Волейбол для детей - это один из самых безопасных видов спорта, который поможет реализовать себя, избавиться от комплексов, реализовать себя, укрепить здоровье и найти новых друзей.
Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам. Несмотря на внешнюю, кажущуюся, простоту игры, техника волейбола очень сложна. Эта сложность в первую очередь объясняется тем, что все технические приемы игры выполняются при кратковременном соприкосновении рук и мяча. К тому же, эти приемы нужно выполнять всегда эффективно, несмотря ни на какие изменения условий, игры. Современный волейбол предъявляет высокие требования к техническому мастерству спортсменов.
Некоторым кажется, что атака в волейболе - это легко: подпрыгиваешь и бьешь по мячу. Но в реальности именно она является вторым наиболее трудным игровым элементом после подачи силой в прыжке. Это движение приносит составу до 60% очков, поэтому внимание к технической подготовке волейболистов приобретает большую значимость. Нападающий удар в волейболе в большинстве случаев является завершением розыгрыша мяча на своей площадке, цель которого выигрыш очка в свою пользу.
На обучение нападающему удару отводится достаточно продолжительное время, что связано с необходимостью привить игроку такие качества, которые бы позволили ему, не теряя возможности корректировать свое местоположение в пространстве относительно площадки, сетки, блокирующих игроков противоположной команды. Суметь выпрыгнуть на совершение удара в том месте на сетке, где было бы наиболее удобное положение мяча для удара с минимально возможным противодействием соперника.
В нападающем ударе выделяют четыре фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, снижение. В разбеге делают от одного до трех шагов. Первый шаг относительно небольшой, и скорость движения в нем невелика. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Шаг по длине наибольший. Его выполняют скачком и, определяют, как напрыгивающий. При этом одну ногу, обычно правую, выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопу разогнуть, носок на себя. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем шаге отталкиваются от опоры и через небольшой промежуток времени подставляют ее к правой.
При одношажном разбеге делают только третий, напрыгивающий шаг и одновременно обе руки отводят назад. Прыжок выполняют, чтобы выйти к месту встречи с мячом при ударе поверх сетки. Отталкивание начинают руки движение по дуге сзади- вперед-вверх, затем ноги разгибают во всех суставах. Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой ноги руки посылают вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх. Когда ноги игрока отрываются от опоры, тело приобретает движение вверх и несколько вперед - это фаза полета. В момент отрыва ног от опоры следует верхнюю часть туловища отводить назад, что способствует уменьшению длины траектории полета. Руки вначале движутся вместе до уровня лица, затем активно включается в работу правая - бьющая - рука. Одновременно со взлетом игрок делает замах правой рукой вверх-назад.
При этом важно соблюдать последовательность движения: плечо - локоть - предплечье - кисть. Предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьирует в широких пределах в зависимости от индивидуальных способностей игроков. Однако локоть всегда должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают положение «лука» - прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, отводя голень назад. Левая рука принимает активное участие в замахе: ее отводят в сторону; таким образом, растягивается большая грудная мышца. Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, одновременно выводят вперед и поднимают правое плечо. Это движение задает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локтевом суставе, вытягивают верх и несколько вперед, затем опускают по дуге вперед-вниз к левому колену. Одновременно плечо выводят вперед, что помогает задать более точное направление полета. Кисть накладывается на мяч в расслабленном состоянии сзади-сверху движением «хлест», и одновременно с ведением руки вперед ее сгибают, направляя мяч вниз. Скорость движения руки наращивается плавно. К моменту удара она должна быть наибольшей. В четвертой фазе игрок снижается и приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям.
Классификация
Нападающие удары можно классифицировать следующим образом:
а) по направлению удара: - по ходу разбега; - с переводом;
б) по высоте передач: - с высокой передачи; - со средней передачи; - с низкой передачи;
в) по месту отталкивания: - с передней линии; - со второй линии;
г) обманные.
