Тип урока: урок обобщения, повторения и систематизации знаний, необходимых для успешной сдачи ОГЭ.
Цели:
в направлении личностного развития:
- Образовательные: в игровой форме повторить основные вопросы теории;
- Развивающие: развитие памяти, внимания, способности воспринимать математический язык и владеть математическим языком;
- Воспитательные: стимулировать желание в дальнейшем учить теорию по предмету и воспитать интерес к математике.
в метапредметном направлении:
- формирование логических универсальных действий, таких как анализ объектов с целью выделения признаков, синтез;
- содействие воспитанию способности отстаивать свои взгляды и убеждения, а также умение слушать и слышать партнера;
- формирование у учащихся обоснованного выбора оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.
в предметном направлении:
- применение изученных знаний и навыков в повседневной жизни;
- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемый результат:
Предметные универсальные учебные действия:
- Ученик научится: обобщить и систематизировать знания, умения изученные ранее.
- Ученик получит возможность: уверенно применять знания для решения математических задач, а также задач из смежных предметов.
Личностные универсальные учебные действия:
- позитивная моральная самооценка;
- умение работать в коллективе;
- потребность в самореализации и социальном признании.
Ученик получит возможность:
- формирования устойчивого интереса к изучению предмета математика и учению в целом;
- самообразования и самосовершенствования.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- постановке целей и преобразованию практической задачи в познавательную;
- принятию решения в проблемной ситуации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- задавать необходимые вопросы для продуктивной организации собственной деятельности;
- отстаивать собственную точку зрения;
- оказывать взаимопомощь в сотрудничестве с партнером при необходимости;
- Устанавливать рабочие отношения при работе в группе.
Ученик получит возможность:
- научиться эффективному обмену знаниями между членами группы при выполнении заданий.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной перед ним задачи;
- строить логические рассуждения;
Ученик получит возможность:
- научиться выдвигать гипотезы и предположения о закономерности каких либо событии и проводить исследования для проверки данных гипотез.
Оборудование: доска, дидактический материал с заданиями, тетради, карточки, плакаты.
Формы контроля: типовые задачи, задания для самостоятельного решения, групповая работа, работа в парах, игровые моменты.
Структура занятия внеурочной деятельности
1. Организационный момент.
Сообщение темы, цели, задач урока, плана урока и мотивация учебной деятельности
2. Актуализация знаний обучающихся.
Повторение теоретического материала, устное решение задач.
3. Решение задач в парах с самопроверкой.
4. Решение задач у доски
5.Контроль, самоконтроль и оценивание знаний.
6. Подведение итогов урока.
7.Задание на дом (с комментариями).
8. Рефлексия.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Учитель сообщает, как будет проходить мероприятие.
Сегодня проведем немного необычное мероприятие,здесь присутствуют 2 класса 8 и 9, будем считать, что это 2 команды. Сегодня мы будем играть и разбирать задания из тренировочных вариантов ОГЭ.
Психологический настрой: у вас на столе лежат разноцветные круги, выберите один из них и на его обратной стороне поставьте ту оценку, которую вы бы хотели получить на ОГЭ, если бы он проходил сегодня.
Девиз мероприятия:
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным (французский математик, физик, философ и писатель Блез Паскаль)
Важная наука (стихи, читают дети)
Цифры растянулись в длинный ряд,
Формулы, формулы… А где же ты, романтика?
Ведь еще немало говорят:
«Скучная наука - математика».Не спеши-ка с выводами, друг,
В технике, науке и природе -
Все, что нынче видишь ты вокруг,
По ее законам происходит.Ведь в тайге не вырастет завод,
Люди не откроют тайны Арктики,
Тепловоз по рельсам не пойдет
Без «сухой науки» - математики.В космос мы пускаем корабли.
Небо режут сотни самолетов.
Разве их создать бы мы смогли
Без математических расчетов?!К звездам нас помчит поток ракет,
Позовут далекие галактики,
Потому что в целом мире нет,
Нет важней науки, математика!Кто сказал, что математика скучна,
Что она сложна, суха, тосклива?
В этом вы не правы, господа,
Знайте, математика красива!
