Задачи урока:
- уточнить представления о смыслоразличительной функции ударения;
- развивать мышление, коммуникативные качества, интерес к изучению языка;
- воспитывать взаимопомощь, аккуратность, внимательное отношение к слову;
- сохранять и укреплять здоровье обучающихся.
Ход урока
1. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать.
Только лишь отметку «пять»!
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
2. Новый материал
Учитель: мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, мы сейчас сами догадаемся. Для этого нам нужно вспомнить алгоритм написания букв и записать их (запись букв по алгоритму)
А) В средней третьей части дополнительной строки выписываем петельку, после поворота ручки опускаемся по наклонной линии до верхней линеечки рабочей строки, выполняем поворот на месте и поднимаемся по крючку до середины верхней части буквы, далее пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия, "клюшка" на ширину буквы.
Б) Ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, уходим влево-вверх, задерживаемся на строке и опускаемся по прямой наклонной линии вниз, поворот на месте, крючок до середины, две части соединяем, "секретом", по "секрету" длинная наклонная линия вниз (на 1,5 высоты буквы или не доходя 1/3 в нижней дополнительной строке), петелька, перехлест на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины (петелька по ширине должна быть на 1/3 уже, чем ширина буквы, а в средней ее части выписывается "секрет").
В) Ставим ручку на 1/3 сверху, уходим влево-вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по прямой наклонной вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, две части соединяем "секретом", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Г) Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по длинной прямой наклонной линии вниз (не доходя 1/3 в дополнительной строке), снимаем ручку, ставим на 1/3 сверху, бугорком уходим вправо-вверх, коснувшись верхней линеечки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте и поднимаемся по крючку до середины.
Д) Ставим ручку на 1/3 снизу в рабочей строке, уходим по крючковой наклонной до 1/3 сверху, пишем "секрет", задерживаемся на строке, опускаемся вниз, выполнив перехлест на середине высоты буквы, выполняем поворот на месте и поднимаемся по крючку до середины.
Е) Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по наклонной линии, поднимаемся по наклонной линии до середины, выполняем поворот на месте, уходим вправо-вверх и на 1/3 выписываем "секрет", по "секрету" прямая наклонная вниз, поворот на месте, крючок до середины.
Ж) Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.
З) Ставим ручку на 1/3 снизу в рабочей строке, уходим по крючковой наклонной до 1/3 сверху, пишем "секрет", задерживаемся на строке, опускаемся вниз, выполнив перехлест на середине высоты буквы, выполняем поворот на месте и поднимаемся по крючку до середины.
Какое слово получили (записали). Так как значит, зовут принца?
Учащиеся: УДАРЕНИЕ
Учитель: Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение? Какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
Учащиеся: Нет
Учитель: Рассказать?
Учащиеся: Да.
Учитель: Слушайте.
Учитель: В некотором царстве в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то УДАРЕНИЕ и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю, значение части из вас!» Слова конечно не поверили
- Вышел вперёд замок и сказал: "Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый. Что справлюсь с каким-то УДАРЕНИЕМ. Ведь УДАРЕНИЕ - это просто чёрточка!" А УДАРЕНИЕ рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
- Как вы думаете, какое слово получилось?
Учащиеся: зАмок (учитель записывает слова и показывает картинку) замок - зАмок
3. Физкультминутка
На дверях висит замок, (сомкнуть руки в "замочек")
Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с "замочком" вперед)
Мы замочком постучали, (постучать "замочком" по столу)
Мы замочек повертели, (повертеть "замочком" вправо-влево)
Мы замочек покрутили, (покрутить "замочком" к себе - от себя)
И открыли! (разомкнуть руки)
Учитель: А дальше вот что случилось. Вышли вперёд…(белки). Читайте сами (дети читают следующее слово).
Учащиеся: белки (объяснение слова)
Учитель: Да, «Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то УДАРЕНИЕ ничего не сделает». Как вы думаете, что произошло дальше?
Учащиеся: УДАРЕНИЕ перешло на другой слог и превратило это слово в белок.
Учитель: Абсолютно верно. (Прикрепляет картинки и записывает слова) А теперь попробуйте сами закончить сказку…
Учащиеся: Потом вышли вперёд стрелки и сказали: - «Мы умеем стрелять и сможем защитить себя». УДАРЕНИЕ их выслушало и перешло на первый слог. Затем УДАРЕНИЕ превратило кружки в кружки, а гвоздики в гвоздики.
Учащиеся: УДАРЕНИЕ перешло на другой слог и превратило это слово в белок.
Учитель: Молодцы. А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
Учащиеся: Слова поняли, что не могут жить без УДАРЕНИЯ.
Вывод: Слова поняли, что они не могут жить без Ударения. В
В каждом слове есть УДАРЕНИЕ. Ударение может изменить смысл слова.
Учитель: А куда в словах мы ставим ударение?