Перед изучением нападающего удара в прыжке с разбега игроки с плохо развитой координацией движений должны предварительно освоить верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар. Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по нему в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит из-за неумения своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком, в результате мяч оказывается сзади него, далеко впереди или в стороне. Такие недостатки затрудняют освоение данного приема и надолго затягивают формирование соответствующего двигательного навыка. Поэтому при обучении не надо торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку к нападающему удару: лучше сначала как следует закрепить навык точного выхода на мяч. После освоения нападающего удара полезно периодически возвращаться к верхней передаче через сетку, чтобы проконтролировать скорость и точность выхода.
Методика обучения
Обучение прямому нападающему удару лучше начать с просмотра мультимедийного пособия, сопровождаемого комментариями учителя по технике выполнения:
- Разбег обычно выполняется с двух-трех шагов.
- Для разбега с трех шагов движения начинают с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а с двух шагов - с разноименной.
- В начале разбега корпус наклонен вперед, руки опущены вниз.
- Первый шаг должен быть коротким: он обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору.
- При разбеге в три шага нужно сначала сделать два шага, выполнить напрыгивание на обе ноги, правую ногу поставить на пятку перекатом, затем приставить к ней левую.
- Во время прыжка в начале напрыгивания следует отвести руки назад-в стороны, а при отталкивании согласованно с ним выполнить мах вперед-вверх, описывая дуги.
- Замах начинается с отведения плеча, корпус отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.
- Положение бьющей руки в замахе должно быть следующее: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.
- Левая рука в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.
- Удар начинается с движения плеча вперед.
- Руку при ударе выпрямляют в локтевом суставе.
- Удар по мячу наносят в высшей точке напряженной ладонью, кисть принимает форму сферы, пальцы вместе, большой отведен в сторону.
- После удара корпус сгибается вперед, подчиняясь направлению удара.
- Бьющая рука показывает направление вылета мяча или опускается вниз.
Обучение технике выполнения нападающего удара начинается с правильной постановки ног. Сначала нужно определить, какая нога у ученика толчковая. Обычно это та нога, которой ему удобно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. В основном выбор той или иной ноги - дело привычки. Как правило, игроки, у которых более ловкая рука - правая, чаще отталкиваются левой ногой. Надо стараться определять время и место выхода на мяч в тот момент, когда он только оторвался от рук пасующего. Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте - это не ошибка. Главное - не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. В напрыгивании перед прыжком вперед посылают правую ногу, если нападающий удар будет выполняться правой рукой. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением «тянут» тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: вначале правая - на внешний свод стопы, а левая - на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем нужен больший вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок быстро отталкивается ногами. Энергичный замах рукой и отведение плеча способствуют повороту туловища вправо. В напрыгивании надо соблюдать разумную меру в определении высоты прыжка, помня, что это лишь средство для выполнения удара, а не самоцель.
Обучение разбегу:
- Прыжок на месте со взмахом рук.
- Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.
- Разбег с одного-двух шагов, имитация верхней передачи в прыжке.
- Разбег с одного-двух шагов, верхняя передача мяча в держателе или с поддержкой партнера.
- Разбег с одного-двух шагов, верхняя передача мяча в прыжке: - в стену или через сетку; - с низкого подбрасывания в «темп»; - с высокого подбрасывания партнера; - с низкого подбрасывания партнера.
Обучение ударному движению:
- Правая рука в положении замаха, левая впереди на уровне лица. Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.
- Взмах руками и постановка руки в замах: - на месте; - в прыжке.
- Из положения замаха - нападающий удар: - по тыльной стороне кисти выставленной вперед-вверх левой руки; - по мячу в левой руке; - без мяча с опусканием руки; - в пол, в стену с руки; - в пол, в стену после подбрасывания.
Обучение нападающему удару в целом:
- Нападающий удар с одного-двух шагов разбега по мячу в держателе или удерживаемому партнером: - в пол; - через сетку.
- Имитация нападающего удара в прыжке с одного-двух шагов разбега.
- Нападающий удар по мячу: - с низкого набрасывания партнера в «темп»; - с высокого набрасывания партнером; - с собственного набрасывания.
- Нападающий удар с подачи учителя или партнера.
