Семейный праздник: чаепитие в «Изумрудном городе»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Ключевые слова: чаепитие


Особенности реализации мероприятия

Тема образовательного события «Семейный праздник: чаепитие в «Изумрудном городе» обусловлена идеей реализации регионального проекта «Дресс-код современного читателя», нацеленного на освоение младшими школьниками стратегии смыслового чтения всей семьей. При составлении «Золотой полки книг» для чтения на лето обучающиеся 4 класса выбрали среди 10 произведений книгу Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», которая стала основой их специально организованной проектной, исследовательской, творческой деятельности.

Реализовать проекты и программы духовно-нравственного образования можно только в тесной связке школы с семьей, когда педагогом и родителями, бабушками и дедушками формулируются общие подходы к развивающей, воспитывающей деятельности. Общие дела, праздники и события создают не только особый уклад в классе, но и среду взаимного доверия, взаимопомощи, нацеленности на личностные результаты, формируемые общими усилиями в воспитании высоконравственного, трудолюбивого, любящего родину и семью, творческого человека.

Возраст обучающихся - 10-11 лет (4 класс).

Цель образовательного события - формирование у семей класса позитивного опыта планирования и реализации праздника выходного дня как тематического чаепития, объединяющего всю семью за чтением, за праздничным столом, за творческим досугом.

Традиция Романовского семейного чаепития имеет большие историко-культурные корни и может быть продолжена как «семейная традиция», а также стать темой для мини-исследовательских проектов (о «романовской баранке», «купеческом чаепитии», сюжетах с чаепитием у Бориса Кустодиева и т.п.).

Задачи мероприятия:

  • освоение семьями способов смыслового чтения, в том числе создания творческих продуктов (лэпбуков, читательских дневников, фанфиков, командных отзывов, буктрейлеров) на материале книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»;
  • создание сценария и инсценировка фрагментов книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»;
  • планирование и реализация семейных событий по теме «Чаепитие в Изумрудном городе», включая декорирование помещение, создание приглашений, формирование тематического меню, продумывание и осуществление творческой программы;
  • оформление материалов семьи (портфолио праздника) для «отчетного» события в классе по теме «Как мы провели чаепитие в «Изумрудном городе».

Форма проведения: классный час-погружение, последействие: семейный праздник, чаепитие с творческими конкурсами, рефлексия события.

Сценарный план

Этапы мероприятия

Виды деятельности участников

Время

Подготовительный

Чтение всей семьей книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» (продукт: заполненный читательский дневник, фото за летним чтением - см. приложение 1);

Представление книги в творческой форме: лэпбук, фанфик, отзыв, буктрейлер - см. Приложение 2.

Защита творческих «Продуктов в классе».

Летние каникулы

Разработка сценариев и инсценировка фрагментов книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» (Приложение 3).

Обсуждение в классе и родительском чате в viber вариантов проведения мероприятия в классе «День книги» и семейных событий «Чаепитие в Изумрудном городе»

Сентябрь

Основной этап

Проведение (в формате классного часа-погружения) «Дня книги» (на материале книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города») с участием родителей (фокусники «Изумрудного города») и с показом инсценировки фрагментов книги. Одним из ключевых этапов классного часа является обсуждение с детьми замыслов проведения семейных праздников «Чаепитие в Изумрудном городе».

2 октября: 1 час

Проведение в семьях «Чаепитий в Изумрудном городе». (Приложение 4) 10-11, 17-18 октября

Рефлексивный

Представление в классе опыта проведения семейных чаепитий (классный час - рефлексия события).

Оформление странички класса на портале «Дресс-код»: http://wiki.iro.yar.ru/index.php/СПДК_СШ6_Тутаев.

19-23 октября

Сценарий классного часа-погружения «День книги»

(на материале книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

Цель: создание условий для творческого осмысления книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», позволяющего каждому ребёнку организовать семейное чаепитие в духе Волшебной страны.

Планируемые результаты.

