Особенности реализации мероприятия
Тема образовательного события «Семейный праздник: чаепитие в «Изумрудном городе» обусловлена идеей реализации регионального проекта «Дресс-код современного читателя», нацеленного на освоение младшими школьниками стратегии смыслового чтения всей семьей. При составлении «Золотой полки книг» для чтения на лето обучающиеся 4 класса выбрали среди 10 произведений книгу Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», которая стала основой их специально организованной проектной, исследовательской, творческой деятельности.
Реализовать проекты и программы духовно-нравственного образования можно только в тесной связке школы с семьей, когда педагогом и родителями, бабушками и дедушками формулируются общие подходы к развивающей, воспитывающей деятельности. Общие дела, праздники и события создают не только особый уклад в классе, но и среду взаимного доверия, взаимопомощи, нацеленности на личностные результаты, формируемые общими усилиями в воспитании высоконравственного, трудолюбивого, любящего родину и семью, творческого человека.
Возраст обучающихся - 10-11 лет (4 класс).
Цель образовательного события - формирование у семей класса позитивного опыта планирования и реализации праздника выходного дня как тематического чаепития, объединяющего всю семью за чтением, за праздничным столом, за творческим досугом.
Традиция Романовского семейного чаепития имеет большие историко-культурные корни и может быть продолжена как «семейная традиция», а также стать темой для мини-исследовательских проектов (о «романовской баранке», «купеческом чаепитии», сюжетах с чаепитием у Бориса Кустодиева и т.п.).
Задачи мероприятия:
- освоение семьями способов смыслового чтения, в том числе создания творческих продуктов (лэпбуков, читательских дневников, фанфиков, командных отзывов, буктрейлеров) на материале книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»;
- создание сценария и инсценировка фрагментов книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»;
- планирование и реализация семейных событий по теме «Чаепитие в Изумрудном городе», включая декорирование помещение, создание приглашений, формирование тематического меню, продумывание и осуществление творческой программы;
- оформление материалов семьи (портфолио праздника) для «отчетного» события в классе по теме «Как мы провели чаепитие в «Изумрудном городе».
Форма проведения: классный час-погружение, последействие: семейный праздник, чаепитие с творческими конкурсами, рефлексия события.
Сценарный план
Этапы мероприятия |
Виды деятельности участников |
Время |
Подготовительный |
Чтение всей семьей книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» (продукт: заполненный читательский дневник, фото за летним чтением - см. приложение 1); Представление книги в творческой форме: лэпбук, фанфик, отзыв, буктрейлер - см. Приложение 2. Защита творческих «Продуктов в классе». |
Летние каникулы |
Разработка сценариев и инсценировка фрагментов книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» (Приложение 3). Обсуждение в классе и родительском чате в viber вариантов проведения мероприятия в классе «День книги» и семейных событий «Чаепитие в Изумрудном городе» |
Сентябрь | |
Основной этап |
Проведение (в формате классного часа-погружения) «Дня книги» (на материале книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города») с участием родителей (фокусники «Изумрудного города») и с показом инсценировки фрагментов книги. Одним из ключевых этапов классного часа является обсуждение с детьми замыслов проведения семейных праздников «Чаепитие в Изумрудном городе». |
2 октября: 1 час |
Проведение в семьях «Чаепитий в Изумрудном городе». (Приложение 4) | 10-11, 17-18 октября | |
Рефлексивный |
Представление в классе опыта проведения семейных чаепитий (классный час - рефлексия события). Оформление странички класса на портале «Дресс-код»: http://wiki.iro.yar.ru/index.php/СПДК_СШ6_Тутаев. |
19-23 октября |
Сценарий классного часа-погружения «День книги»
(на материале книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
Цель: создание условий для творческого осмысления книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», позволяющего каждому ребёнку организовать семейное чаепитие в духе Волшебной страны.
Планируемые результаты.
- Каждый младший школьник осмыслил ключевую идею книги: победы добра силой дружбы, взаимопомощи и самопожертвования над силами зла.