Возможные ошибки…
В разбеге:
- недостаточная длина или низкая скорость разбега;
- размахивание руками или их скрещивание при разбеге.
В подготовительной фазе:
- отсутствие вращения рук, высокое вращение рук или вращение прямых рук;
- напрыгивание на две ноги происходит одновременно или на носки;
- слабая остановка правой ногой или левая нога приставлена слишком поздно;
- вялое или слишком высокое напрыгивание;
- слишком высокий прыжок или выполненный в неполную силу;
- прыжок не сопровождается движением рук или слишком медленный мах руками;
- рука не зафиксирована в замахе или «завалена» влево;
- слишком низкое расположение предплечья или локтя;
- кисть не закреплена при замахе или развернута;
- пальцы разведены или не отведен большой палец.
В рабочей фазе:
- при ударе локоть не выставлен вверх или согнута рука;
- слабая работа предплечья или кисти;
- после удара рука отведена слишком далеко назад или влево;
- слишком медленное движение руки при ударе;
- удар выполнен слишком поздно или слишком резко направлен вниз;
- удар выполнен при недостаточно высоком прыжке;
- нападающий удар выполнен не по плану или без учета игровой обстановки.
В завершающей фазе:
- локоть бьющей руки опускается быстрее кисти;
- приземление выполнено на одну ногу или очень жесткое;
- игрок не готов к следующим действиям.
…и работа над их устранением
- Прыжок в длину с места с последующим ускорением к сетке - 5 повторений.
- Передачи набивных мячей в тройках: два игрока по очереди из положения лежа на спине передают мяч третьему, который принимает мяч в движении и возвращает обратно. Партнеры меняются ролями через 10 передач.
- В зоне 6 игрок в прыжке выполняет бросок через сетку и следом в зоне 1 - напрыгивание в упор присев на гимнастического козла. Страховка обязательна. Выполнить 5 повторений.
- Учащиеся делятся на пары, встают друг напротив друга и повторяют технику всех элементов прыжка: от отведения рук назад до завершающего напрыгивания и приземления- 3-5 мин.
- Выполнить напрыгивание перед партнером, удерживающим мяч на вытянутой вверх руке.
- Упражнение в парах. Удары прямой рукой по мячу в партнера с постоянным увеличением силы.
- Из зоны 4 игрок наносит по 5 ударов в зоны 5-6-1, в которых его партнер, передвигаясь от зоны к зоне, их принимает.
- Удары по неподвижному мячу. Игрок с другой стороны сетки ставит блок.
- Игрок у сетки выполняет передачу для нападения в зону 3 или 2 и сразу после этого нападающий удар по неподвижному мячу.
Заключение
Многие люди сейчас отдают предпочтение играм с мячом, как для собственного увлечения, так и для своих детей. Любая игра с мячом подразумевает собой зрелищность, и красоту выполняемых элементов. Несомненно, волейбол - одна из таких игр, количество занимающихся волейболом растет в геометрической прогрессии. Если вы находитесь в раздумьях в какую секцию отдать своего ребенка, чтобы он разносторонне развивался, улучшал навыки коммуникабельности и развивал физические способности, волейбол - ваш выбор! В игре дети могут развивать быстроту и координацию. К тому же этот процесс будет для них приятным и увлекательным.
Начать заниматься волейболом никогда не поздно. В умелых руках тренера вы сможете освоить технику в любом возрасте. Конечно, наивысших спортивных достижений добиться будет трудно, но для поддержания формы, для интересного досуга и плюс еще одного умения в жизни, это точно ваш вариант!
Литература
- Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2002. - 520 с.
- Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К.Холодов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
- Чехова, О.Ю. Основы волейбола [Текст] / О.Ю.Чехова. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 208 с.
- Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Пособие для учителей и методистов. - М., «Просвещение», 2011 г.
- Волейбол. Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина - М., 2009 г.
- Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 2010 г.
- Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 2009 г.
- Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2005 г.
- Твой олимпийский учебник. Учебное пособие для учреждений образования России. - 15-е издание. В.С. Родиченко и др. - М., Ф и С, 2008, 144с.