  • Каждый младший школьник осмыслил ключевую идею книги: победы добра силой дружбы, взаимопомощи и самопожертвования над силами зла.
  • Состоялась презентация творческих продуктов - «послевкусия прочтение книги»: читательские дневники, отзывы, инсценировка фрагментов книги.
  • Спроектированы идеи семейного праздника «Чаепитие в Изумрудном городе».

Этапы

Действия учителя, соведущих

Действия учеников

Мотивационный: создание атмосферы классного часа, введение темы

Ведущий показывает фрагмент анимационного фильма «Волшебник Изумрудного города», заканчивающийся «Песней друзей» («Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной»)…
Диалог с детьми о сюжете книги Александра Волкова.

«Пропускают через себя» тему классного часа-погружения

Этап создания проблемной ситуации

Ведущий показывает слайды с коллажем, который фиксирует год начала Второй Мировой войны и ужасы порабощения стран фашистами. Следующий слайд - миры Александра Волкова, Джона Р.Р.Толкиена, Николая Носова.
Слово ведущего.
В «Год памяти и славы» в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы много и по-разному вспоминали героев и трагические события Второй Мировой войны, которая началась 1 сентября 1939 года. Почему мы начинаем наш разговор о книге «Волшебник Изумрудного города» с этой информации? Потому, что, затеяв перевод английской версии истории девочки из Канзаса Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз» (1900 г.), Александр Мелентьевич создал практически оригинальный мир чудес и выпустил свою книгу именно в 1939 году.
1939, 1941-1945… Гибнущие люди, привыкшие к мирному труду, но вдруг поднявшие голову вверх и ставшие способными к подвигу - к уничтожению «гингем» и «бастинд», гитлеровских чудовищ. Силой оружия трудно противостоять непобедимым полчищам «саблезубых тигров», «стаям огромных волков со злыми желтыми глазами», «летучим обезьянам», «смертоносным ураганам».
В послевоенное время была придумана Николаем Носовым самая известная страна коротышек в «Приключения Незнайки и его друзей». Мы считаем, что эти факты - совсем не совпадения. Невысокие люди, коротышки, полурослики неслучайно населили волшебный мир. Как же тогда победить коротышкам? Что их спасает? Как они находят силы, чтобы победить?

Формулируют предположение, в чём заключается главная идея книги. Мы считаем, что книга о том, как друзьям преодолеть невозможное, как найти путь к своей смелости, к своим скрытым силам.

Этап «Смыслового чтения» (работа по группам)
Группа 1. Народы Волшебной страны

Группа 2. Победы Феи Убивающего домика и Феи Спасительной воды над Гингемой и Бастиндой

Группа 3. Разоблачение Гудвина

Группа 4. У Стеллы. Отказ от Золотой шапки, управляющей Летучими обезьянами

Стимулирует деление на четыре группы (цветами народов Волшебной страны: желтый, голубой, фиолетовый, розовый)
Даёт задание для работы.
Поддерживает темп работы над фрагментами из текста.
Пример текста: «Пока девочка нерешительно стояла на пороге, из-за деревьев появились самые забавные и милые человечки, каких только можно вообразить. Мужчины, одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны, ростом были не выше Элли; на ногах у них блестели голубые ботфорты с отворотами. Но больше всего Элли понравились остроконечные шляпы: их верхушки украшали хрустальные шарики, а под широкими полями нежно звенели маленькие бубенчики. Вдали, за плодовыми деревьями, виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин, они стояли, перешёптываясь и переглядываясь, но не решались подойти поближе…».
«У ворот висел колокол. Элли дёрнула за верёвку, и колокол ответил глубоким серебристым звоном. Большие ворота медленно раскрылись, и путники вошли в сводчатую комнату, на стенах которой блестело бесчисленное множество изумрудов. Перед путниками стоял маленький человек. Он был с ног до головы одет в зелёное и на боку у него висела зелёная сумка…».