- Состоялась презентация творческих продуктов - «послевкусия прочтение книги»: читательские дневники, отзывы, инсценировка фрагментов книги.
- Спроектированы идеи семейного праздника «Чаепитие в Изумрудном городе».
Этапы |
Действия учителя, соведущих |
Действия учеников |
Мотивационный: создание атмосферы классного часа, введение темы |
Ведущий показывает фрагмент анимационного фильма «Волшебник Изумрудного города», заканчивающийся «Песней друзей» («Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной»)…
|
«Пропускают через себя» тему классного часа-погружения |
Этап создания проблемной ситуации |
Ведущий показывает слайды с коллажем, который фиксирует год начала Второй Мировой войны и ужасы порабощения стран фашистами. Следующий слайд - миры Александра Волкова, Джона Р.Р.Толкиена, Николая Носова.
|
Формулируют предположение, в чём заключается главная идея книги. Мы считаем, что книга о том, как друзьям преодолеть невозможное, как найти путь к своей смелости, к своим скрытым силам. |
Этап «Смыслового чтения» (работа по группам)
Группа 2. Победы Феи Убивающего домика и Феи Спасительной воды над Гингемой и Бастиндой Группа 3. Разоблачение Гудвина Группа 4. У Стеллы. Отказ от Золотой шапки, управляющей Летучими обезьянами |
Стимулирует деление на четыре группы (цветами народов Волшебной страны: желтый, голубой, фиолетовый, розовый)
|
Отвечают на проблемные вопросы:
|
Второй мотивационный этап |
(Появление «героев» Волшебной страны). Инсценировка (Приложение 3) |
Настраиваются на творческий этап классного часа. |
(Появление фокусника из Волшебной страны)
|
«Берут на заметку» идею проведения творческих конкурсов на чаепитии |
|
Этап работы над замыслами «Чаепития в Изумрудном городе» |
Слово ведущего. Мир Волшебной страны прекрасен и ярок. В нём все существа владеют языком, даже пугало ворон на огороде одного из жевунов, которое потом станет Страшилой Мудрым. Александр Волков наделил способностью говорить даже «приезжих». Так в нашей сказке заговорил Тотошка, верный пёсик Элли. Этот мир полон красок. Каких красок? В каких странах и почему вы хотите побывать?
|
Представляют миры Александра Волкова.
|
Дополнение |
Ведущий: Замечательные иллюстрации у книги появились благодаря рисункам Леонида Викторовича Владимирского, который подарил нам ставшие привычными образы к этой и другим повестям цикла.
|
Сообщение обучающегося об иллюстрациях Л.В.Владимирского.
|
Материально-техническое обеспечение
Осуществление мероприятия не требует закупки особого оборудования; событие может быть реализовано в рамках курсов «Литературное чтение», на классном часе, на занятии внеурочной деятельности по курсу духовно-нравственного развития.
Для активизации проектно-исследовательской работы обучающихся в классе реализуется курс внеурочной деятельности, дети имеют представление о структуре проекта, создании и защите его замысла. На уроках ИЗО, технологии ученики 4Б класса получили основы работы с материалами и компьютерными программами, которые могут быть востребованы при проведении мероприятия, в том числе при работе с фотографиями, составлении «памятного семейного альбома».
Мероприятие опирается на событийный и деятельностный подходы в духовно-нравственном воспитании. Используются методы мотивации, активизации проектно-исследовательской деятельности, событие учитывает методы смыслового чтения.
Организовано обсуждение с родителями замысла проекта в родительском чате (viber).
Используется интернет для работы с видеофрагментами из анимационного фильма «Приключения в Изумрудном городе» https://youtu.be/kGUm8oX-7gg, с песней «Мы в город изумрудный»: https://youtu.be/s3Ms7tTS7TA, иллюстрациями Л.В.Владимирского: https://risovashki.tv/blog/skazochnye-illiustratsii-lv-vladimirskogo/.
Дети работают в программе MS PowerPoint.
Оформляется страничка класса на wiki-портале областного «Института развития образования» сетевом проекте «Дресс-код»: http://wiki.iro.yar.ru/index.php/СПДК_СШ6_Тутаев.