Урок физики 7 класс (учебник Перышкина А.В.)
Цель урока:
- Образовательная: формирование понятия «неравномерное движение», «средняя скорость», обучить учащегося решению задач применяя формулы средней скорости.
- Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, развивать речевые навыки и навыки сотрудничества.
- Воспитательные: развивать познавательный интерес учащихся к предмету, положительной мотивации к учению, создать условия для коммуникативных качеств учащихся.
Тип урока:урок изучения нового материала.
1. Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке
2. Повторение пройденной темы
Вопросы по проверке домашнего задания:
1. Что называется механическим движением?
2. Траектория - это…
3. Путь - это…
4. Скорость - это…
5. Равномерное движение - это…
6. Единицы пути и скорости.
7. По графику определите скорость тела.
8. Определите путь пройденный телами за 2 секунды. Какое тело движется быстрее? Как определить?
3. Подготовка к изучению новой темы
Начнем с демонстрационного эксперимента. Тележка катится по наклонной плоскости. Увеличив угол наклона плоскости покажем ученикам, что теперь тележка движется неравномерно: за равные промежутки времени она проходит разные пути. В этом случае нельзя говорить об определенной скорости движения в течении всего времени движения; можно говорить только о средней скорости движения за тот или иной промежуток времени.
На основе полученных экспериментальных данных вместе с учениками находим среднюю скорость тележки за первый промежуток времени, за второй такой же промежуок времени, за два первых и т.д. Важно чтобы ребята увидели, что при неравномерном движении в отличие от равномерного средняя скорость за определенный промежуток времени зависит от длительности этого промежутка и от его начала. Это первые естественно возникшие задачи о неравномерном движении.
Что мы будем изучать на этом уроке? Какова тема урока?
Учащиеся определяют тему урока: «Неравномерное движение.
Правильно, тема нашего урока «Неравномерное движение. Средняя скорость»
4. Изучение темы и вывод формулы средней скорости
Используя формулу для средней скорости, получаем в данном случае Vcp = I/t, где весь путь I = I1+I2, а все время t = t1+ t2, а индексы 1 и 2 соответствуют первому и второму участкам пути.
Пример 1. Вагон проехал 120м за 10с, 240м за 50с. Найдите среднюю скорость вагона.
Решение.
Если заданы промежутки времени, в течении которых тело двигалось на различных участках пути, то . В важном частном случае, когда тело двигалось с различными скоростями в течение различных промежутков времени, т.е. t1=t2 получаем .
Пример 2. Школьник в течение часа ехал на велосипеде со скоростью 15км/час, а потом еще час шел пешком со скоростью 5 км/час. Найдите ср. скорость за все время движения.
Решение.
За 2 ч школьник преодолел 20км. Поэтому Vcp = 20км/2ч = 10км/час, Ребята, обратите внимание: если движение продолжалось одно и то же время на каждом участке пути, ср. скорость равна ср. арифметическому скоростей на этих участках.
Пример 3. Школьник сначала ехал на велосипеде со скоростью 15км/час, а потом шел пешком со скоростью5 км/час. Найдем ср.скорость за все время движения, если 15км школьник проехал и столько же прошел.
Решение.
Первую половину пути школьник проехал за 1 час, а вторую половину прошел за 3 часа. Значит, на весь путь школьник затратил 4 часа Поэтому Vcр = 30км/4ч = 7,5км/ч.
Ребята, обратите внимание: в этом случае ср.скорость тела не равна ср.арифметическому скоростей на этих участках.
5. Закрепление изученной темы
6. Работа в группах
Каждая группа решает задачу. После делается анализ каждого задания.
- Задание 1 группе. Мотоциклист за первые 2 часа проехал 90км, а следующие 3 часа двигался со скоростью 50 км/час. Какова средняя скорость мотоциклиста?
- Задание 2 группе. Автомобиль проходит первую половину пути со скоростью 90км/час, а вторую половину пути со скоростью 70км/час. Найдите среднюю скорость автомобиля на всем пути.
- Задание 3 группе. Первую половину пути велосипедист ехал со скоростью 60км/час, Средняя скорость на всем пути оказалась равной 40км/час. С какой скоростью велосипедист проехал оставшуюся часть пути?
Закрепление. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.
Попробуем применить полученную формулу для решения следующей задачи, но уже самостоятельно.
Автомобиль проходит по проселочной дороге 50км за 4 ч, а оставшиеся 100км по шоссе - за 1час. Определите среднюю скорость автомобиля.
7. Рефлексия деятельности на уроке
Ребята, наш урок подходит к концу.
- Что мы сегодня узнали? (Что такое средняя скорость и как её найти)
- Оцените свою работу на уроке.
- Оцените, еще раз свой багаж знания. Вырос он по отношению к началу урока?
8. Домашнее задание
Запишите домашнее задание. Параграф 16 прочитать, решить задачи 3,4 из упр.3. Задание на стр.44.
Использованная литература
- Учебник физики 8 класс. А.В.Перышкин. - М.Дрофа.
- Генденштейн Л.Э, Орлов В.А., Никифоров Г.Г. Как научить решать задачи по физике (основная школа). Подготовка к ГИА. Москва. Педагогический университет «Первое сентября», 2011.