Отвечают на проблемные вопросы:
Какими качествами обладают жители Волшебной страны?
Случайно ли победила Элли могучих злых волшебниц?
Помог ли Гудвин друзьям Элли?
Почему Стелла предлагает друзьям отказаться от «Золотой шапки», управляющей Летучими обезьянами?
Общий вопрос:
Так что же даст сказке счастливый финал? Сверхволшебство? Всё дело в волшебных туфельках, которые и перенесут Элли с Тотошкой на родину? Как Маленькой девочке с песиком, быстро ржавеющему Железному Дровосеку, соломенному пугалу и боящемуся даже своей собственной тени Трусливому Льву удаётся исполнить «заветные желания»?
Формулируют вывод:
Дружба «маленькой компании», их готовность пожертвовать собой ради друг друга, вера в собственные силы помогли пройти самые сложные испытания.

Второй мотивационный этап

(Появление «героев» Волшебной страны). Инсценировка (Приложение 3)

Настраиваются на творческий этап классного часа.

(Появление фокусника из Волшебной страны)
Проводит творческие конкурсы, показывает фокусы

«Берут на заметку» идею проведения творческих конкурсов на чаепитии

Этап работы над замыслами «Чаепития в Изумрудном городе»

Слово ведущего. Мир Волшебной страны прекрасен и ярок. В нём все существа владеют языком, даже пугало ворон на огороде одного из жевунов, которое потом станет Страшилой Мудрым. Александр Волков наделил способностью говорить даже «приезжих». Так в нашей сказке заговорил Тотошка, верный пёсик Элли. Этот мир полон красок. Каких красок? В каких странах и почему вы хотите побывать?
Обеспечивает выход на идею: как отметить победу Элли и ее друзей в своей семье - чаепитием в «Изумрудном городе» (с творческими конкурсами)

Представляют миры Александра Волкова.
Любимым цветом в стране болтунов является розовый, у жевунов - голубой, у мигунов - фиолетовый, а в Изумрудном городе - зелёный. Изумрудный город сверкает всеми оттенками зеленого, если примерить специальные очки! Нам захотелось побывать в Фиолетовом дворце, в Розовом замке, в Радужном дворце Семи владык… А какой квест можно пройти в замке Людоеда, который находится в лесу к северу от Голубой страны.
Формулируют «домашнее задание»: провести чаепитие в Изумрудном городе.

Дополнение

Ведущий: Замечательные иллюстрации у книги появились благодаря рисункам Леонида Викторовича Владимирского, который подарил нам ставшие привычными образы к этой и другим повестям цикла.
Предлагает ученику сделать мини-сообщение. Участники работают с иллюстрациями к книге «Волшебник Изумрудного города» - работа Л.В.Владимирского, отвечая на вопрос: удалось ли художнику передать характер персонажей? Что можно изобразить по-другому и почему?

Сообщение обучающегося об иллюстрациях Л.В.Владимирского.
Обсуждают иллюстрации.

Материально-техническое обеспечение

Осуществление мероприятия не требует закупки особого оборудования; событие может быть реализовано в рамках курсов «Литературное чтение», на классном часе, на занятии внеурочной деятельности по курсу духовно-нравственного развития.

Для активизации проектно-исследовательской работы обучающихся в классе реализуется курс внеурочной деятельности, дети имеют представление о структуре проекта, создании и защите его замысла. На уроках ИЗО, технологии ученики 4Б класса получили основы работы с материалами и компьютерными программами, которые могут быть востребованы при проведении мероприятия, в том числе при работе с фотографиями, составлении «памятного семейного альбома».

Мероприятие опирается на событийный и деятельностный подходы в духовно-нравственном воспитании. Используются методы мотивации, активизации проектно-исследовательской деятельности, событие учитывает методы смыслового чтения.

Организовано обсуждение с родителями замысла проекта в родительском чате (viber).

Используется интернет для работы с видеофрагментами из анимационного фильма «Приключения в Изумрудном городе» https://youtu.be/kGUm8oX-7gg, с песней «Мы в город изумрудный»: https://youtu.be/s3Ms7tTS7TA, иллюстрациями Л.В.Владимирского: https://risovashki.tv/blog/skazochnye-illiustratsii-lv-vladimirskogo/.

Дети работают в программе MS PowerPoint.

Оформляется страничка класса на wiki-портале областного «Института развития образования» сетевом проекте «Дресс-код»: http://wiki.iro.yar.ru/index.php/СПДК_СШ6_Тутаев.