Учащиеся: На гласный звук.
Учитель: А если слово состоит из одного слога, ударение ставится?
Учащиеся: Если в слове один слог, то ударение не ставится.
Учитель: Как вы думаете почему?
Учащиеся: Если в слове один слог, то в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда произносится чётко и ударение уже не превратит это слово в другое.
Учитель: Значит, слово, состоящие из одного слога, могут не бояться УДАРЕНИЯ, т.к. ударение не изменит смысла слова. Молодцы. Вот видите, сколько работы у принца УДАРЕНИЯ. Но, не смотря на свою загруженность, он приготовил вам задание. Прочитайте, что за слова написаны.
- уху
- ворот
- пили
Учащиеся: Здесь не ясно, о чём идет речь, ведь ударения нет. ( Дают объяснения слов).
Учитель: Видите, как трудно без ударения. Я сейчас вам помогу.
На доске:
Уху
Мы сегодня ели …
Комар подлетел к …
Ворот
Собака сидит у …
У рубахи вышит …
Пили
Дети … молоко … бревно ровно
Учитель: Теперь понятно. (Да)
Запишите два любых предложения. Но не забудьте про УДАРЕНИЕ. Слог, который произносится сильнее других, с ударением, называется ударным. А как будет называться слог, на который падает ударение?
Учащиеся: Безударный.
Учащиеся: Ударение ставим только на гласный звук.
Принц: УДАРЕНИЕ очень доволен вашей работой. Он предлагает вам ещё задание. Справитесь.
Учащиеся: Да.
Учитель: Я произношу слово, а вы не следующей строчке с маленькой буквы будете записывать только одну букву, обозначающую ударный гласный звук.
(дети в тетрадке букву, учитель на доске слово)
ПЕНАЛ. Какую букву записали?
Учащиеся: А.
Учитель: Хорошо (таким образом, идёт работа с остальными словами).
Учитель (и), портфель (е), Люда (ю), пятница (я), альбом (о), ручка (у), цветы (ы), ёлка (ё), Эмма (э).
Проверка:
а и е ю я о у ы ё э
Посмотрите на буквы, которые записали, что заметили?
Учащиеся: Написали все буквы гласных звуков
Учитель: Верно, ударение ставится, только над буквой гласного звука.
Какая из этих букв волшебная и почему?
Учащиеся: Буква Ё всегда ударная.
Учитель: Умнички. Вспомнили. Что мы знаем о букве Ё?
Учащиеся: Если в слове есть Ё, то мы ударение не ставим. Ударение в слове всегда падает на слог с буквой Ё.
Вместе с учащимися.
Учитель и учащиеся: (учили в 1 классе)
Расскажи-ка буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?Буква ё даёт отчёт:
- Ничего житьё течёт.
Я ударная всегда.
Ой-ой-ой. Вот это да!
Учитель: Значит, Ударение может, ставится над любой буквой гласного звука, кроме Ё, т.к. она всегда ударная. Принц очень рад, что вы пришли к нему в ЗАМОК. Всем гостям он приготовил интересное задание. Нужно раскрасить картинку в слове которого ударение падает на 1 слог, 2 слог и 3 слог, и где ударение не ставим. (картинку раздаем всем учащимся) Приложение №1
Учитель: Молодцы. Задание на внимание. Какое слово лишнее?
1 группа; 2 группа; 3 группа (дети объясняют, какое слово лишнее и почему?)
Учитель: Молодцы! Закройте глазки. Мы возвращаемся.
Солнце село за село
Нам ужасно повезло,
Что в гости к УДАРЕНИЮ сходили,
И все его секреты мы раскрыли.
Обобщение изученного материала (Приложение №2)
(работа по карточке «Проверь себя»)
1. Ударных слогов в слове может быть:
а) сколько угодно;
б) один;
в) два.
2. В каких словах не ставится ударение:
а) ванна;
б) ночь;
в) метро;
г) крыша.
3. Какая буква обозначает звук, который всегда стоит под ударением?
а) я;
б) ё;
в) ю;
г) а
Продолжите предложение:
Знак ударение ставится только... (на гласные буквы)
Слог, который произносится сильнее других, называется… (ударным)
Слог, на который не падает ударение, называется…. (безударным)
От места ударения иногда зависит… (смысл слова)
4. Итоги урока
Учитель: Что же это за секреты ударения?
Учащиеся:
- Ударение ставится, если в слове несколько слогов.
- Буква Ё всегда ударная.
- Любая буква гласного звука может быть под ударением.
- Гласные бывают ударными и безударными.
- От ударения зависит смысл слова.
Учитель: И на прощание принц Ударение даёт вам последнее испытание: я называю слова, а вы должны изменить ударение
- хлопок - хлопок
- пары - пары
- мука - мука
- Поля - поля
- полки - полки
- стоит - стоит
- плачу - плачу