Разработка урока физики по теме "Неравномерное движение. Средняя скорость". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7

Ключевые слова: скорость, движение тела, движение


Урок физики 7 класс (учебник Перышкина А.В.)

Цель урока:

  • Образовательная: формирование понятия «неравномерное движение», «средняя скорость», обучить учащегося решению задач применяя формулы средней скорости.
  • Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, развивать речевые навыки и навыки сотрудничества.
  • Воспитательные: развивать познавательный интерес учащихся к предмету, положительной мотивации к учению, создать условия для коммуникативных качеств учащихся.

Тип урока:урок изучения нового материала.

1. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке

2. Повторение пройденной темы

Вопросы по проверке домашнего задания:

1. Что называется механическим движением?

2. Траектория - это…

3. Путь - это…

4. Скорость - это…

5. Равномерное движение - это…

6. Единицы пути и скорости.

7. По графику определите скорость тела.

8. Определите путь пройденный телами за 2 секунды. Какое тело движется быстрее? Как определить?

3. Подготовка к изучению новой темы

Начнем с демонстрационного эксперимента. Тележка катится по наклонной плоскости. Увеличив угол наклона плоскости покажем ученикам, что теперь тележка движется неравномерно: за равные промежутки времени она проходит разные пути. В этом случае нельзя говорить об определенной скорости движения в течении всего времени движения; можно говорить только о средней скорости движения за тот или иной промежуток времени.

На основе полученных экспериментальных данных вместе с учениками находим среднюю скорость тележки за первый промежуток времени, за второй такой же промежуок времени, за два первых и т.д. Важно чтобы ребята увидели, что при неравномерном движении в отличие от равномерного средняя скорость за определенный промежуток времени зависит от длительности этого промежутка и от его начала. Это первые естественно возникшие задачи о неравномерном движении.

Что мы будем изучать на этом уроке? Какова тема урока?

Учащиеся определяют тему урока: «Неравномерное движение.

Правильно, тема нашего урока «Неравномерное движение. Средняя скорость»

4. Изучение темы и вывод формулы средней скорости

Используя формулу для средней скорости, получаем в данном случае Vcp = I/t, где весь путь I = I1+I2, а все время t = t1+ t2, а индексы 1 и 2 соответствуют первому и второму участкам пути.

Пример 1. Вагон проехал 120м за 10с, 240м за 50с. Найдите среднюю скорость вагона.

Решение.

Если заданы промежутки времени, в течении которых тело двигалось на различных участках пути, то . В важном частном случае, когда тело двигалось с различными скоростями в течение различных промежутков времени, т.е. t1=t2 получаем .

Пример 2. Школьник в течение часа ехал на велосипеде со скоростью 15км/час, а потом еще час шел пешком со скоростью 5 км/час. Найдите ср. скорость за все время движения.

Решение.

За 2 ч школьник преодолел 20км. Поэтому Vcp = 20км/2ч = 10км/час, Ребята, обратите внимание: если движение продолжалось одно и то же время на каждом участке пути, ср. скорость равна ср. арифметическому скоростей на этих участках.

Пример 3. Школьник сначала ехал на велосипеде со скоростью 15км/час, а потом шел пешком со скоростью5 км/час. Найдем ср.скорость за все время движения, если 15км школьник проехал и столько же прошел.

Решение.

Первую половину пути школьник проехал за 1 час, а вторую половину прошел за 3 часа. Значит, на весь путь школьник затратил 4 часа Поэтому Vcр = 30км/4ч = 7,5км/ч.

Ребята, обратите внимание: в этом случае ср.скорость тела не равна ср.арифметическому скоростей на этих участках.

5. Закрепление изученной темы

6. Работа в группах

Каждая группа решает задачу. После делается анализ каждого задания.

  • Задание 1 группе. Мотоциклист за первые 2 часа проехал 90км, а следующие 3 часа двигался со скоростью 50 км/час. Какова средняя скорость мотоциклиста?
  • Задание 2 группе. Автомобиль проходит первую половину пути со скоростью 90км/час, а вторую половину пути со скоростью 70км/час. Найдите среднюю скорость автомобиля на всем пути.
  • Задание 3 группе. Первую половину пути велосипедист ехал со скоростью 60км/час, Средняя скорость на всем пути оказалась равной 40км/час. С какой скоростью велосипедист проехал оставшуюся часть пути?

Закрепление. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

Попробуем применить полученную формулу для решения следующей задачи, но уже самостоятельно.

Автомобиль проходит по проселочной дороге 50км за 4 ч, а оставшиеся 100км по шоссе - за 1час. Определите среднюю скорость автомобиля.

7. Рефлексия деятельности на уроке

Ребята, наш урок подходит к концу.

  • Что мы сегодня узнали? (Что такое средняя скорость и как её найти)
  • Оцените свою работу на уроке.
  • Оцените, еще раз свой багаж знания. Вырос он по отношению к началу урока?

8. Домашнее задание

Запишите домашнее задание. Параграф 16 прочитать, решить задачи 3,4 из упр.3. Задание на стр.44.

Использованная литература

  1. Учебник физики 8 класс. А.В.Перышкин. - М.Дрофа.
  2. Генденштейн Л.Э, Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Как научить решать задачи по физике (основная школа). Подготовка к ГИА. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2011.