ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура и спорт играют важную роль в жизни подрастающего поколения. В то же время специалисты отмечают, что на сегодняшний день наблюдается тенденция к снижению двигательной активности школьников. Это объясняется перегруженностью учебных программ, постоянным использованием компьютеров и мобильных телефонов, сидячим образом жизни. Все вышеизложенное приводит к ухудшению здоровья детей и подростков, возникновению хронических заболеваний, а также ослаблению организма в целом и снижению показателей физической подготовленности. Двух уроков физической культуры в школе явно недостаточно для удовлетворения потребностей подрастающего организма ребенка в двигательной активности. В связи с этим возрастает роль внеурочных занятий по различным видам спорта, среди которых важное место занимает легкая атлетика.
Легкая атлетика входит в программу по физической культуре на протяжении всего периода обучения в школе [2, с. 15]. Ее основу составляют бег, прыжки и метания, которые являются базовыми прикладными упражнениями. Анализ специальной научной и методической литературы выявил, что в настоящее время имеется большое количество материала, посвященного занятиям легкой атлетикой [1, с 4]. Достаточно подробно раскрыты средства и методы тренировок на различных этапах спортивной подготовки, определено дозирование нагрузок в годичном макроцикле, представлены упражнения по различным спортивным дисциплинам, входящим в легкую атлетику. При этом большинство существующих программ касаются в основном подготовки профессиональных спортсменов, в то время как вопросы о проведении внеурочных занятий в общеобразовательных организациях раскрыты недостаточно подробно.
Цель исследования - разработать и обосновать методику проведения внеурочных занятий по легкой атлетике со школьниками 5-6 классов в общеобразовательной организации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводилось нами в течение учебного года в МБОУ «Образовательный комплекс №3» в городе Пушкино. В исследовании принимали участие 30 школьников 5-6 классов, занимающихся в школьной секции по легкой атлетике во внеурочное время. Дети были поделены на две равных группы - экспериментальную и контрольную группу. Контрольная группа занималась по методике, базирующейся на программе детско-юношеских спортивных школ по легкой атлетике для детей данного возрастного периода. Основная задача заключалась в развитии физических качеств с использованием нагрузок с высокой интенсивностью. Применялись достаточно сложные упражнения, такие как многоскоки, силовая и прыжковая работа с отягощениями и многократные ускорения.
Экспериментальная группа занималась по разработанной нами авторской методике по легкой атлетике. Основу методики составили упражнения, взятые из программы начальной подготовки по легкой атлетике, адаптированные под условия и контингент занимающихся в школе. Основная задача методики заключалась в приобщении детей к занятию физической культурой и спортом, формированию мотивационных ценностей, повышению двигательной активности, укреплению здоровья, и повышению физической подготовленности. Для повышения адаптационных возможностей мы использовали большое количество упражнений аэробных направленности. Для этого разрабатывались комплексы беговых и прыжковых упражнений в зоне нагрузки умеренной и большой интенсивности. При этом нами почти не использовались жесткие методы тренировки, такие как интервальный и повторный метод «до отказа», характерные для профессиональных спортсменов, поскольку школьники не обладают необходимым уровнем физической и функциональной подготовленности. Основными методами в экспериментальной группе являлись непрерывный, повторный, круговой, игровой и соревновательный методы спортивной тренировки. Такой подход позволял детям постепенно повышать уровень физической подготовленности без риска получения травм путем чрезмерных перегрузок организма.
Внеурочные занятия по легкой атлетике достаточно распространены во многих общеобразовательных организациях. При этом специфика школьных секций оказывает существенное влияние на методические подходы к преподаванию легкой атлетики. Процесс обучения в общеобразовательных организациях отличается условиями, контингентом, уровнем подготовленности от традиционных спортивных секций. Это влияет на постановку задач, средств и методов тренировки. Необходимо отметить, что цель преподавания легкой атлетики в общеобразовательных организациях связана в первую очередь с укреплением здоровья, приобщением детей к активному образу жизни, формирование интереса к физической культуре. В отличие от традиционных ДЮСШ, школьные внеурочные секции не акцентируют внимание на спортивных результатах и подготовке чемпионов и разрядников. Поэтому те программы, которые рассчитаны на спортсменов, не могут быть использованы на занятиях у обычных школьников, либо нуждаются в существенной корректировке и доработке.
