственности за поведение на дороге;
  • формирование основ культуры здорового образа жизни;
  • воспитание коллективизма, товарищества, взаимной поддержки.

1.3. Содержание программы

Учебный план

Таблица 1

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Практическая работа

Что такое ЮИД?

3

2

1

Практическая работа

История возникновения ПДД

3

2

1

Кроссворд

Зачем нужно знать ПДД

5

4

1

Конкурс рисунков

Группы дорожных знаков, их функции

7

6

1

Викторина «Эти дорожные знаки»

На железной дороге

5

4

1

Конкурс рисунков на тему «Правила безопасности на железной дороге»

«Светофор - мой друг»

3

2

1

Создание памяток

Оказание первой медицинской помощи

6

5

1

Тестирование

Итоговое занятие

3

1

2

Викторина «Знаток ПДД»
Викторина «Что мы выучили за год?»

Итого часов

36

26,5

9,5

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие. (1 час)

Теория:

  1. Знакомство с работой детского объединения друг с другом, с педагогом.
  2. Правила техники безопасности.
  3. Знакомство с содержанием предстоящей работы объединения.

Практика: Беседа о ПДД.

2. Что такое ЮИД? (3 часа)

Теория:

  1. Положение об отрядах юных инспекторов движения.
  2. Определение структуры отряда.
  3. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп.
  4. Выбор девиза, речевки.
  5. Дорожное движение, виды дорог и их элементы, группы дорожных знаков, светофор и регулировщик.

Практика: Разучивание девиза, речевки отряда ЮИД.

3. История возникновения ПДД. (3 часа)

Теория:

  1. Откуда появилось понятие «ПДД».
  2. История возникновения транспорта.
  3. Как развивалось транспортное производство.

Практика: Работа скроссвордами по темам ПДД.

4. Зачем нужно знать ПДД. Правила для пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Элементы дороги (5 часов)

Теория:

  1. Откуда появилось понятие ПДД.
  2. Правила безопасности для пешеходов.
  3. Создание памяток.
  4. Как должен вести себя пассажир.
  5. Отгадывание кроссвордов.
  6. «Я - велосипедист».
  7. Что такое элементы дороги и что к ним относится?

Практика: Конкурс рисунков по ПДД.

5. Группы дорожных знаков, их функции (7 часов)

Теория:

  1. Запрещающие знаки.
  2. Предупреждающие знаки.
  3. Информационно-указательные знаки.
  4. Предписывающие знаки.
  5. Знаки приоритета. Знаки сервиса.
  6. Знаки дополнительной информации.

Практика:

  1. Квест-игра «Нарисуй дорожный знак!»
  2. Викторина «Эти дорожные знаки»

6. На железной дороге (5 часов)

Теория:

  1. Правила безопасности пешеходов на железной дороге.
  2. Что запрещено, а что можно?

Практика: Викторина «Правила безопасности на железной дороге».

7. «Светофор мой друг». Сигналы регулировщика (3 часа)

Теория:

  1. Светофорное регулирование движения.
  2. Значение сигналов светофора.
  3. Тренировка в подаче сигналов регулировщика.
  4. Наблюдение за работой регулировщика на перекрестке.

Практика: Создание памяток по ПДД.

8. Оказание первой медицинской помощи (6 часов)

Теория:

  1. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, порезах, ссадинах.
  2. Оказание первой медицинской помощи при обмороках, потере сознания, ожогах.
  3. Оказание первой медицинской помощи при переломах, кровотечении.

Практика: Тестирование

10. Итоговое занятие (3 часа)

Теория:

  1. Повторение и закрепление знаний по ПДД.
  2. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Практика:

  1. Викторина «Знаток ПДД» (тестирование)
  2. Викторина «Что мы выучили за год?»

1.4. Планируемые результаты

Предметные:

  • будут сформированы первоначальные представления о значении правил безопасности дорожного движения;
  • овладеют умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного движения.

Метапредметные: формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • научаться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • научаться осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательная УУД:

  • будут проводить сравнение и классификацию объектов;
  • будут понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • будут проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

  • будут работать в группе, учитывать мнение партнёров, отличные от собственных;
  • будут предлагать помощь и сотрудничество;
  • будут слушать собеседника;
  • будут формулировать свои затруднения;
  • будут формулировать собственное мнение и позицию;
  • будут договариваться и приходить к общему решению;
  • будут осуществлять взаимный контроль.

Личностные: формирование следующих умений:

  • будут оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • будут объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
  • ценностей;
  • будут в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать
  • выбор, как поступить;
  • будут осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

См. продолжение Программы