Математика везде: и в кисти художника, и в стихах поэта. Без математики хирург не сможет сделать операцию, а пекарь испечь хлеб. Агроном не сможет засеять поле, а конструктор построить самолет. Я хочу, ребята, чтобы вы полюбили эту очень интересную науку. И не такая уж она и сложная наша математика, но очень увлекательная. И даже иногда, веселая.
В этом вам поможет убедиться наше сегодняшнее мероприятие «Готовимся к ОГЭ - весело»
Чтобы все в игре прошло без запинки, мы, конечно же, начнем игру с разминки.
I этап: Разминка
(сейчас я разделю вас на 2 команды, в каждой команде по 9 человек, каждый из вас по очереди подбегает к доске и решает любой пример из 9, победит та команда, кто справится с заданием быстрее и с лучшим результатом) (ответы или через компьютер или на листочке, капитанам учитель дает ответы, команды соперника)
Команда 8 класса |
Команда 9 класса |
Вычислить | Вычислить |
1/2+ 1/10 |
1/2 - 1/5 |
-0,008* (-10) |
0,28* (-10) |
(5-2 )8 : 5-18 |
(29)-3 : 2-29 |
9-7*7-12= |
5-9*5-10 |
1:0,25 |
1:0,2 |
1+3/4 |
2+4/5 |
-2:8 |
-4:(-20) |
3/5 *25/6 |
4/5 : 2/7 |
11² |
13² |
II этап: Решение задач
(работа в команде, по одному ученику от команды идут к доске, остальные работают на месте, обсуждая, решая)
Сегодня слово процент для всех слоев населения достаточно знакомое слово. Мы с вами начинаем знакомиться с ним уже в 5 классе, и задачи на проценты были все эти годы в ОГЭ.
Какие примеры из жизни, у вас ассоциируются с этим словом? (скидка в магазине, кредит в банке, беспроцентный кредит на бытовую технику, распродажа, процент от прибыли и т.д).
Задача. 8 класс
Спортивный магазин проводит акцию. Любая футболка стоит 200 рублей. При покупке двух футболок - скидка 80 процентов на вторую футболку. Сколько рублей придется заплатить за покупку двух футболок в период действия акции?
Решение:
1) 80 процентов=0,8
2) 200*0,8=160 рублей - скидка на вторую футболку
3) 200 - 160=40 рублей -стоит вторая футболка
4) 200+40=240 рублей - стоят две футболки в период акции
Ответ: 240 рублей
9 класс
Задача. 9 класс
Свежие грибы содержат по массе 90 процентов воды, а сухие - 12 процентов. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих?
Решение:
Заметим, что при сушке грибов вода испаряется, поэтому необходимо рассматривать не количество воды, а количество питательного вещества, которое остается неизменным.
1) Свежие грибы содержат 100 -90=10 процентов = 0,1 - питательного вещества
2) Высушенные грибы содержат 100 -12=88 процента = 0,88 питательного вещества
3) 22*0,1 =2,2 кг питательного вещества в свежих грибах
4) 2,2:0.88 =2,5 кг сухих грибов
Ответ: 2,5 кг
Мы с вами решали задачи, а они, к сожалению, иногда вызывают трудности у детей, отдохните немного и посмотрите сценку «Задача про землекопов» (исполняют учащиеся)
III этап: Самостоятельная работа
(каждому учащемуся раздается карточка с геометрической задачей)
Чтобы успешно сдать ОГЭ, надо решить не менее 2 номеров из геометрии (по одному ученику из каждой команды выходят к доске, остальные решают на месте)
Задача (8 класс)
В равнобедренном треугольнике угол при основании равен 32 градуса. Найдите угол при вершине. Ответ дайте в градусах.
Задача: (9 класс)
Острый угол ромба равен 64 градуса. Найдите тупой угол ромба.
Ответ дайте в градусах.