Вторым важным аспектом, который следует учитывать при проведении внеурочных занятий в общеобразовательных организациях - это контингент занимающихся. В отличие от спортивных секций, в которых группы тщательно сформированы по годам либо по уровню подготовленности, школьные группы обычно являются неоднородными и разноуровневыми. К тому же часто вместе занимаются мальчики и девочки. Дети в школьных секциях существенно отличаются друг от друга по уровню подготовленности и состоянию здоровья. Кому-то из детей могут быть противопоказаны высокие нагрузки, и он будет выполнять беговые упражнения в медленном темпе с умеренной интенсивностью. Поэтому одной из задач педагога в общеобразовательной организации является владение информацией о здоровье каждого из своих подопечных. Т.е. можно говорить, что на занятиях по легкой атлетике следует использовать индивидуальный и дифференцированный подходы.
Третьим важным аспектом, который должен учитывать педагог, является мотивационная составляющая. Легкая атлетика относится к циклическим видам спорта, которые характеризуются повторяющейся монотонной работой. Такая рутинность может отрицательно сказаться на желании детей заниматься спортом, поэтому мы в нашей методике активно использовали игровой и соревновательный методы. С этой целью применялись встречная и комбинированная эстафеты, подвижные игры, основанные на беговых, прыжковых и метательных упражнениях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения эффективности разработанной методики нами было проведено тестирование показателей физической подготовленности детей в начале и конце исследования. Исходные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты тестирования физической подготовленности у школьников 5-6 классов в начале исследования (n=30)
№ |
Название теста |
ЭГ (n=15) |
КГ (n=15) |
Достоверность различий по критерию Стьюдента (P) |
Х± δ |
Х± δ |
|||
1 |
Прыжок в длину с места (см) |
154±14 |
153±15 |
P>0,05 |
2 |
Бег 30 м (с) |
5,8±0,8 |
5,7±1 |
P>0,05 |
3 |
Бег 1000 м (мин/с) |
6`20``±30`` |
6`15``±30`` |
P>0,05 |
4 |
Метание мяча на дальность (м) |
23±3 |
23±4 |
P>0,05 |
- n - число испытуемых в обеих группах
- X - среднее арифметическое
- δ (сигма) - среднее квадратическое отклонение
Анализ исходных данных не выявил достоверных различий между показателями обеих групп в начале эксперимента. При этом уровень физической подготовленности большинства детей был низким и средним. Наибольшие проблемы возникли при выполнении бега 1000м., что говорит о недостаточной выносливости школьников.
Результаты тестирования физической подготовленности в конце эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты тестирования физической подготовленности у школьников 5-6 классов в конце исследования (n=30)
№ |
Название теста |
ЭГ (n=15) |
КГ (n=15) |
Достоверность различий по критерию Стьюдента (P) |
Х± δ |
Х± δ |
|||
1 |
Прыжок в длину с места (см) |
167±17 |
159±16 |
P<0,05 |
2 |
Бег 30 м (с) |
5,1±0,5 |
5,5±0,8 |
P<0,05 |
3 |
Бег 1000 м (мин/с) |
5`30``±20`` |
6`05``±30`` |
P<0,05 |
4 |
Метание мяча на дальность (м) |
33±6 |
27±8 |
P<0,05 |
Анализ таблицы 2 выявил, что к концу исследования школьники экспериментальной группы стали достоверно превосходить испытуемых контрольной группы во всех измеряемых показателях. При этом уровень физической подготовленности детей экспериментальной группы по всем показателям соответствовал серебряному и золотому значку ГТО, что является хорошим результатом. Уровень детей контрольной группы соответствовал преимущественно бронзовому значку ГТО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования показали, что дети к концу эксперимента значительно прибавили в показателях физической подготовленности. Большинство занимающихся стали регулярно заниматься физической культурой и спортом и смогли выполнить нормативы на золотой и серебряный значок ГТО, Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной нами методики проведения внеурочных занятий по легкой атлетике у школьников 5-6 классов.
ЛИТЕРАТУРА
- Латыпов, И.К. Содержание и организация работы групп начальной подготовки в условиях общеобразовательной школы (на примере легкой атлетики). - автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1996. - 24 с.
- Никитушкин, В.Г. Легкая атлетика в начальной школе / учебное пособие. - М.: Юрайт, 2023. - 205 с.