А сейчас такое задание:
Из слова ТРЕУГОЛЬНИК надо составить как можно больше слов (3 минуты)
(угол, уголь, укол, ник, ноль или нуль, гол, голь, кол, конь, кино, кит, кот, крен, руки, рок, урок ,гул ,гель, ель, лук, луг, лен, лень, лето, лот, лог, лик, три, толь, трон, тик, тролль, трель, трек, тело, енот, ельник, реки, лет, Олег)
(пока все будут смотреть сценку, капитаны команд подведут итоги конкурса)
Сценка: «Среднее арифметическое»
Шуточная викторина «Среднее арифметическое»
Назовите среднее арифметическое:
Портфеля и рюкзака (ранец)
Носка и чулка (гольфы)
Кола и пятерки (тройка)
Яблока и персика (нектарин)
Велосипеда и мотоцикла (мопед)
Туфельки и сапога (ботинок)
Пианино и баяна (аккордеон)
Ежа и змеи (колючая проволока)
Трамвая и поезда (электричка)
Женщины и рыбы (русалка)
Холодильника и вентилятора (кондиционер)
Апельсина и лимона (грейпфрут)
IV этап: Физкультминутка («истинно - ложно)
Я назову предложение, если оно ложное, то вы топаете, если верное, то хлопаете (написать на листочке)
- Ложное - топаете
- Верное - хлопаете
- Расстояние от точки, лежащей на окружности, до центра окружности равно радиусу окружности (хлопают)
- Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90 градусов (хлопают)
- Диагонали ромба равны (топают)
- В равностороннем треугольнике все углы по 60 градусов (хлопают)
- Боковые стороны любой трапеции равны (топают)
- Все диаметры окружности равны между собой (хлопают)
- В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна сумме катетов (топают)
- Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную данной прямой (хлопают)
- Всегда один из смежных углов - острый, а другой тупой (топают)
- В тупоугольном треугольнике все углы тупые (топают)
- Все углы прямоугольника равны (хлопают)
- Диагонали ромба точкой пересечения делятся пополам (хлопают)
- Существует прямоугольник, диагонали которого взаимно перпендикулярны (хлопают)
- Средняя линия трапеции равна сумме ее оснований (топают)
V этап: Повторение теоретического материала
Формулы сокращенного умножения, очень важный материал, они в той или иной степени обязательно присутствуют на экзамене, в первой части, при упрощении выражений или во второй части, при решении уравнений.
Установите соответствие:
(а +в)² |
а² - 2ав + в² |
(а - в)² |
(а - в)(а + в) |
а²- в² |
(а + в)(а²- ав + в²) |
а³ + в³ |
а² +2ав + в² |
а³ - в³ |
(а - в)( а² + ав + в²) |
Каждой группе раздаются задания и ограниченное время на его решение (к доске вызывается по одному ученику из каждой команды, остальные решают на месте)
8 класс |
9 класс |
1. Выполните действия: |
|
а) (5x + 3y)²; |
а) 81-x² |
б) x² - 64 |
б) (6х + 5)² |
2. Найдите значение выражения: |
|
а) (4p +3)² - 8p(2p+3) при р = 5 |
б) с(с-10р)-(с-5р)² при р=2 |
VI этап: Игра «Рассеянный математик»
Говорят, что математики - рассеянные люди, они постоянно думают о математике, поэтому в любом слове делают по ошибке, превращая его в математический термин.
Отгадайте по подсказкам слова, которые математик хотел написать и которые у него получились, если известно, что он добавлял или убирал в слове ровно по одной букве.
- Хотел написать название твердого горючего ископаемого, а получилось название плоской геометрической фигуры (уголь - угол)
- Хотел написать название островного государства в Америке, а получилось название геометрического тела (Куба - куб)
- Хотел написать синоним слова «лучший товарищ», а получилась геометрическая фигура без углов (друг - круг)
- Хотел написать авторитетного деятеля искусства, а получилась современная единица длины (мэтр - метр)
- Хотел написать синоним слова дорога, а получилась цифра, которую любят ученики (путь - пять)
- Хотел написать название комнатного цветущего растения, а получилась плоская часть поверхности геометрического тела (герань - грань)
VII этап: Рефлексия
У вас на столе лежат кружки 3 разных цветов, прошу поднять круг:
- красного цвета - кому страшно сдавать ОГЭ;
- желтого - кому страшновато, но он уверен, что еще успеет подготовиться;
- зеленого - кто уверен, что успешно справится с ОГЭ.